Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья (1 класс) на тему

Велигодская Анна Константиновна

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с блоками (дай, возьми, убери и т.д.)

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей детей и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребенком и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки. Необходимо отметить, что блоки Дьенеша эффективно использовать и в качестве диагностического материала в обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_blokov_denesha.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  блоков  Дьенеша как средство сенсорного воспитания    обучающихся  с интеллектуальными нарушениями

Сенсорное воспитание  это одна из основных сторон   воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, именно оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие  основывается на развитии ощущений, восприятий и представлений, т.е. включает всю сложную систему работы анализаторов. Учащиеся  с умеренной умственной отсталостью имеют нарушения  сенсорной сферы. Все это отрицательно сказывается на  развитии и социализации  учащихся с умеренной умственной отсталостью  и вызывает необходимость коррекции   недостатков сенсорного развития  школьников.   Сенсорное воспитание  является эффективным способом коррекции отклонений в развитии учащихся с умеренной умственной отсталостью. Сенсорное воспитание  представляет собой  систему педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий.

Выделяют два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании. На ощупь познается объемная форма предметов.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

  • восприятие целостного облика предмета;
  • выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);
  • выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
  • повторное целостное восприятие предмета.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.

Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета.

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил, что только опираясь на потенциал ребенка, можно  добиться реальных успехов в  математике. Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме,  организовывать  занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий.

   Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие ).

     Основные задачи в работе с блоками Дьенеша:

  • способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвет; толщину;
  • определять свойства фигур на ощупь;
  • обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам.

     У игр и упражнений есть три варианта сложности.

  • Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые),
  • на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме),
  • третий вариант – классификация  блоков  по  трем  свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

Работа с  блоками  Дьеныша  начинается с их знакомства.   Сначала  обучающиеся обследуют блоки: трогают, перебирают, держат в руках, используют в строительных играх. Затем можно предложить следующие задания:

  • Покажи все фигуры такого же цвета, как эта.
  • Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  •  Разложи на синее поле все  синие фигуры, на желтое— желтые, а на красное– красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

В зависимости от возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью игры и упражнения можно усложнять:

  • Назови (покажи),  какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
  • Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  • Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с блоками (дай, возьми, убери и т.д.)

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей детей и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребенком и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки. Необходимо отметить, что блоки Дьенеша эффективно использовать и в качестве диагностического материала в обследовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Литература.

Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М.: Владос, 2014.

Хощенко Н. А., Расстегаева Е. С. Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта  // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.   — Челябинск: Два комсомольца, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения и ...

Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие развивающие методики  совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш  посвятил исследованиям, препода...

Применение современных образовательных технологий на коррекционном курсе "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями

В данном докладе рассматриваются образовательные технологии, их влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в рамках ФГОС. А также, описывается опы...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...