Наиболее продуктивные методы обучения в начальной школе
статья

Медведева Наталья Александровна

Ка правильно учить детей?

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Младший школьный возраст является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность – деятельность учения.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя. Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

Опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и практику современности, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.3_publikatsiya_metodich._razr.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:
«Наиболее продуктивные методы обучения в начальной школе»

Выполнена:

Учителем начальных классов
ГБОУ СОШ №8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Медведевой Натальей Александровной

Санкт-Петербург

2019 год

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Младший школьный возраст является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность – деятельность учения.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Термин «мотивация» происходит от английского «movere» – «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то, или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов [2].

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя. Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности [5].

Опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и практику современности, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся. Первое условие — максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Мышление является ведущим среди всех познавательных психических процессов. То есть, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать их мышление [6]. Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления, а так же учитывается память и внимание учеников. Второе условие развитие познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса третье важное условие.

Четвертое условие благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик учитель», «ученик родители и близкие», «ученик коллектив».

Активные методы обучения методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. [7]

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму методов обучения.

На данный момент лидирующим в школе, становится конструктивистское преподавание на основе Кембриджского университета, которое будет проявляться в интеграции имеющихся знаний с новыми, добытыми самостоятельно из различных источников, с преобладанием диалога в обучении.

Развитие диалогической беседы в классе. Диалоговое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учеником через диалог, специально организованный учителем. Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого [8]. Таким образом, ребенок учится самостоятельно решать проблемы, учится искать разные решения.

Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Групповое обучение это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является группа. При групповой форме обучения класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А.Г.Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.

Проводимый нами на первом этапе исследования анализ нормативных документов, методической литературы и школьной практики показал, что одной из актуальных проблем обучения на современном этапе является внедрение разнообразных методов активизации познавательного интереса в учебный процесс с применением «Новых подходов в обучении и преподавании». Уроки с использованием современных средств и методов обучения повышают мотивацию, пробуждают интерес школьников к предмету.

Главная трудность в первых классах – у детей нет возможности добыть знания самостоятельно в группах, они ещё не способны читать материал и понимать его.

В первых-вторых классах подойдут «Игровые технологии».

Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:

а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.

Дидактическую ценность имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения.

Заключение

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с игровой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть успеха.

Внедрение разнообразных методов обучения повышает познавательную интерес, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. -  М.: Омега - Л., 2014.
  2. Вивжа Е. Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться? [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:   http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=60043  (24.09.2012)
  3. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы 2003 год, 290 стр. http://e-libra.ru/read/367629-motivaciya-i-motivy.html
  4. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. – С-П., 1997
  5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, –73 с.
  6. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся //Современная педагогика. 1999. – 27 с.
  7. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Знание, 2006. – 190 с.
  8. Внедрение семи моделей программы Кембриджского университета в преподавание (videouroki.net/filecom.php).Основные идеи Кембриджского подхода в обучении (http://ppt4web.ru/pedagogika/osnovnye-idei- kembridzhskogo-podkhoda-v-obuchenii).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемного метода обучения в начальной школе

Данная статья освещает проблему активизации познавательной деятельности младших школьников через проблемный метод обучения, знакомит с задачами проблемного обучения, приёмами создания проблемных ситуа...

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»

Многие методические инновации на современном этапе обучения связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный (от англ. «interactive-взаимодействующий») – значит сп...