Рабочая программа " Одарённые дети"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми в 1-4 классах. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в начальной школе. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 376.76 КБ |
Предварительный просмотр:
N раздела | Содержание | Стр. |
Паспорт программы | 3 | |
Раздел 1 | Пояснительная записка | 5 |
Раздел 2 | Цель и задача программы | 9 |
Раздел 3 | Сроки и этапы реализации программы | 10 |
Раздел 4 | Обучение и развитие одаренных детей | 12 |
Раздел 5 | Формы организации деятельности, методы обучения | 18 |
Раздел 6 | Работа с родителями | 19 |
Раздел 7 | Планируемые результаты | 22 |
Список литературы | 23 | |
Приложение 1. План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми на 4 года | 24 | |
Приложение 2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА 2020-2024 учебный год | 25 | |
Приложение 3. Мониторинг результативности работы с одаренными детьми. | 27 | |
Приложение 4. Творческий отчет учителя начальных классов Ахметзяновой Насимы З. по результатам работы «Программы «Одаренные дети» за 2020-2024гг. | 32 | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на 2020-2024 гг.
Образовательная организация | МБОУ СОШ с.Старокурмашево муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан |
Юридический и почтовый адрес e-mail: | 452238, РБ, Кушнаренковский район, с.Старокурмашево, ул.Парковая , д.11. |
Наименование Программы | Программа « Одаренные дети» |
Руководитель программы | Ахметзянова Насима Зуфаровна |
Разработчик Программы | Ахметзянова Насима Зуфаровна |
Заказчики Программы | Родительская общественность, педагогический коллектив, социум |
Исполнители Программы | Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. |
Основания для разработки Программы |
|
Срок действия Программы | 4 года |
Этапы реализации Программы | 1. 2020 гг. - подготовительный этап 2.2021г. - организационно-диагностический этап 3. 2022-2024 гг. - практико-внедренческий этап 4. 2024 г. - обобщающе-аналитический этап |
Концепция | Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Выявление одаренных начинается в начальных классах и продолжается далее на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Диагностика одаренности служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. |
Основная цель | Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся школы, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и требованиями ФГОС. |
Основные задачи |
|
Приоритетные направления программы | Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности. |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Основными ресурсами для реализации Программы являются:
|
Ожидаемые результаты Программы |
|
Управление программой | Управление реализацией Программы «Одарённые дети» на 2020-2024 гг. осуществляется администрацией. |
Раздел 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
«В основе всей нашей системы образования
должен лежать фундаментальный принцип –
каждый ребёнок одарен,
раскрытие его талантов –
это наша задача.
В этом успех России».
В.В. Путин
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми в 1-4 классах. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в начальной школе. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач.
Идея программы:
Одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы должна стать работа с одарёнными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие с первых дней появления в школе.
Актуальность программы:
Сегодня для нашего общества чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей, так как в век инновационных технологий – это потенциал для нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей». Актуальность образовательной программы « Одаренные дети» опирается на необходимость подготовки творческих, креативных, интеллектуально грамотных личностей, способных стать двигателем прогресса общества.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания школы, учителей, родителей обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень
Поэтому работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Научная новизна
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому ученику еще с первых дней появления в школе попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. В современных условиях выявление и развитие одаренных детей становится чуть ли не основным направлением внеурочной работы. Возникает необходимость рассмотрения принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, методов и форм по работе с одаренными детьми . Научная новизна представляется в необходимости создания сплоченной команды для развития одаренности детей «Учитель+ученик+родитель» . Подготовка и участие учителя наряду с обучающимися в профессиональных конкурсах, мастер- классах, обменах опытом является образцом для детей и стимулирует их к новым свершениям.
Практическая значимость: создание банка электронных данных детей для отслеживания положительной динамики процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня, научно-исследовательских конференций.
Ожидаемые результаты:
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
- Развитие потенциала детей. Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. Повышение качества образования и воспитания обучающихся младшего школьного возраста в целом.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей. Обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.
Концепция программы
Работа с одарѐнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе . В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности. Образовательный процесс должен быть направлен на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса. Обучающий процесс должна идти рука об руку с воспитательным процессом, так как младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Однако не все они развиваются, нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Важно обучать и воспитывать одаренного ребенка, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Раздел 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, начиная с 1 класса , их самореализация, самоопределение в соответствии со своими способностями. Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Задачи:
- Выявить одаренных детей в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
- Разработать систему диагностик для определения одаренности у детей младшего школьного возраста с целью наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
- Провести мониторинг результатов личностных достижений учащихся.
- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
- Разработать Программу развития одарённых детей.
- Разработать методическое сопровождение.
- Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
- Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.
Раздел 3
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап ( 2020 г) - подготовительный.
Цель: Разработка системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
1.Изучение нормативной базы
2.Разработка программы работы с одаренными детьми
3.Изучение материально-технических условий реализации программы
Создание:
1.Банка данных по одаренным детям
2.Банка творческих работ учащихся
3.Банка конкурсов и олимпиад
Организация:
1.Выявления одаренных детей
2.Организация внеклассной и работы по предмету
3.Индивидуальных занятий
2 этап (2021г) - организационно-диагностический
Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися
Задачи:
1.Диагностика склонностей одаренных детей
2.Разработка методических рекомендаций и создание банка материалов для проведения мероприятий по работе с одаренными детьми
3 этап(2022-2023гг) - практический
Цель: реализация мероприятий программы
Задача: систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми, подготовка и проведение конкурсов, олимпиад
4 этап ( 2024)- аналитический
Цель: подведение итогов реализации программы
Задачи:
1.Анализ итогов реализации программы
2.Анализ преемственности на всех этапах работы с одаренными детьми
3.Создание портфолио одаренных детей.
Раздел 4
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе (I-IV классы) важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества, конкурсы, интеллектуальные игры и др.) Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
В работе по обучению и развитию одаренных детей используются следующие методы :
- Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно - образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, писателями.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
- Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
- Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Использование современных технологий
В работе с ОД применяются самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Разноуровневое обучение
- Использование исследовательского метода в обучении
- Проектные методы в обучении
- Игровые методы
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
При разработке программы «Одаренный ребенок» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. В ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и конкретизировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
«Каждый ребёнок – личность».
Эту тайну открыл Василий Сухомлинский. Во всём должна быть духовная общность. С одной стороны учитель с морем света, но и со знанием, с другой – ребёнок, с третьей стороны - родитель. Интересна идея «самооценки школьника», которая помогает ребёнку стать самостоятельным, свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение.
Проектная деятельность
Основным фактором новизны работы с одарёнными детьми по использованию информационно-коммуникационных технологий для учителей является проектная деятельность.
Однако учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской технологии:
- в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должна стать специальным предметом обучения;
- проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
- по объему - это мини-проект,
- по способу построения - "квази-исследовательский";
- по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
- особым предметом освоения младших школьников при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности.
Выводы:
В целом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе усиливает образовательный эффект;
- повышает качество усвоения материала;
- строит индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществляет дифференцированный подход к учащимся ;
- организует одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Раздел 5.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Работа по подгруппам
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные
Наглядные
Практические
Устное изложение
Показ видеоматериалов, иллюстраций
Тренинг и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Раздел 6.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.
Практическая работа будет заключаться в следующем:
- Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.
- Подбор научной и практической литературы для родителей.
3.При организации работы с одаренными детьми будут учтены характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств, оказана помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Развитию одаренности детей младшего школьного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Следовательно, задача каждого учителя - оказание психолого-педагогической поддержки семьям для развития способностей, таланта и одаренности обучающихся школы.
Рекомендации родителям по развитию способностей, таланта и одаренности детей:
- дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
- старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
- старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
- избегайте сравнивать детей друг с другом;
- дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
- поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
- поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
- способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
- дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
- не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
- будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
- находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Родители своим поведением должны демонстрировать, что:
- они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
- они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
- они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше);
они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Раздел 7.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Список литературы
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.–№9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№7
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
Приложение 1. План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми на 2020 -2024 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | Август, ежегодно | |
Диагностика одаренных детей | октябрь | |
Составление индивидуальной программы обучения: | постоянно | |
Организация и проведение школьных олимпиад. | 2023,2024 гг октябрь | |
Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских олимпиадах. | | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы работы с одарёнными детьми. | Май, | |
Пополнение методической литературы ЭОР для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | |
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. | Ежегодно |
Приложение 2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА 2020-2024 учебный год
| Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование |
Октябрь | Практические занятия. |
В течении всего учебного года. | Работа на образовательной платформе Учи.ру. Участие в марафонах, олимпиадах. |
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ» | |
Декабрь | Участие в олимпиаде «Кубок Гагарина» Участие в школьном этапе Республиканского конкурса научно-исследовательских работ и проектов Республики Башкортостан ( в рамках МАН) |
Январь | Выступление на муниципальном этапе Республиканского конкурса научно-исследовательских работ и проектов Республики Башкортостан ( в рамках МАН) |
Февраль | Участие в конкурсах, посвященных Дню защитника Отечества |
Ноябрь | Участие в муниципальной НПК «Золотое перо». |
Апрель
| Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру». Участие во Всероссийском конкурсе чтецов « Тукаевские напевы» Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Составление плана. |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. |
В течение года | Участие в конкурсах, посвященных ВОВ Международная олимпиада «Глобус»по ПДД |
Участие в разноуровневых научно-исследовательских конкурсах, таких как: -Международный конкурс Российской Академии Естествознания «Старт в науке» - Всероссийский конкурс « Мы гордость Родины» РОО « Доктрина» - Международный конкурс « RESEARCH START» МЦНИП « Наука и образование он-лайн» | |
Создание в учебном кабинете материальной базы. |
Приложение 3. Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.
Виды и формы контроля
Виды контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной Контроль | В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа,опрос, тестирование, анкетирование |
Текущй контроль | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа |
Промежуточный контроль | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия | Определение степени усвоения учащимися Учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка,конкурс, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование, дипломы, участие в форумах и т.д. |
Итоговый контро ль | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.Получение сведений для совершенствования | Конкурс ,диплом, фестиваль, форум, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита проектов, взаимозачет |
образовательной программы | игра-испытание, | ||
и методов обучения. | Переводные и итоговые | ||
занятия,эссе, | |||
коллективная рефлексия, | |||
отзыв,коллективный | |||
анализ работ, | |||
самоанализ, | |||
тестирование, | |||
анкетирование и др. |
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение Праздничные мероприятия Конкурсы, соревнования Открытые и итоговые занятия Диагностика Анализ мероприятий Диагностические игры Анализ выполнения программ Анкетирование Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности Анализ приобретенных навыков общения Самооценка учащихся Взаимная аттестация Взаимное обучение детей | Грамоты Дипломы Готовые работы Учет готовых работ Журнал Оценки Дневники Анкеты Тестирование Протоколы диагностики Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись Фото Отзывы (детей и родителей) Маршрутные листы Статьи в прессе Аналитические справки Методические разработки Портфолио | Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Переводные, итоговые занятия Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих работ |
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
Объектами контроля могут являться:
- знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
- уровень и качество выполненных проектных работ, и т. д.;
- мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;
- степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности» — имеющиеся знания, опыт, необходимые для успешной и эффективной деятельности.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательной программы с точки зрения компетентностного подхода являются:
- степень сформированности компетентностей (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;
- динамика достижений, обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
При постановке задач, направленных на формирование компетентностей, можно ориентироваться на следующий перечень (по Тряпициной А.П.):
- компетентность «быть» — способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;
- компетентность «знать» — способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;
- компетентность «уметь» — способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;
- компетентность «жить вместе» — способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
- Формы подведения итогов реализации образовательной программы ОД
Некоторые формы подведения итогов:
- опрос
- контрольное занятие
- самостоятельная работа
- защита проектов
- конкурс
- олимпиада
- открытое занятие для родителей
- игра-испытание
- презентация творческих работ
- самоанализ
- коллективный анализ работ
- эссе
Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и школой своевременного анализа результатов.
Дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — это те документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- защита творческих проектов выпускников;
- персональные выставки учащихся;
- итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
- участие учащихся в конкурсах, научно-практических конференциях.
Итоги реализации программы | |||
1. | Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. | Учителя, классный руководитель | Ежегодно, май. |
2. | Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Одарённые дети». | Учителя, руководитель проекта
| 4 год обучения, май. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".
По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Рабочая программа "Одарённые дети"
В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих способностей одаренных детей, творче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Рабочая программа "Одарённые дети"
Важнейшим приоритетом становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одарённые дети должны рассматриваться ка...

Рабочая программа «Одарённые дети» для учащихся 1-4 классов.
Цель программы:выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не п...


