Рабочая программа " Одарённые дети"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Ахметзянова Насима Зуфаровна

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми в 1-4 классах. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в начальной  школе. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_odarennye_deti.docx376.76 КБ

Предварительный просмотр:

N раздела

 Содержание  

Стр.

 

Паспорт программы

3

Раздел 1

Пояснительная записка

5

Раздел 2

Цель и задача программы

9

Раздел 3

Сроки и этапы реализации программы

10

Раздел 4

Обучение и развитие одаренных детей

12

Раздел 5

 Формы организации деятельности, методы обучения  

18

Раздел 6

Работа с родителями

19

Раздел 7

Планируемые результаты

22

 

Список литературы

23

 Приложение 1. План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми  на  4 года

24

Приложение 2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА 2020-2024 учебный год

25

 Приложение 3. Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

27

Приложение 4. Творческий отчет учителя начальных классов Ахметзяновой Насимы З. по результатам работы «Программы «Одаренные дети» за 2020-2024гг.

32

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на  2020-2024 гг.

Образовательная организация

МБОУ СОШ с.Старокурмашево муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан

Юридический  и почтовый  адрес

e-mail:

452238, РБ, Кушнаренковский район, с.Старокурмашево,

ул.Парковая , д.11.

razib@yandex.ru

Наименование Программы

Программа « Одаренные дети»

Руководитель программы

Ахметзянова Насима Зуфаровна

Разработчик

Программы

Ахметзянова Насима Зуфаровна

Заказчики

Программы

Родительская общественность, педагогический коллектив, социум

Исполнители

Программы

Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.

Основания

для разработки Программы

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2013 г.
  • Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России».
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373.
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ от 03.04.2012 г. приказ №827.
  • Указ Президента РФ  от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.»
  • Ведомственная целевая программа «Одаренные дети» на 2013-2015 годы.
  • Основная образовательная программа начального общего образования  школы.
  •  Устав   школы  .

Срок действия Программы

4 года

Этапы реализации Программы

    1. 2020 гг. - подготовительный этап

     2.2021г.  - организационно-диагностический этап

     3. 2022-2024   гг.  -   практико-внедренческий этап

      4. 2024 г.  - обобщающе-аналитический этап

Концепция

 Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива  школы.

Выявление одаренных начинается в начальных классах и продолжается далее на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.  Диагностика одаренности  служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Основная цель

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся  школы, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и требованиями ФГОС.

Основные задачи

  • Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития их творческого потенциала личности.
  • Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
  • Создание базы данных ОД в рамках Программы.
  • Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.
  • Развитие системы сетевого взаимодействия школы, удовлетворяющей потребности, интересы детей и социума.
  • Подготовка и повышение квалификации  учителей по работе с одаренными детьми.

Приоритетные  направления программы

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

  • кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;
  • инновационный (использование современных педагогических технологий);

Ожидаемые

результаты

Программы

  • Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  • Повышение качества образования .
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований  различного уровня.
  • Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого  станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
  • Создание творческой группы « Учитель-Ученик-родитель», участвующей в планировании и разработке программ.

Управление программой

Управление реализацией Программы «Одарённые дети» на

 2020-2024 гг.  осуществляется администрацией.  

Раздел 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

 

«В основе всей нашей системы образования

должен лежать фундаментальный принцип –

каждый ребёнок одарен,

раскрытие его талантов –

это наша задача.

В этом успех России».

В.В. Путин

 

          Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с Программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми в 1-4 классах. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в начальной  школе. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач.

           Идея программы:

Одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы должна стать работа с одарёнными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие с первых дней появления в школе.

          Актуальность программы:

     Сегодня для нашего общества чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей, так как в век инновационных технологий – это потенциал для нашей страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

          О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей».  Актуальность  образовательной программы « Одаренные дети» опирается на необходимость подготовки  творческих,  креативных, интеллектуально грамотных личностей, способных   стать  двигателем прогресса общества.    

   Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

       Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания школы, учителей, родителей   обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень

Поэтому работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Научная новизна

Отличительной особенностью программы   является то, что она даёт возможность каждому ученику еще с первых дней появления в школе  попробовать свои силы в разных видах творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. В современных условиях   выявление и развитие одаренных детей становится чуть ли не основным направлением внеурочной работы. Возникает необходимость  рассмотрения принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, методов и форм по работе с одаренными детьми . Научная новизна  представляется в необходимости  создания   сплоченной  команды для  развития одаренности детей  «Учитель+ученик+родитель» . Подготовка и участие учителя наряду с обучающимися в профессиональных конкурсах, мастер- классах, обменах опытом является образцом для детей и стимулирует их к новым свершениям.    

        Практическая значимость: создание банка электронных данных  детей  для отслеживания положительной динамики процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок,  соревнований различного уровня, научно-исследовательских конференций.

        Ожидаемые результаты:

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  2. Создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
  3. Развитие потенциала детей. Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  4. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми. Повышение качества образования и воспитания обучающихся младшего школьного возраста в целом.
  5. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей. Обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.

        Концепция программы

        Работа с одарѐнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе . В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

        Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности. Образовательный процесс должен быть направлен на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса. Обучающий процесс должна идти рука об руку с воспитательным процессом, так как младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.

         Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Однако не все они развиваются, нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Важно   обучать и воспитывать  одаренного ребенка, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Раздел 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ

 Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, начиная  с 1 класса , их самореализация, самоопределение в соответствии со своими способностями. Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Задачи:

  •    Выявить одаренных детей в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
  • Разработать систему диагностик для определения одаренности у детей младшего школьного возраста с целью наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
  •  Провести мониторинг результатов личностных достижений учащихся.
  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
  • Разработать Программу развития одарённых детей.
  • Разработать методическое сопровождение.
  • Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
  • Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.

Раздел 3

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап ( 2020 г) - подготовительный.

Цель: Разработка системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

1.Изучение нормативной базы

2.Разработка программы работы с одаренными детьми

3.Изучение материально-технических условий реализации программы

Создание:

1.Банка данных по одаренным детям

2.Банка творческих работ учащихся

3.Банка конкурсов и олимпиад

Организация:

1.Выявления одаренных детей

2.Организация внеклассной и работы по предмету

3.Индивидуальных занятий

2 этап (2021г) - организационно-диагностический

 Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися

 Задачи:  

1.Диагностика склонностей одаренных детей

2.Разработка методических рекомендаций и создание банка материалов для проведения мероприятий по работе с одаренными детьми

3 этап(2022-2023гг) -  практический

Цель: реализация мероприятий программы

Задача: систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми, подготовка и проведение конкурсов, олимпиад

4 этап ( 2024)- аналитический

Цель: подведение итогов реализации программы

Задачи:

1.Анализ итогов реализации программы

2.Анализ преемственности на всех этапах работы с одаренными детьми

3.Создание портфолио одаренных детей.

Раздел 4

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

        При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе (I-IV классы) важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества, конкурсы, интеллектуальные игры и др.) Вводятся элементы обучения  по индивидуальным программам.

     В работе по обучению и развитию одаренных детей используются следующие методы :

  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно - образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, писателями.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  8. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  10. Метод инверсии, или метод обращенияСпособствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

        В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

        Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Использование современных технологий

        В работе с ОД  применяются самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровьесберегающие технологии

При разработке программы «Одаренный ребенок» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество  психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. В ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и конкретизировать  информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.

«Каждый ребёнок – личность».

        Эту тайну открыл Василий Сухомлинский. Во всём должна быть духовная общность. С одной   стороны учитель с морем света, но и со знанием,  с другой – ребёнок, с третьей стороны - родитель.  Интересна  идея «самооценки школьника», которая помогает ребёнку стать самостоятельным, свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение.

Проектная деятельность

        Основным фактором новизны работы с одарёнными детьми по использованию информационно-коммуникационных технологий для учителей является проектная деятельность.

Однако учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской технологии:

  • в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должна стать специальным предметом обучения;
  • проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
  • по объему - это мини-проект,
  • по способу построения - "квази-исследовательский";
  • по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
  • особым предметом освоения младших школьников при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности.

Выводы:

В целом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе усиливает образовательный эффект;

  • повышает качество усвоения материала;
  • строит индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся ;
  • организует одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Раздел 5.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Работа по подгруппам  

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Тренинг и др.

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
  2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
  3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
  4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.

Раздел 6.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.  

Практическая работа будет заключаться в следующем:

  1. Анкетирование родителей с целью  оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании ОД.
  2. Подбор научной и практической литературы для родителей.

3.При организации работы с одаренными детьми будут учтены характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств, оказана помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Развитию одаренности детей младшего школьного возраста способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.  В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена    совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Следовательно, задача каждого учителя - оказание  психолого-педагогической поддержки семьям для развития способностей, таланта и одаренности обучающихся  школы.

Рекомендации родителям по развитию способностей, таланта и одаренности детей:

  • дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
  • старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
  • старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
  • избегайте сравнивать детей друг с другом;
  • дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  • поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
  • поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
  • способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
  • дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
  • не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
  • будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
  • находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. 

Родители    своим   поведением  должны демонстрировать, что:

  • они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
  • они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
  • они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше);

они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Раздел 7.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

                                             

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Список литературы


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.–№9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№7
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

Приложение 1. План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми на 2020 -2024 гг.

Мероприятия

Сроки

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Диагностика одаренных детей

октябрь
ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

 2023,2024 гг

октябрь

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских  олимпиадах.

  
ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы  работы с одарёнными детьми.

Май,
ежегодно

 Пополнение методической  литературы ЭОР для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

Ежегодно
май

 

 

Приложение 2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА 2020-2024 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование

Октябрь

  Практические занятия.

 В течении  всего учебного года.

  Работа на образовательной платформе Учи.ру.

Участие в марафонах, олимпиадах.

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Декабрь

Участие  в олимпиаде «Кубок Гагарина»

Участие в школьном этапе Республиканского конкурса научно-исследовательских работ и проектов Республики Башкортостан ( в рамках МАН)

Январь

 Выступление на муниципальном этапе Республиканского конкурса научно-исследовательских работ и проектов Республики Башкортостан ( в рамках МАН)

Февраль

Участие в конкурсах, посвященных Дню защитника Отечества

 Ноябрь

Участие в муниципальной НПК «Золотое перо».

Апрель

 

Участие во Всероссийской олимпиаде «Учи.ру».

Участие во Всероссийском конкурсе чтецов « Тукаевские напевы»

Результаты, достижения.  Планирование на следующий уч. год.

Составление плана.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года.

В течение года

Участие в конкурсах, посвященных ВОВ

  Международная олимпиада «Глобус»по ПДД

Участие в разноуровневых  научно-исследовательских   конкурсах, таких как:

-Международный конкурс Российской Академии Естествознания  «Старт в науке»

-  Всероссийский конкурс « Мы гордость Родины» РОО « Доктрина»

- Международный конкурс « RESEARCH START» МЦНИП « Наука и образование он-лайн»

Создание в учебном кабинете материальной базы.

 

Приложение 3. Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

Виды и формы контроля

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной

Контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития        детей,        их

творческих способностей

Беседа,опрос, тестирование,

анкетирование

Текущй контроль

В течение всего учебного года

Определение        степени усвоения учащимися

учебного        материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала Повышение ответственности                и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих                обучение. Подбор                                наиболее эффективных        методов         и средств обучения

Педагогическое наблюдение,        опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По        окончании изучения темы или раздела. В конце        месяца, четверти, полугодия

Определение        степени усвоения учащимися

Учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка,конкурс,

  творческая         работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита         рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование, дипломы, участие в форумах и т.д.

Итоговый контро

ль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.Получение

сведений        для

совершенствования

Конкурс ,диплом,

фестиваль, форум, творческая        работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей,        опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита проектов, взаимозачет

образовательной программы

игра-испытание,

и методов обучения.

Переводные и итоговые

занятия,эссе,

коллективная рефлексия,

отзыв,коллективный

анализ        работ,

самоанализ,

тестирование,

анкетирование и др.

 

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр        способов        и        форм

выявления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр  способов  и  форм

предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение   Праздничные мероприятия

Конкурсы, соревнования Открытые и итоговые занятия Диагностика

Анализ мероприятий Диагностические игры Анализ выполнения программ Анкетирование

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

Анализ приобретенных навыков общения

Самооценка учащихся Взаимная аттестация Взаимное обучение детей

Грамоты Дипломы Готовые работы

Учет готовых работ Журнал

Оценки Дневники Анкеты Тестирование

Протоколы диагностики Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись

Фото

Отзывы (детей и родителей) Маршрутные листы Статьи в прессе Аналитические справки Методические разработки

Портфолио

Выставки Конкурсы Фестивали Праздники

Переводные, итоговые занятия

  Диагностические карты

Тесты

Аналитические справки Портфолио

Защита творческих работ

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

Объектами контроля могут являться:

  • знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
  • уровень и качество выполненных проектных работ,  и т. д.;
  • мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;
  • степень самостоятельности и уровень творческих способностей.

Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности» — имеющиеся знания, опыт, необходимые для успешной и эффективной деятельности.

Основополагающими критериями эффективности реализации образовательной программы с точки зрения компетентностного подхода являются:

  • степень сформированности компетентностей (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;
  • динамика достижений, обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.

При постановке задач, направленных на формирование компетентностей, можно ориентироваться на следующий перечень (по Тряпициной А.П.):

  • компетентность «быть» — способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие;
  • компетентность «знать» — способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;
  • компетентность «уметь» — способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;
  • компетентность «жить вместе» — способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.

  1. Формы подведения итогов реализации образовательной программы ОД

Некоторые формы подведения итогов:

  • опрос
  • контрольное занятие
  • самостоятельная работа
  • защита  проектов
  • конкурс
  • олимпиада
  • открытое занятие для родителей
  • игра-испытание
  • презентация творческих работ
  • самоанализ
  • коллективный анализ работ
  • эссе

Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и  школой своевременного анализа результатов.

Дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. — это те документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • защита творческих проектов выпускников;
  • персональные выставки учащихся;
  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
  • участие учащихся в  конкурсах,  научно-практических конференциях.

 

  Итоги реализации программы

1.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Учителя,  классный руководитель

Ежегодно, май.

2.

Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Одарённые дети».                      

  Учителя, руководитель проекта

 

 4 год обучения, май.

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".

По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Программа "Одарённые дети"

Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...

Рабочая программа "Одарённые дети"

   В  законе  РФ  «Об  образовании» указывается  на  необходимость  развития  творческих  способностей  одаренных  детей, творче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Рабочая программа "Одарённые дети"

Важнейшим приоритетом становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому,  одарённые дети должны рассматриваться ка...

Рабочая программа «Одарённые дети» для учащихся 1-4 классов.

Цель программы:выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не п...