Рабочая программа "Одарённые дети"
рабочая программа (1 класс) по теме

Кочкаева Лариса Анатольевна

     В  законе  РФ  «Об  образовании» указывается  на  необходимость  развития  творческих  способностей  одаренных  детей, творческой  молодежи.

  Основными  направлениями  программы    является  активный  поиск  и  развитие  одаренных  детей  и  талантливой  молодёжи.

    Программа  направлена  на  формирование  основной  цели: 

создать  систему  работы  с  одаренными  детьми  на  основе  современных  научных  методик  и  технологий  обучения,  воспитания,  развития  личности.

     Задачи:

  1. Выявление  одаренных  детей.
  2. Отбор  форм  и  методов  работы  с  творчески  одаренными  детьми  и  детьми, имеющими  повышенную  мотивацию  к  учению.
  3. Развитие  одаренности  детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnye_deti.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

     В  законе  РФ  «Об  образовании» указывается  на  необходимость  развития  творческих  способностей  одаренных  детей, творческой  молодежи.

  Основными  направлениями  программы  деятельности  школы  является  активный  поиск  и  развитие  одаренных  детей  и  талантливой  молодежи.

   За  основу  взята  концепция, разработанная  в  лаборатории «Творческой  одаренности» НИИ  ПУО  БГПУ  под  руководством  профессора  Н.И.Ильичевой.

   Работа  с  одаренными  и  способными  учащимися,  их  выявление  и  развитие - важнейший  аспект  деятельности  школы.

     Одаренные  дети  впоследствии  должны  стать  идейными  вдохновителями  общественного  процесса  в  целом. Общеобразовательным  школам, отделам  по  образованию, учреждениям  дополнительного  образования  необходимо  нацеливать  свою  работу  на  активный  поиск  и  развитие  одаренных  и  способных  детей, и  это  должно  стать  одним  из  основных  аспектов  их  деятельности.

     Выявление  одаренных  детей  должно  осуществляться  на  начальной  ступени  обучения. Это  необходимо  делать  на  основе  наблюдения, изучения  индивидуальных  психологических  особенностей, особенностей  речи, памяти, логического  мышления. Основное внимание  при  выявлении  одаренности  следует  уделять  детям, которые:

  1. испытывают  определенную  радость  от  умственного  труда, от  «добывания»  знаний;
  2. имеют,  по  сравнению  с  большинством,  более  высокие  интеллектуальные  способности, восприимчивость  к  учению, творческие  возможности  и  проявления;
  3. имеют  ненасыщенную  познавательную  потребность, доминирующую, активную.

    Условно  выделяют  три  категории  одаренности  детей:

  1. Дети  с  необыкновенно  высоким  общим  уровнем  умственного  развития  при  прочих  равных  условиях.
  2. Дети  с  признаками  специальной  умственной  одаренности  в  определенной  области  науки.
  3. Учащиеся, не  достигающие  по  каким-либо  причинам  успехов  в  учении, но  обладающие  яркой  творческой  одаренностью.

    Важность  и  актуальность  решения  проблемы  выявления  и  развития  одаренных  и  высокоинтеллектуальных  детей  нельзя  переоценить. На  сегодняшний  день  открываются  новые  возможности  для  развития  личности  учащегося, способного  и  одаренного  при  всех  имеющихся  трудностях  в  системе  среднего  образования.

     Программа  направлена  на  формирование  основной  цели:  

создать  систему  работы  с  одаренными  детьми  на  основе  современных  научных  методик  и  технологий  обучения,  воспитания,  развития  личности.

     Задачи:

  1. Выявление  одаренных  детей.
  2. Отбор  форм  и  методов  работы  с  творчески  одаренными  детьми  и  детьми, имеющими  повышенную  мотивацию  к  учению.
  3. Развитие  одаренности  детей.

    Принципы  педагогической  деятельности  в  работе  с  одаренными  детьми:

  1. Принцип  обновления  и  расширения  содержания  образования.
  2. Принцип  индивидуализации  и  дифференциации  обучения.
  3. Принцип  максимального  разнообразия  предоставленных  возможностей  для  развития  личности.
  4. Принцип  возрастания  роли  внеурочной  деятельности.
  5. Принцип  свободы  выбора  учащимися  дополнительных  образовательных  услуг, помощи, наставничества.
  6. Принцип  создания  условий  совместной  работы  учащихся  при  минимальном  участии  учителя.

               

Концепция работы с одарёнными детьми

К группе одаренных детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных ребят интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности  и проявления
  • имеют доминирующую, активную не насыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности

Полезно иметь в виду , что можно условно выделить три категории одаренных детей :

  1. дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте)
  2. дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте)
  3. учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада , незаурядными умственными резервами ( возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте )

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся , а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей , является одним из главных направлений работы школы .

В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими принципами:

  • принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  •  принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной помощи учителя.

Цели и задачи работы с одарёнными детьми

                               

                     Целями работы  с одаренными детьми являются:

  • выявление одаренных детей
  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
  • научно – методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

2. проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной  деятельностью для выявления детей, имеющих склонность и показывающих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • периодического сбора сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах;
  1. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • лонгэтюдное (длительное) наблюдение за такими детьми;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

  • учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
  • наставником, который:
  • выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
  • координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
  • обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;
  • осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.

    Наставниками могут стать учителя, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  1. отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов; форм и приемов с опорой на такие правила, как:
  • соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
  • минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
  • не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что принимаете их (такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).
  1. Предоставление возможности совершенствовать  способности в совместной деятельности с педагогом, поскольку научный руководитель:
  • Поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

  • Создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
  • Способствует пробуждению желания испытывать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой – либо области;
  1. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:
  • целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности
  1. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
  • понимание особенностей развития одаренного учащегося
  • стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»
  • освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
  • не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным)
  • не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи
  • может иметь некоторое отставание в физическом развитии ( проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявым почерке )
  • не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы
  • ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательное отношение к школе
  • ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость .

                         

Стратегия работы с одарёнными детьми

     Успешность работы с одаренными учащимися в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе. Поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

       Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

       Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1  уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство)

2 уровень  развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета  (младший школьник, младший подросток)

3 высший уровень – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение ( наблюдается у старшеклассников ).

ЦЕЛИ:

  1. развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развить природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период.
  2. развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

ЗАДАЧИ:

  1. выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности , а также путем анализа результативности умственного труда и методов оценок учителей и родителей .
  2. формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. Д.)
  3. воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6-7 лет умение учиться – это прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество.
  4. обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:
  • забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду,  соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей
  • формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом УД, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего
  • организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых)
  • стратегия ускорения обучения  одаренных  детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при решении психолого – педагогического совета
  • организация контроля за развитием познавательной деятельности  одаренных учащихся в виде :
  • контроля по результатам ( итоговый контроль )
  • процессуального контроля
  • предметного контроля

Методы, формы работы с одарёнными учащимися

       

     Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей само ценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности  развития мышления, умений работать самостоятельно.

        Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.

    Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини – курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно – практической работы или творческих зачетов и т. п.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях общеобразовательной школы выделение таких детей в особые группы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими тоже способными детьми. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимального развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий .

      Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы.

Важным фактором является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одарёнными детьми

                                           

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению
  2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися
  3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе гимназии
  4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей , иметь характер помощи , поддержки
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать
  • учитель стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием
  1. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

       

Информационно-методическое  обеспечение  процесса  управления  развитием  одаренных  детей.

Задачи

Содержание  деятельности

Сроки

Ответственные




1.Создание  системы  выявления  одаренности  в  школе.

1.Создание  банка  данных  об  одаренных  детях.


2.Подбор  диагностического  материала  для  изучения  способностей  детей.


3.Изучение  способностей  и  возможностей  педагогов  управлять  процессом  развития  одаренности  учащихся.

В  течение  года




В  течение  года






сентябрь

З.д.  по  У.В.Р., школьный  психолог



Школьный  психолог





З.д.  по  У.В.Р., школьный  психолог

2.Осуществление  информационного  обеспечения  процесса  развития  способностей  детей.

1.Составление картотеки  газетно-журнальных  статей  по  проблеме  развития  одаренности.


2.Накопление  литературы  по  проблеме.

В  течение  года







В  течение  года

Библиотекарь,  

З.д.  по  У.В.Р.  




3.Осуществление  методического  обеспечения  процесса  развития  одаренности.

1.Подбор   программ  факультативов, кружков, клубов  по  интересам.


2.Разработка  практических  рекомендаций  по  составлению  программ  индивидуального  развития  одаренных  детей.


3.Формирование  опыта  по  проблеме, использование  в  практике  работы.

Сентябрь






Сентябрь-октябрь








В  течение  года





Учителя-предметники, руководители  кружков, клубов  по  интересам,

З.д. по  У.В.Р.

Классный  руководитель, школьный  психолог






З.д.  по  У.В.Р.,

Школьный  психолог



Обеспечение  технологической  готовности  педагогов  к  решению  проблемы  по  выявлению  и  обучению  одаренных  детей.

Задачи

Содержание  деятельности

Сроки

Ответственные





1.Углубление  знаний  педагогов  по  проблеме.

Провести  семинары:

1.Понятие  одаренности.


2.Формы  и  методы  работы  с  одаренными  детьми.


3.Особенности  содержания  учебных  программ  для  одаренных  детей.




Сентябрь



Ноябрь





Январь








Школьный  психолог



З.Д.по  У.В.Р.,

Школьный  психолог



З.Д. по  У.В.Р.


2.Провести  родительское  собрание: Роль  семьи  в  выявлении  и  развитии  одаренности  ребенка.

Анкетирование  для  родителей.


Декабрь





Классные  руководители




3.Пропагандирование  передового  опыта  по проблеме  одаренности  детей.

1.Участие  в  работе  районных  М.О.по  планированию, разработке  программ, использованию  форм  и  методов  работы  с  одаренными  детьми.


2.Участие  в  районных  мероприятиях  по  данной  проблеме.


В  течение  года











В  течение  года




Школьный  психолог,

З.Д. по  У.В.Р.








З.Д. по  У.В.Р.,

Классные  руководители,

Школьный  психолог

Создание  условий  для  развития  и  самореализации  одаренных  детей.

Задачи

Содержание  деятельности

Сроки

Ответственные










1.Способствовать  получению  дополнительного  образования  одаренных  детей.







1.Организация    работы   кружков, клубов  по  интересам,  факультативов,

конкурсов,  интеллектуальных  марафонов.  


2.Информировать  учащихся  о  проведении  подготовительных  курсов  в  ВУЗах  края.


3.Постоянное  совершенствование  методической  системы  работы  с  одаренными  детьми.


4.Подготовка  и  участие  в  школьных,  районных, краевых  олимпиадах, творческих  конкурсах.


5.Организация  работы  по  индивидуальным  планам.



Сентябрь








В  течение  года







В  течение  года






В  течение  года








Сентябрь-октябрь

Руководители  кружков, клубов  по  интересам, факультативов,

З.Д.по  У.В.Р.






З.Д.по  У.В.Р.







З.Д.по  У.В.Р.






Учителя-предметники,  

Классные  руководители,

З.Д.по  У..В.Р.




Учителя-предметники,

З.Д.по  У.В.Р.




Обеспечение  преемственности  в  работе  с  одаренными  детьми.

Задачи

Содержание  деятельности

Сроки

Ответственные


1.Обеспечить  преемственность  в  работе  между  группой  кратковременного  пребывания  и  начальной  школой.


1.Проводить  совместное  обследование  детей

5,5-6  лет  на  предмет  готовности  к  обучению  в  школе.


2.Проводить  в  группе  кратковременного  пребывания  диагностику  доминирующих  способностей  детей.


май

Школьный  психолог,

З.Д.по  У.В.Р.

Воспитатель ШРР






Школьный  психолог.

Работа  с  учащимися,  имеющими  высокий  уровень  развития  учебно-познавательной  деятельности.

Задачи:

 1.Создать  банк  данных  учащихся,  имеющих  высокий  уровень  развития  учебно-познавательной  деятельности.

2.Выявить  потребности  и  возможности  учащихся,  имеющих  высокий  уровень  развития  учебно-познавательной  деятельности.

3.Произвести  отбор  педагогических  технологий  для  организации  У.П.  в  условиях  вариативного  обучения.

Работа  с  родителями.

Содержание  работы.

Показатели

Технологии

Сроки

Ответственные

Выход

1.

Изучение  запросов родит.мотивир. уч-ся   с  целью  определения  направлений  совместной  работы  школы, родителей  и  их  детей.

1.Анкетирование.


2.Беседа.


3.Психологический  тест,  его  анализ.

В  течение  учебного  года

Школьный  психолог,

классные  руководители

Административн.

совещан,

родительский  комитет

2.

Выявление  потребностей,  определение  перспектив  сотр. школы  и  других  уч.  заведений.

 

1.Собеседование  и  его  анализ.

2.Анкетирование  и  его  анализ.

В  течение  учебного  года

З.Д.по  У.В.Р,

классные  руководители

Совещание  при  

З.Д.по  У.В.Р.

3.

Осуществление  совместной  работы  пед.коллектива  и  родителей  по  созданию  условий  успешности  обучения  мотив.уч-ся.

1.Собеседование.

2.Анализ  тестирования.

В течение  учебного  года

З.Д.по  У.В.Р.,

школьный  психолог, члены  родительского  комитета

Родительский  комитет, админ.

совещание

классные  часы.

Психолого-педагогическое  сопровождение  работы  с  мотивированными  учащихся.

Содержание  работы.

Технологии

Сроки

Ответственные

Выход

1.

Определение  общего  психологического   состояния  учащихся

Психологическое  сопровождение

В течение  учебного  года

Школьный  психолог, классные  руководители

Адм.  совещание

2.

Изучение  школьной  тревожности  учащихся

Психологические  исследования

В течение  учебного  года

Школьный  психолог

Адм.  совещание

3.

Выявление  уровня  психологического  комфорта  учащихся  в  ученическом  коллективе.

Психологические  методики

В течение  учебного  года

Школьный  психолог

Адм.  совещание

4.

Отработка  методик  прогнозирования  способностей  учащихся.

Психологические  методики

В течение  учебного  года

Школьный  психолог

Адм.  совещание

5.

Создание  условий  для  подготовленности  к  адаптации  мотивированных  учащихся  в  новых  условиях(в  рамках  участия  в  мероприятиях  различного  уровня  и  продолжения  образования)

Консультации,  психологические,  профессиональные  методики

В течение  учебного  года

Школьный  психолог, классные  руководители

Индив.  консульт.

6.

Организация  бесед  по  теме:Основы  конструктивного  общения.

Методические  разработки

В течение  учебного  года

Школьный  психолог, классные  руководители

Индив.  консульт.

7.

Организация  отработки  форм  конструктивного  общения; развитие  монологической  речи  учащихся

Лекции,  беседы,  

Психологические  тренинги, выступления  на  открытых  мероприятиях

В течение  учебного  года

Учителя-предметники

Родит.

комитет,

индив.  консульт.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

(По Хромовой Т. Одаренные дети, ж. "Воспитание школьников")

1.   1.   Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2.     2.У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3.    3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4.     4.Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5.     5.Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6.     6.Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики - трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней  не относится.

7.     7.Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8.     8.Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9.     9.В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10.10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

Рабочая программа для подготовки детей к школе.

Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...

Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...