Рабочая программа для подготовки детей к школе.
рабочая программа по теме
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolniki.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ ЦО № 951 Е.А. Булкина «___»________________2011 года |
Образовательная программа
объединения
«Весёлая школа»
(принята на заседании методического объединения учителей начальных классов 26.08.2011 года)
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год.
Педагоги дополнительного образования: Грамши Надежда Делиовна,
Лошаков Андрей Евгеньевич.
Москва
2011 г.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Как любое образование, предшкольное образование может быть институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры или организации (институты), имеющие образование в качестве основной цели (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если образование осуществляется в обход их (семейное или домашнее образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется содержанием институционального образования.
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка, а именно:
– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
– культурное развитие – совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
– познавательное развитие – собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Основной целью организации работы с дошкольниками является развитие соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной активности, живой интерес к окружающему, в стремлении узнавать новое, умение взаимодействовать в коллективе.
Данная программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.
К их числу относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация образовательного процесса.
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным
возможностям.
4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития
дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.
7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни.
В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
А. Нормализация учебной нагрузки:
– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической
оценки и мониторинга педагогических инноваций.
Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).
2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).
3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).
4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).
5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).
Из сказанного видно, что в старшем дошкольном возрасте ребенок уже психологически готов если не к школе (проблема готовности к школе – особая проблема), то во всяком случае к деятельности учения.
Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В. Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку... осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающее-образовательные задачи.
«Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.)
Цель программы
Создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
мотивационный;
интеллектуальный;
произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
формирование учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики;
развитие творчески активной личности;
развитие координации движений.
В Образовательной системе «Школа 2100» выделены четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и определяют содержание и дидактику предшкольного образования.
Проблему отбора содержания предшкольного образования сегодня
невозможно решить без опоры на принцип минимакса. В программе определена нижняя граница, или нижний уровень, – то содержание, которое каждый ребенок как минимум должен усвоить, и предложена верхняя граница, или верхний уровень, – то содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Учебный план
№ | Наименование курса | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов год |
1. | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. | 1 | 28 |
2. | Введение в математику. | 1 | 28 |
3. | Развитие моторики и творческих способностей. | 1 | 28 |
4. | Ознакомление с окружающим миром. | 1 | 28 |
5. | Введение в художественную литературу. | 1 | 28 |
6. | Подготовка руки к письму | 1 | 28 |
| Итого: | 6 | 168 |
Развитие моторики и творческих способностей.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Техника безопасности при работе с инструментами. | 1 | |
2. | Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. | 1 | |
3. | Пластилин. Колобок. | 1 | |
4. | Пластилин. Фрукты овощи. О чем они говорят? | 1 | |
5. | Пластилин. Собака. Сказка «Репка». | 1 | |
6. | Пластилин. Кошка. Сказка «Кошкин дом». | 1 | |
7. | Пластилин. Пальчиковое рисование. Небо. | 1 | |
8. | Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка. | 1 | |
9. | Конструирование. Человечек. | 1 | |
10. | Конструирование. Транспорт. | 1 | |
11. | Конструирование. Мой двор. | 1 | |
12. | Конструирование. Первые механизмы. | 1 | |
13. | Бумага. Свойства бумаги. | 1 | |
14. | Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух». | 1 | |
15. | Бумага. Оригами. Кораблик. Разучивание песни «По морям, по волнам». | 1 | |
16. | Бумага. Аппликация из кругов. | 1 | |
17. | Бумага. Аппликация из треугольников. | 1 | |
18. | Бумага. Складывание коробочки. | 1 | |
19. | Работа с различным материалом. Медвежонок. Беседа о бережном отношении к природе. | 1 | |
20. | Работа с различным материалом. Аппликация из ниток. | 1 | |
21. | Работа с различным материалом. Буковка. | 1 | |
22. | Рисуем жгутиками из пластилина. Цветочек. | 1 | |
23. | Лепка из снега. | 1 | |
24. | Мозаика из фасоли. | 1 | |
25. | Плетение. Косичка. | 1 | |
26. | Улитка из косичек. | 1 | |
27. | Моделирование из спичечных коробок. | 1 | |
28. | Игрушки из скрученных полосок. Клоун. | 1 |
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Звук [А], звуки и буквы | 1 | |
2. | Звук [О] | 1 | |
3. | Звук [Э] | 1 | |
4. | Звук [И] | 1 | |
5. | Звук [Ы], различие [И]–[Ы] | 1 | |
6. | Звук [У], понятие «гласные звуки» | 1 | |
7. | Звук [М] – [М,],понятие «согласные звуки» | 1 | |
8. | Звуки [Н], [H,] | 1 | |
9. | Звуки [П], [П,] | 1 | |
10. | Звуки [Т], [Т,] | 1 | |
11. | Звуки [К], [К,] | 1 | |
12. | Звуки [Х], [Х,] р а з л и ч е н и е [К]–[Х], [К,]–[Х,] | 1 | |
13. | Звуки [Ф], [Ф,] | 1 | |
14. | Звуки [Й,], [Й,О], [Й,У] | 1 | |
15. | Звуки [Й,А], [Й,Э], различение йотированных гласных | 1 | |
16. | Звуки [Л], [Л,], р а з л и ч е н и е [Л,]– [Й,] | 1 | |
17. | Звуки [В], [В,] различение [В]– [Ф], [В,]–[Ф,] | 1 | |
18. | Звуки [Ч,] | 1 | |
19. | Звуки [Щ,], различение [Ч,]– [Щ,] | 1 | |
20. | Звуки [Б], [Б,], р а з л и ч е н и е [Б]–[П], [Б,]– [П,] | 1 | |
21. | Звуки [Д], [Д,], различение Д]– [Т], [Б,]– [П,] | 1 | |
22. | Звуки [C], [С,] | 1 | |
23. | Звуки [Ц], различение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч] | 1 | |
24. | Звуки [Г], [Г,] р а з л и ч е н и е [Г]–[К], [Г,]–[К,] | 1 | |
25. | Звуки [З], [З,] р а з л и ч е н и е [З]–[С], [З,]–[С ,] | 1 | |
26. | Звуки [Ш], различение [Ш]– [С], [Ш]–[Щ,] | 1 | |
27. | Звуки [Ж], различение [Ж]– [З], [Ж]–[Ш] | 1 | |
28 | Звуки [Р], [Р,] р а з л и ч е н и е [Р]–[Л], [Р,]– [Л,] | 1 |
Введение в математику.
№ занятия | тема | Кол-во часов | примечание |
1. | Определение стартовых возможностей детей. | 1 | |
2. | Названия предметов. | 1 | |
3. | Цвет предметов. | 1 | |
4. | Форма фигур. | 1 | |
5. | Размер предметов. | 1 | |
6. | Материал и назначение предметов. | 1 | |
7. | Сравнение чисел. | 1 | |
8. | Целое и части. | 1 | |
9. | Целое и части. | 1 | |
10. | Числа один и два, цифры 1 и 2. | 1 | |
11. | Число три, цифра 3. | 1 | |
12. | Число четыре, цифра 4. | 1 | |
13. | Число пять, цифра 5. | 1 | |
14. | Число шесть, цифра 6. | 1 | |
15. | Длина, ширина, высота, толщина предметов. | 1 | |
16. | Счёт двойками и тройками. | 1 | |
17. | Число семь, цифра 7. | 1 | |
18. | Повторение изученного. | 1 | |
19. | Число восемь, цифра 8. | 1 | |
20. | Повторение изученного. | 1 | |
21. | Число девять, цифра 9. | 1 | |
22. | Повторение изученного. | 1 | |
23. | Повторение изученного. | 1 | |
24. | Число десять, запись числа десять. | 1 | |
25. | Повторение изученного. | 1 | |
26. | Повторение изученного. | 1 | |
27. | Повторение изученного. | 1 | |
28. | Тестирование детей. | 1 |
Ознакомление с окружающим миром.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
1. | Мы живём в городе. | 1 | |
2. | Как вести себя на улице. | 1 | |
3. | Какие мы. | 1 | |
4. | Береги себя. | 1 | |
5. | Экскурсия в осенний лес. | 1 | |
6. | Магазин. | 1 | |
7. | Профессии. | 1 | |
8. | Моя семья. | 1 | |
9. | Зима. | 1 | |
10. | Дикие и домашние животные. | 1 | |
11. | О тех, кто умеет летать. | 1 | |
12. | Обитатели воды – рыбы. | 1 | |
13. | Шестиногие малыши. | 1 | |
14. | Глобус и карта. | 1 | |
15. | Выбираем транспорт. | 1 | |
16. | Путешествие на Северный полюс. | 1 | |
17. | Путешествие в тундру. | 1 | |
18. | Обитатели тайги. | 1 | |
19. | Путешествие в смешанный лес. | 1 | |
20. | 23 февраля – День защитника. | 1 | |
21. | Отечества. | 1 | |
22. | 8 Марта – женский день. | 1 | |
23. | Весеннее пробуждение природы. | 1 | |
24. | Времена года. | 1 | |
25. | Степь весной. | 1 | |
26. | Откуда хлеб пришел. | 1 | |
27. | Широка страна моя родная. | 1 | |
28. | На экскурсию в Москву. | 1 |
Введение в художественную литературу.
№ занятия | тема | кол-во часов | примечание |
Раздел 1. Что такое хорошо и что такое плохо. | |||
1. | Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы. | 1 | |
2. | Е. Пермяк. Самое страшное. | 1 | |
3. | А. Митта. Шарик в окошке. | 1 | |
4. | Н. Носов. На горке. | 1 | |
5. | Е. Пермяк. Для чего руки нужны. | 1 | |
6. | Д. Лунич. Четыре девочки. | 1 | |
7. | Я. Аким. Неумейка. | 1 | |
Раздел 2. Сказка мудростью богата. | |||
8. | Ю. Тувим. Про пана Трулялинского. | 1 | |
9. | Г. Цыферов. Как цыпленок впервые сочинил сказку. Про друзей. | 1 | |
10. | Н. Абрамцева. Грустная история. | 1 | |
11. | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | |
12. | Волшебная сказка. | 1 | |
13. | Сказка «Каша из топора». | 1 | |
14. | К. Чуковский. Путаница. | 1 | |
15. | Ш. Перро. Красная Шапочка. | 1 | |
16. | Д. Харрис. Как Братец Кролик хвоста лишился. | 1 | |
17. | Бр. Гримм. Боб, Соломинка и Уголек. | 1 | |
18. | Д. Биссет. Под ковром. | 1 | |
Раздел 3. О ребятах, зверятах и обо всем на свете | |||
19. | А. Барто. Стихи из цикла «Вовка – добрая душа». | 1 | |
20. | С. Михалков. Мой щенок. | 1 | |
21. | В. Орлов. Что нельзя купить. | 1 | |
22. | Д. Хармс. Храбрый еж. | 1 | |
23. | Е. Евяцкая. Зеленые старушки. В. Левин «Мистер Квакли…» | 1 | |
24. | Е. Чарушин. Томка. Томка испугался. | 1 | |
25. | Г. Кружков. Хорошая погода. В. Степанов. Осторож" ный снег. | 1 | |
26. | М. Пришвин. Лисичкин хлеб. | 1 | |
27. | Ю. Коваль. Букет. | 1 | |
28. | А. Усачев. Ботинок. Другие рассказы и сказки. | 1 |
Подготовка руки к письму.
№ | тема | Кол-во занятий | примечание |
1. | Вводное занятие. Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомимся с трафаретом и трафаретными линейками. | 1 | |
2. | Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка. Буква А. | 1 | |
3. | Построение и штриховка самолета. Буквы А, О, Э. | 1 | |
4. | Лесная прогулка. Построение букв. Буквы Ы, И. | 1 | |
5. | Посуда. Буква У. | 1 | |
6. | Идём в гости. Буква М. | 1 | |
7. | Делу время, потехе час. Буква Н. | 1 | |
8. | Морская прогулка. Построение и штриховка парусника. Буква П. | 1 | |
9. | Дикие и домашние животные. Построение и штриховка домика. | 1 | |
10. | Механизмы. | 1 | |
11. | В гостях у повара. Буквы К, Т. | 1 | |
12. | В гостях у Хомы. Буква Х. | 1 | |
13. | Что нам светит днём и ночью. Буква Ф. | 1 | |
14. | Спорт. Буквы Ё, Й. | 1 | |
15. | Кукла Юля. Буквы Ю, Я. | 1 | |
16. | Зимние забавы. Построение и штриховка новогодней ёлки. | 1 | |
17. | Большой и маленький. Буква Л. | 1 | |
18 | Мамин праздник. Буква В. | 1 | |
19. | «Федорино горе». Парные согласные. | 1 | |
20. | На рыбалке. Буква Ч, Щ. | 1 | |
21. | За покупками. Буква Б. | 1 | |
22. | Строим дом. Буква Д. | 1 | |
23. | На дороге. Светофор. | 1 | |
24. | Письмо письменных букв по трафарету. | 1 | |
25. | Здравствуй, лето! Построение и штриховка картинки на тему “Лето”. | 1 | |
26. | Буква Ц. | 1 | |
27. | В лесу. Буквы Г, К. | 1 | |
28. | Я маленький. Буквы З, С. | 1 |
Методическое обеспечение:
- Инструкция по работе с инструментами.
- Пособия для групповой и индивидуальной работы.
- Таблицы.
- Карточки для словарной работы.
- Аудио- и видеозаписи.
- Набор игрушек.
- Геометрические фигуры.
- Дидактические настольные игры.
- Книги-раскраски.
- Комплекты «Лего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа + пояснительная записка по подготовке детей к школе (обучение грамоте,математика, письмо)...
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Рабочая програма по подготовке детей к школе «От слова к букве. Готовим руку к письму»
Рабочая программа, тематическое планирование...
Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"
Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...
Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...
Комментарии
Рабочая программа для подготовки детей к школе.
Понравилась Ваша программа, как педагогу дошкольного образования. Очень рада, что в педагогике есть мужчины. Учитель начальных классов - это совсем удивительно! Желаю творческих успехов!!!
Молодец!
Молодец!