Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности в начальной школе»
план-конспект
Мастер-класс
«Развитие функциональной грамотности в начальной школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие функциональной грамотности в начальной школе»
Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы ;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в группах), оценивания для обучения, метод рефлексии.
Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация; цветы разного цвета; карточки с пословицами; сигнальные карточки «Светофор»; листы ватмана; маркеры; листы для работы с текстом; текст со сказкой; видео с урока; видео для физминутки; листы для рефлексии.
Ход мастер – класса:
1.Организационный момент.
-Добрый день уважаемые слушатели! Мы очень рады сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеемся, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Мы желаем нам успехов.
- Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Деление на группы «Цветочная поляна».
2 .Мотивация к мастер-классу.
Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
3.Основная часть.
-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.
-На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики, что сейчас мы с вами и сделаем.
Например, дыхательная гимнастика «Задуй свечу».
Цель: формирование навыка владения голосом и подготовка к чтению.
-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
***Работа над текстом.
-Сейчас, вам предлагается поработать в группах.
Правила работы в группе:
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- стараться понять друг друга;
- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.
Цель: знакомство с текстом, провести его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
Задание 1: прочитать сказку «Мальчик-Огонёк» и доказать, что это сказка.
(на листах)
Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка и ответьте на вопросы.
Мальчик-Огонёк
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.
Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:
- Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
- Почему мальчик бросился в воду?
Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
______________________Запрет
______________________Появление героя
______________________Испытание
______________________Спасение, помощь
Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик». (зачитать пример текста, составленный учащимися 2-4 классов на уроке литературы)
(Представление работ)
-Предлагаем, провести взаимооценивание своей работы, по стратегии «Большой палец».
Критерии оценивания:
- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;
- Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;
- Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели.
Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.
Стеклянный человечек.
Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:
- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.
Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:
- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.
Волшебница сказала:
- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.
Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
Мальчик-Фантик.
В одном городе жил Фантик. Он хотел стать мальчиком. Добрая фея помогла ему в этом. Но предупредила:
- Если ты выйдешь на дорогу, то тебя сдует злой Ветер.
Как-то Фантик гулял в лесу. Он увидел, как один мальчик по имени Федя заблудился. Но в лесу гулял злой Ветер. Мальчик-Фантик задумался и решил: пусть я улечу, но Федя зато вернётся домой. И Мальчик-Фантик проводил его домой, не боясь Ветра. Злой Ветер стал сдувать Мальчика-Фантика, но у Феди было грузило. Он подцепил его к Фантику и тот не улетел.
С тех пор Федя и Фантик подружились.
Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.
***Приём работы с пословицами. Логическо – поисковое задание.
Работа в группах.
Цель: развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения, в которых помещается суть опыта и мудрости народа.
Пословицы обязательно подскажут, как найти правильный путь для решения проблемы.
-Работа над пословицами, по меткому выражению К.Д. Ушинского, «вводит детей … в лучший народный язык». И если она проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
Задание для 1 группы
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Свет не без добрых людей.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.
Родная земля – золотая колыбель.
Задание для 2 группы
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Добрый пример лучше ста слов.
Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
Ум дает силу, сила дает храбрость.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается.
-Предлагаем, провести самооценивание своей работы, по стратегии «Светофор».
Критерии оценивания:
-карточка с зеленым кружком, если уверены в ответе;
-карточка с желтым кружком, если ответ был частичный или если слегка неуверенны в точности своего ответа;
-карточка с красным кружком, если не знали и не было ответа.
Вывод: и сказки, и пословицы разных стран дают людям одинаковые уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым. Практически к каждой русской пословице можно подобрать аналог в фольклоре других народов, значит, в культурах всех народов есть что-то общее, и это общее ярко проявляется в таком жанре устного народного творчества, как пословица.
4.Физминутка.
***Приём критическое мышления «Кластер»
Цель: развивает мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает способность к творческой переработке информации.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Работа в группах.
Составить кластер по сказке Х.К.Андерсен «Русалочка» на тему «Любовь и мечта Русалочки».
-Предлагаем, провести взаимооценивание своей работы, по стратегии «Две звезды и желание».
Необходимо словесно зафиксировать два аспекта, которые вам понравились (две звезды), и одно пожелание, которое, по вашему мнению, улучшит работу, которая была представлена.
Вывод:
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-ставить вопросы;
-выделять главное;
-устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
-переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
-сравнивать и анализировать;
***Упражнения для развития навыка быстрого чтения.
1.«Шторка», 2. «Чтение наоборот», 3. «Текст-вертушка», 4. «Текст с наложением», 5. «Текст с картинками».
(показ слайдов с данными упражнениями и их проработка).
5. Итог мастер-класса.
-Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности. Вернёмся к задачам мастер-класса. Смогли ли мы помочь вам в вашей работе?
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой.
6. Рефлексия.
-А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
-На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Работа в группах.
Составьте синквейн со словом «Чтение».
Например,
Чтение!
Детское, радостное
Увлекает, занимает, окрыляет
Дарит прекрасный мир общения.
Счастье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности в начальной школе
Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...

Мастер -класс по развитию функциональной грамотности.
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы.Задачи:- создать у...

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

«Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе»
Проект «Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе», адресован учителям начальных классов, классным руководителям, руководителям МО, методистам и зам. дире...

Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Мастер - класс...

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Развитие функциональной грамотности в начальной школе
В работе представлены методические приёмы для формирования функциональной грамотности в начальной школе...
