Поколение "Альфа"
учебно-методический материал

Ваулина Татьяна Игоревна

Данный материал (доклад и презентация) будет полезен учителям начальных классов для изучения особенностей современного поколения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад.30.6 КБ
Файл Презентация.1.81 МБ

Предварительный просмотр:

ГМО 22.11.2024 по теме

«Повышение эффективности современного урока через применение

современных образовательных технологий»

Поколение Альфа: что нужно знать о современных детях?

(1 слайд) Позвольте, в рамках темы нашего ГМО, упомянуть о теории поколений, поскольку для того, чтобы говорить об эффективности современного урока, мы должны понимать с каким поколением мы сегодня работаем и в чём особенности этого поколения, его сильные и слабые стороны.

(2 слайд) В 1991 году два американских ученых, Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали теорию поколений. Согласно этой теории каждые 15–25 лет рождается и вырастает поколение со схожей системой ценностей и поведением в обществе.

Напомню, поколение — это общественная группа людей, родившихся в один хронологический промежуток времени, которые росли в аналогичных условиях. Большую часть людей из одного поколения объединяют некоторые фундаментальные события, ценности.

(3 слайд) Учёные выделили следующие поколения:

Величайшее поколение 1900 - 1923

Молчаливое поколение | 1923 – 1945

Поколение бэби-бумеров | 1945 – 1963

Поколение Х (икс) | 1964 – 1980

Поколение Y (игрек) или миллениалы | 1981 – 2003

Поколение Z (зет) или зумеры | 2004 – 2010

Поколение A (альфа) |  2010 по сегодняшний день

Таким образом, сегодня мы с вами работаем с детьми поколения АЛЬФА.

(4 слайд) Что повлияло на формирование поколения?

Альфа-дети не знают мира без гаджетов и интернета

Альфа ― это цифровое поколение. Планшеты и смартфоны - их игрушки и многофункциональные устройства для жизни. Они с рождения живут и в виртуальном мире, и в реальном. И порой не видят между ними принципиальной разницы. Дети, которые родились с гаджетами в руках и познают мир при помощи цифровых технологий, с пеленок получают в разы больше информации, чем когда-то мы с вами.

У них стёрты временные и пространственные границы

Потому что при помощи интернета Альфы могут здесь и сейчас общаться с родственниками, работающими или живущими в других городах и странах. У них также есть возможность сразу получать результат – стоит лишь ввести запрос в поисковую строку.

Не терпят давления и насилия

Для Альфа-детей очень важна свобода выбора и уважение к их мнению. Поэтому от них сложно добиться желаемого угрозами, давлением и принуждением.

Развитое социальное сознание
Поколение Альфа воспитывается в эпоху, когда экологические проблемы и вопросы социальной справедливости занимают важное место в общественной жизни. Это делает их более осведомленными и активными в социальных вопросах. Эти дети осознают свои социальные права, уверены в себе, не боятся проявлять инициативу и выражать свое мнение. Они верят в свои возможности изменить мир и имеют меньше ограничивающих установок.
Стремление к мультикультурности и глобализации
Поколение Альфа растет в еще более глобализированном мире, чем их предшественники. Они с раннего возраста взаимодействуют с различными культурами через цифровые платформы, что способствует развитию толерантности и открытости к культурному обмену.

(5 слайд) Сильные и слабые стороны детей-альфа

Преимущества поколения Альфа заключаются в их адаптивности и инновационном подходе к обучению и взаимодействию с миром.

  • 1. Одной из главных особенностей поколения Альфа является их умение активно взаимодействовать с различными видами контента. Они сами выбирают способы и каналы получения информации — решают, что смотреть, слушать или читать. Дети поколения Альфа чувствуют себя уверенно при использовании новых технологий. Они быстро осваивают новые устройства и программы, что помогает им эффективно решать задачи и справляться с вызовами.
  • 2. Влияние технологий также имеет свои плюсы: постоянное взаимодействие с цифровыми платформами способствует развитию способности к многозадачности и быстрому реагированию.
  • 3. Поколение Альфа быстро адаптируются к меняющимся условиям и проявляют гибкость. Благодаря просмотру множества блогов и YouTube-каналов, их уровень эрудиции бывает высок.
  • 4. Они не боятся экспериментировать и пробовать новые методы, что способствует их развитию и обучению. А благодаря доступу к разнообразным цифровым ресурсам, они могут развивать свои творческие способности. Использование приложений для рисования, создания музыки и других форм искусства способствует развитию их креативного мышления.
  • 5. Поколение Альфа активно использует социальные сети и цифровые платформы для общения и обмена идеями. Это способствует развитию у них глобального мышления и способности к сотрудничеству с людьми из разных культур и стран.
  • 6. Благодаря доступу к онлайн-ресурсам и образовательным платформам, дети поколения Альфа способны самостоятельно изучать новые темы и навыки. Это развивает у них независимость и желание к постоянному саморазвитию.

Характер

Подход «потому что я так сказал» для них не актуален; они требуют понятных объяснений и обоснований. Родителям и педагогам следует помнить, что их авторитет не является абсолютным и требует завоевания. Эти дети предпочитают взаимодействие на равных и признание своей индивидуальности. Уважение к их интересам помогает в воспитании и развитии.
Юмор играет важную роль в их восприятии мира. Они предпочитают не воспринимать все слишком серьезно и обращаются к сложным вопросам с улыбкой, используя мемы и шутки в коммуникации.

Проблемы, слабые стороны поколения альфа

1./2. Трудности при концентрации внимания. Клиповое мышление.
У детей этого поколения наблюдаются проблемы с концентрацией ― они могут удерживать внимание не более 3–5 минут. Конечно, свою роль тут играет и физиология, дети до 12 лет вообще с трудом сосредотачиваются. Однако «альфы», воспитанные на роликах в TikTok, шортсах в YouTube  предпочитают потреблять информацию микродозами и часто менять тип активности – у них развивается клиповое мышление. Им неинтересно весь урок писать или смотреть обучающий фильм ― они хотят решить задачу, просмотреть короткое видео, спеть песенку, сыграть в игру и снова переключиться на упражнение.

Медиаконтент ― аудио и видео, игры, мемы и комиксы ― кажется им важной частью обучения. Даже не рассчитывайте увлечь их книгой (особенно если она ― без картинок). Для них это музейный экспонат.

Привыкшие к персонализированному контенту, они часто остаются пассивными слушателями в традиционной школьной системе, где не могут влиять на процесс обучения. Низкая концентрация внимания и клиповое мышление мешают им усваивать большие объемы информации, а отсутствие интерактива и разнообразия на уроках быстро снижает их интерес.

3. «Как они переносят такое мельтешение картинок?» ― удивляются родители. Но правда в том, что детей оно всё-таки утомляет. Поэтому «альфы» устают быстрее, чем дети других поколений. Проявляется это по-разному ― одни становятся сонными и равнодушными, другие, наоборот, впадают в гиперактивность.

4. Зависимость от гаджетов. Когда нет рядом смартфона, дети становятся беспомощными, испытывают скуку и тревожность. 

5. Поверхностные знания. Ученые обозначили, что альфам придется постоянно обучаться новым профессиям и менять их примерно пять раз за жизнь. Из-за этого они не будут глубоко знать специальности.

6. Эмоциональная бедность. Выражать эмоции они будут смайликами, а не мимикой и жестами. Сокращение контактов с реальными людьми снижает спектр чувств, цифровая реальность учит наблюдать за чужими эмоциями, а свои прятать.

Из-за таких особенностей они совершенно неспособны учиться «через не могу» и плохо реагируют на принуждение. Они покажут хорошие результаты, если их не заставлять, а увлекать и мотивировать. Учёба должна стать такой же интересной, как игра. 

7. Многие современные дети испытывают трудности с критическим мышлением, координацией и целеполаганием.

(6 слайд) Как обучать поколение «Альфа» уже сейчас?

 Давайте им дополнительные материалы. Школьных учебников и объяснений в классе этим детям мало. Альфы скучают, отвлекаются и в итоге часами рыдают над домашкой, не в силах сдвинуться с места. Всё можно изменить, если предоставить им дополнительные материалы ― шпаргалки, где будут не просто ответы, но и пути решения, видеоролики по теме урока, практические задания вроде домашних опытов, которые заинтересуют их. У детских научно-популярных каналов на YouTube сейчас огромная аудитория, потому что «альфы» готовы учиться чему угодно, если с ними говорят на языке развлечения.

 Хвалите чаще, критикуйте меньше. Предыдущее поколение хорошо отзывалось на всевозможные рейтинги, им нравилось конкурировать и побеждать. «Альфам» все эти топ-10 безразличны. Их необходимо просто хвалить ― они с пелёнок убеждены в своей исключительности и работают эффективнее, когда видят, что взрослые тоже считают их необыкновенными.

 Ставьте им краткосрочные цели. Дети вообще не могут представить себе отдалённое будущее, они хотят видеть результат своих усилий здесь и сейчас. Не уверяйте их, что английский необходим, чтобы поступить в МГИМО, ― скажите им, что он поможет им смотреть самых крутых иностранных ютуберов.

 Предлагайте выбор. «Альфы» не очень любят глубоко погружаться в одну тему, им интереснее осваивать многое, но по верхам. Это не так плохо ― сейчас у них есть возможность перепробовать множество хобби и дисциплин, чтобы потом сосредоточиться на 3–4 самых интересных направлениях. Предлагайте им разные кружки, курсы и секции, разные способы изучать предмет. Не критикуйте их, если они пробуют какое-то занятие и быстро бросают ― это естественный для «альф» процесс.

  1. Не заставлять, а заинтересовывать
  2. Использовать игровой формат
  3. Позволить выбирать: формат, предмет, тему
  4. Объяснить, зачем ребенок  должен что-то выучить, мотивировать его
  5. Обсуждать чувства
  6. Поощрять за старания и достижения, поддерживать, если что-то не получается.

Мультимодальное обучение сочетает различные форматы взаимодействия с материалом.

  • Визуальный: использование картинок, видео и инфографики;
  • Аудиальный: подкасты и лекции;
  • Чтение и письмо: текстовые материалы;
  • Кинестетический: практические задания.

Обучение часто происходит через системы управления обучением (LMS), которые позволяют администрировать учебные онлайн-курсы. Такой подход делает обучение более интерактивным и увлекательным, что помогает детям дольше оставаться сосредоточенными и лучше запоминать информацию. Исследования показывают, что 65,6% молодежи предпочитают мультимодальное обучение. Оно также известно как «доступное» и «персонализированное», поскольку учитывает разные стили обучения и предпочтения, а также поощряет творческий подход и способность мыслить нестандартно.

К мультимодальному обучению относятся:

  1. Разбор конкретных примеров из реальной жизни (Case Study Instruction);
  2. Групповые задания;
  3. Мультимедийные исследовательские проекты;
  4. Образовательные игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поколение Альфа: что нужно знать о современных детях?

Слайд 2

Теория поколений Уильям Штраус Нейл Хоув

Слайд 3

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ

Слайд 4

Что повлияло на формирование поколения? Альфа-дети не знают мира без интернета и гаджетов. У них стёрты временные и пространственные границы. Не терпят давления и насилия. Имеют развитое социальное сознание. Стремятся к мультикультурности и глобализации.

Слайд 5

Сильные и слабые стороны детей-альфа Умеют активно взаимодействовать с различными видами контента, техническая уверенность Быстрая реакция и многозадачность Гибкость и адаптивность Не боятся экспериментировать и пробовать новые методы, креативность Социальная активность и глобальное мышление Низкая концентрация внимания Клиповое мышление Быстро пресыщаются и утомляются Зависимость от гаджетов Поверхностные знания Эмоциональная бедность Трудности с критическим мышлением, координацией и целеполаганием

Слайд 6

Как обучать поколение «Альфа» уже сейчас ?