Методическое пособие для учителя по финансовой грамотности
методическая разработка (3 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Финансовая грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В условиях быстро меняющегося экономического ландшафта, где финансовые решения принимаются ежедневно, важно, чтобы молодое поколение обладало базовыми знаниями и навыками, позволяющими им ориентироваться в мире денег. В частности, обучение финансовой грамотности в начальной школе, а именно в третьем классе, представляет собой важный шаг к формированию ответственного финансового поведения у детей. Данная пояснительная записка к методическим материалам по финансовой грамотности для третьего класса направлена на создание основ,  для понимания финансовых процессов и формирования умений, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noo_voskoboynik_km.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по финансовой грамотности

Методическое пособие для учителя

( 3 класс)

                                                                                        Автор: Воскобойник Ольга Николаевна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                                          Муниципального бюджетного

                                                                                          общеобразовательного  учреждения

                                                                                  «Начальная общеобразовательная школа №5»

                 (МБОУ «НОШ №5»)

                  Город Юрга

Введение.

         Финансовая грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. В условиях быстро меняющегося экономического ландшафта, где финансовые решения принимаются ежедневно, важно, чтобы молодое поколение обладало базовыми знаниями и навыками, позволяющими им ориентироваться в мире денег. В частности, обучение финансовой грамотности в начальной школе, а именно в третьем классе, представляет собой важный шаг к формированию ответственного финансового поведения у детей. Данная пояснительная записка к методическим материалам по финансовой грамотности для третьего класса направлена на создание основ,  для понимания финансовых процессов и формирования умений, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений.

  1. Цель

Методические материалы по финансовой грамотности для третьеклассников нацелены на формирование основ понимания финансовых понятий, а также на развитие у детей навыков, необходимых для грамотного управления личными финансами.

  1. Задачи

Обучение финансовой грамотности в 3 классе должно быть структурировано таким образом, чтобы дети смогли не только получить базовые знания, но и сформировать навыки, необходимые для принятия взвешенных финансовых решений на раннем этапе жизни. Задачи, поставленные перед обучением, охватывают сразу несколько аспектов, включая знания, умения и ценностные установки.

Первая задача заключается в формировании у обучающихся основ финансовых понятий. Следующая задача — развитие навыков планирования бюджета. Дети должны не только усвоить теорию, но и на практике научиться составлять простой бюджет, который поможет им осознанно относиться к своим деньгам. Это может быть реализовано через игровые задания, где учащиеся получают определенное количество "финансовых единиц" и должны распределить их на различные нужды: покупки, развлечения, сбережения. Практическое применение таких заданий поможет укрепить знания и навыки.

Третья задача — формирование критического мышления в вопросах финансов. Важно, чтобы дети учились анализировать финансовую информацию и оценивать риски.

Четвертая задача связана с привитием знаний о разумных расходах. Дети должны научиться распознавать, что значит "разумные" расходы и как отличать их от импульсивных покупок. Это может быть достигнуто через ролевые игры и обсуждение различных сценариев, когда необходимо сделать выбор между нужной покупкой и желанием потратить деньги на меньшие вещи. Таким образом, детям предлагается научиться приоритизировать свои желания и нужды.

  1. Планируемые результаты

Планируемые результаты образовательного процесса по финансовой грамотности для учащихся 3 класса отражают не только уровень усвоения теоретических знаний, но и формирование практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

Достигнутые планируемые результаты могут быть интегрированы в другие учебные предметы, что позволит создать единую систему знаний. Например, математические навыки могут соединяться с финансовыми задачами, а уроки окружающего мира могут служить основой для изучения различных финансовых моделей. Таким образом, происходит не только углубление знаний, но и их взаимосвязь с реальной жизнью.

  1. Новизна подхода

В последние годы вопрос финансовой грамотности становится всё более актуальным в образовательной среде, особенно для younger generations. В этом контексте методическое пособие по  финансовой грамотности для 3 класса представляет собой значимый шаг к формированию у детей основ правильного обращения с деньгами, что в дальнейшем положительно скажется на их финансовом поведении и ответственности.

Предлагаемый подход охватывает целый ряд инновационных аспектов, направленных на творческое развитие и активное вовлечение учащихся в процесс обучения. В отличие от традиционных методик, которые акцентируются на заучивании информации, данная программа предполагает интерактивные задания и игры, что позволяет повысить уровень вовлеченности, а также облегчить усвоение нового материала. Речь идет о практике, где учащиеся учатся не только теоретически, но и на жизненных примерах, что делает процесс обучения более осмысленным.

  1. Методическая база

Важная часть процесса формирования финансовой грамотности у школьников – это детальное планирование методической базы, на которой будет построен весь учебный процесс. По сути, методическая база представляет собой систематизацию знаний и умений, необходимых для успешного освоения учащимися основ финансовых знаний. Для этого необходимо четкое определение структуры учебного материала, а также содержание, которое будет максимально соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников третьего класса.

Методическая база должна опираться на принципы доступности и наглядности, что особенно актуально на данном этапе обучения. Важно использовать разнообразные методы и формы работы, такие как игровые элементы, практические задания, групповые проекты и индивидуальные исследования. Это не только сделает процесс обучения более увлекательным, но и позволит ученикам лучше усвоить материал.

Тема: Доходы семьи

Цель занятия:

Формирование у учащихся понимания понятия "доход" и "финансовая грамотность", развитие навыков управления семейным бюджетом, осознание значимости доходов для обеспечения жизнедеятельности семьи.

Задачи:

Объяснить понятие "доход" и его виды.

Ознакомить детей с примерами доходов семьи.

Развивать умение планировать доходы и расходы.

Формировать представление о том, как доходы влияют на качество жизни семьи.

Развивать навыки критического мышления через обсуждение и совместные практические задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое доход и какие виды доходов существуют.

Учащиеся научатся различать между полезными и ненужными расходами.

Учащиеся будут готовы составить примерный бюджет своей семьи, учитывая основные виды доходов и расходов.

Развивают сотрудничество и коммуникацию в группе.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие, настрой на занятие.

Введение в тему: обсуждение, что такое деньги и для чего они нужны.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему (10 минут)

Обсуждение: Что такое доход? (Объяснить термин с помощью примеров.)

Виды доходов: зарплата, пособия, доход от предпринимательства, дополнительные источники (например, доход от продаж).

2.2. Игра "Определи доход" (10 минут)

Разделить класс на группы и раздать карточки с различными видами доходов. Задача группы - определить, к какой категории относятся эти доходы (постоянные или временные).

2.3. Практическое задание "Составляем семейный бюджет" (10 минут)

Раздать ученикам таблицы, в которых они должны заполнить поля "источник дохода", "размер дохода", "расходы".

Примерный шаблон:

Источник дохода (например, доход от работы родителей)

Размер дохода (например, 20,000 руб.)

Основные расходы (например, жилье, еда, развлечения)

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: что нового узнали дети о доходах.

Вопросы от учеников, обратная связь.

Тема: Зарплата

Цель занятия:

Формирование у учащихся понимания понятия "зарплата", осознание роли зарплаты в семейном бюджете и развитие навыков управления личными финансами.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "зарплата" и ее видами.

Рассмотреть роль зарплаты в жизни семьи.

Научить детей различать разные источники дохода и их влияние на семейный бюджет.

Развить навыки планирования расходов на основе получаемой зарплаты.

Формировать критическое мышление через обсуждение и практические задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое зарплата и какие виды зарплаты существуют.

Учащиеся научатся различать источники дохода.

Учащиеся смогут самостоятельно составлять примерный бюджет на основе зарплаты.

Развивают навыки работы в группе и коммуникации.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие, настрой на занятие.

Краткое введение в тему: обсуждение, что такое зарплата и почему она важна.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Зарплата" (10 минут)

Обсуждение: Что такое зарплата?

Примеры: зарплата за труд, получение заработной платы за работу.

Рассказываем о том, что зарплата может быть фиксированной, почасовой, сдельной и переменной.

2.2. Игра "Что влияет на зарплату?" (10 минут)

Разделить класс на группы и раздать карточки со словами (например, "опыт", "образование", "предприятие", "профессия", "работа"). Задача - обсудить в группе, каким образом эти факторы могут повлиять на размер зарплаты.

2.3. Практическое задание "Составляем бюджет с зарплатой" (10 минут)

Раздать ученикам таблицы, где они должны заполнить поля:

"Размер зарплаты" (например, 30,000 руб.)

"Основные расходы" (например, еда, жилье, транспорт, развлечения).

Задание: составить примерный бюджет на месяц, исходя из полученной зарплаты.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: что нового узнали дети о зарплате и ее влиянии на бюджет семьи.

Вопросы и ответы, обратная связь от учащихся.

Тема: Пенсия

Цель занятия:

Формирование у учащихся представления о понятии "пенсия", ее значении в жизни человека и роли в финансовом планировании.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "пенсия" и видами пенсионного обеспечения.

Объяснить, для чего нужна пенсия и как она влияет на жизнь человека после выхода на пенсию.

Научить детей понимать, что такое накопления и как они связаны с будущей пенсией.

Развивать навыки обсуждения и критического мышления через групповые задания и диалоги.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое пенсия и почему она важна для каждого человека.

Учащиеся познакомятся с основными видами пенсий (государственная, накопительная, корпоративная).

Учащиеся научатся понимать базовые принципы накопления и importance планирования финансов на будущее.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие.

Настрой на занятие: небольшая разминка, вопросы у детей:

«Что такое жизненные этапы?»

«Как вы думаете, что будет, когда люди станут старыми?»

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Пенсия" (10 минут)

Объяснение: что такое пенсия. Придумать небольшую историю о том, как человек работает, накапливает деньги и выходит на пенсию.

Ввод слов "работа", "зарплата", "пенсия", "накопления".

Обсуждение: для чего нужна пенсия, виды пенсий (государственная, накопительная, корпоративная).

2.2. Групповая работа "Жизненный путь" (10 минут)

Разработка схемы "Жизненный путь человека": в каждой группе предлагается нарисовать большой круг (жизненный цикл) и отметить основные этапы: детство, юность, работа, пенсия.

Обсуждение: как человеку нужно готовиться к жизни на каждом этапе.

2.3. Практическое задание "Накопления на пенсию" (10 минут)

Предложить детям придумать, как можно откладывать деньги на пенсию, даже если они еще маленькие (например, копить карманные деньги, участвовать в играх "инвестиции").

Обсуждение: какие идеи пришли на ум, как можно бы зарабатывать деньги в будущем.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: что нового узнали о пенсии, какие идеи по накоплениям появились у детей.

Открытый вопрос: "Как вы думаете, какой совет вы могли бы дать своим родителям о накоплениях на будущее?"

Тема: Пособия

Цель занятия:

Создать у учащихся понимание сущности пособий как источников финансовой поддержки, роли и значения пособий в жизни человека и их влияния на бюджет семьи.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "пособие" и его видами.

Рассказать о том, как пособия могут помочь в различных жизненных ситуациях.

Научить детей понимать, как поддержка государственной системы может влиять на финансовую безопасность семьи.

Развивать навыки работы в группе и критического мышления через обсуждение и практические задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое пособие и для каких целей оно может назначаться.

Учащиеся смогут назвать различные виды пособий и их значение.

Учащиеся поймут, в каких случаях пособия могут быть полезными для семьи.

Учащиеся научатся рассматривать пособия как одну из составляющих семейного бюджета.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие.

Настрой на занятие: небольшой вопрос-ответ, например: «Кто знает, какие бывают ситуации, когда людям могут помочь деньги?»

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Пособия" (10 минут)

Объяснить, что такое пособие с помощью простых примеров (например, пособие по беременности и родам, пособие на детей):

Использовать изображения или карточки с иллюстрациями.

Кратко обсудить цели пособий (поддержка в трудной ситуации, помощь при воспитании детей).

2.2. Игра "Подбор пособий к ситуациям" (10 минут)

Поделить класс на группы и раздать карточки с различными жизненными ситуациями (например, рождение ребенка, потеря работы, болезнь и др.).

Каждая группа должна обсудить и выбрать подходящее пособие для своей ситуации, затем представить его остальным.

2.3. Практическое задание "Планируем бюджет с пособиями" (10 минут)

Предложить детям создать простой бюджет на месяц, учитывая возможные пособия:

Раздать таблицы для заполнения.

Примерный бюджет может включать такие статьи, как: "Доходы" (зарплата, пособие) и "Расходы" (еда, жилье, развлечения).

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: что нового узнали дети о пособиях и их значении.

Открытое обсуждение: «Как вы думаете, как пособия могут изменить жизнь человека или семьи?»

Тема: Стипендия

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание понятия "стипендия", ее значения и роли для студентов, а также развить навыки их финансового планирования.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "стипендия" и ее видами.

Объяснить, кому выдаются стипендии и как они могут помочь в учебе.

Научить детей различать разные виды стипендий и их назначение.

Развивать навыки командной работы через групповые задания и обсуждения.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое стипендия и для чего она существует.

Учащиеся смогут назвать различные виды стипендий и условия их получения.

Учащиеся поймут, как стипендия может помочь студентам в образовательном процессе.

Учащиеся получат навык планирования финансов с учетом возможных источников дохода, таких как стипендия.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Настрой на занятие: небольшое обсуждение. Вопрос к детям: «Кто знает, что такое стипендия? Кто из вас хотел бы ее получать?»

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Стипендия" (10 минут)

Объяснить понятие "стипендия". Используйте примеры из жизни:

Например, расскажите о студентах, которые учатся на бюджетной основе, и о том, как им выплачивается стипендия.

Ввести термины: "учебная стипендия", "социальная стипендия", "именные стипендии".

Обсуждение: для чего нужна стипендия, в каких случаях она может быть полезна.

2.2. Групповая работа "Виды стипендий" (10 минут)

Разделить класс на небольшие группы. Каждая группа получает тему (учебная стипендия, социальная стипендия, именные стипендии и др.).

Задача – подготовить короткую презентацию о полученной стипендии. Включить:

Кому предоставляется

Условия получения

Как помогает студентам.

2.3. Практическое задание "Бюджет с стипендией" (10 минут)

Ребята составляют простой бюджет студента, которому выдают стипендию (например, 2000 рублей в месяц).

В таблице учащиеся должны указать основные статьи расходов (питание, транспорт, учебники и др.) и пометить, сколько денег они могли бы сэкономить или оставить на развлечения.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: какие знания о стипендии они теперь имеют, какие виды стипендий были интересными.

Открытое обсуждение: «Как стипендия может изменить жизнь студента? Как бы вы планировали свои расходы, если бы вы ее получали?»

Тема: Источники доходов

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание различных источников доходов, а также развивать навыки планирования и управления своими финансами.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "доход" и различными источниками доходов.

Рассказать о том, как люди зарабатывают деньги и какие существуют способы получения дохода.

Научить детей различать стабильные и нестабильные источники доходов.

Развивать командные навыки и критическое мышление через групповые задания и обсуждения.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое доход и какие существуют его источники.

Учащиеся смогут назвать различные источники доходов (например, зарплата, пенсионные выплаты, стипендия).

Учащиеся поймут разницу между активными и пассивными источниками доходов.

Учащиеся получат навык составления простого плана бюджета с учетом разных источников доходов.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие и настрой на занятие.

Вопрос к детям: «Откуда берутся деньги у людей? Какие источники доходов вы знаете?»

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Источники доходов" (10 минут)

Объяснить понятие "доход" и его важность в жизни человека.

Рассказать о различных типах источников доходов:

Заработная плата – деньги, получаемые за труд (например, у родителей).

Стипендии – деньги, выплачиваемые студентам.

Пенсии – доход для пожилых людей.

Подарки и выигрыши – например, деньги на день рождения или в конкурсах.

Обсудить, как многие люди используют свои навыки и увлечения для получения дохода.

2.2. Игра "Соответствие источников доходов" (10 минут)

Разделить класс на группы и раздать карточки с различными профессиями и источниками дохода.

Задание: каждой группе нужно соединить профессию с правильным источником дохода.

После работы в группах проводить обсуждение и разбор правильных ответов.

2.3. Практическое задание "Составляем бюджет" (10 минут)

Каждому учащемуся выдать таблицу для составления бюджета, где нужно указать потенциальные источники дохода.

Учащиеся заполняют таблицу, предполагая, сколько денег могут заработать на основе различных источников:

Заработная плата (например, за выполнение домашних дел).

Подарки на праздники.

Другое (например, продажа поделок).

Обсудить, как важно распределять доход на разные нужды (например, сбережения, развлечения, учеба).

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: какое новое знание о доходах и их источниках получили дети.

Открытое обсуждение: «Как вы планируете использовать свои доходы в будущем? Что вы хотите сделать с деньгами, когда заработаете их?»

Тема: Расходы

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание расходов, их видов и важности осознанного подхода к тратам.

Задачи:

Ознакомить учащихся с понятием "расходы".

Объяснить различные виды расходов (необходимые и желаемые).

Научить детей планировать свои расходы и выделять важные статьи бюджета.

Развивать навыки критического мышления через обсуждение и групповые задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое расходы, и отличать необходимые расходы от желаемых.

Учащиеся смогут составить простой список своих расходов.

Учащиеся освоят навыки планирования бюджета на основе имеющихся доходов.

Учащиеся поймут важность осознанного подхода к тратам и накоплениям.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Настрой на занятие: задать вопрос «Что такое расходы?» и собрать мнения детей.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Расходы" (10 минут)

Объяснить понятие "расходы". Привести примеры:

Ежедневные расходы (еда, транспорт, учебники).

Разовые расходы (покупка игрушек, одежды).

Разделить расходы на необходимые и желаемые:

Необходимые расходы: те, без которых нельзя обойтись (еда, жилье, учебное оборудование).

Желаемые расходы: те, которые мы хотим, но без них можем обойтись (игрушки, развлечение).

2.2. Обсуждение и групповая работа (10 минут)

Делим класс на группы и даем каждой группе карточки с различными статьями расходов (например, "учебники", "конфеты", "одежда", "поездка в зоопарк").

Каждая группа должна обсудить, к какому типу относится каждый расход – необходимый или желаемый, и подготовить небольшую презентацию.

После обсуждения каждая группа делится своими выводами с классом.

2.3. Практическое задание "Составляем список расходов" (10 минут)

Каждый ученик составляет свой список расходов за неделю, включая как необходимые, так и желаемые.

Беседуем о том, какие из этих расходов можно бы было сократить, чтобы сэкономить деньги.

Обсуждение важности бюджета и плана по сбережениям.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, что нового узнали о расходах, их видах и важности планирования.

Открытый диалог: «Как вы можете управлять своими расходами в будущем?»

Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о том, что они узнали:

Какой вид расходов был для них наиболее важным или интересным?

Как планирование расходов может помочь им в будущем?

Или, возможно, они хотят попробовать сократить желаемые расходы.

Закончить занятие позитивной нотой: поощрить детей за активность и дать советы о том, как можно больше изучать финансовую грамотность.

Тема: Сбережения

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание важности сбережений и способов их накопления, а также развивать навыки планирования бюджета и осознанного подхода к финансам.

Задачи:

Объяснить учащимся, что такое сбережения и почему они важны.

Показать различные способы накопления средств.

Научить детей составлять план по сбережениям исходя из своих желаний и потребностей.

Развивать критическое мышление и командные навыки через групповые задания и обсуждения.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить понятие "сбережения" и их значимость.

Учащиеся узнают о различных способах накопления денег.

Учащиеся смогут составить свой план сбережений на будущее.

Учащиеся научатся осознанному подходу к расходам и сбережениям.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся, создание комфортной атмосферы.

Настрой на занятие: задать вопрос «Что такое сбережения?» и собрать мнения детей.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Сбережения" (10 минут)

Объяснить понятие "сбережения": деньги, которые мы откладываем на что-то важное или необходимое.

Обсудить, почему важно экономить (например, на крупные покупки, на подарки, на образование).

Рассказываем о различных причинах для сбережений (непредвиденные ситуации, мечты и желания).

2.2. Способы сбережений (10 минут)

Обсудить различные способы накопления:

Откладывание части карманных денег.

Использование копилки.

Создание мини-бюджета.

Ответьте на вопрос: «Какое из этих способов вам наиболее интересно?»

2.3. Практическое задание "План сбережений" (10 минут)

Каждый ученик получает таблицу для составления плана сбережений:

Цель сбережений (например, на игрушку, на поездку).

Сумма, которую нужно накопить.

Срок накопления.

Сколько денег можно откладывать в неделю.

Учащиеся заполняют таблицу, а затем могут обсудить свои планы с соседом.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, что нового узнали о сбережениях и их важности.

Открытый диалог: «Как вы собираетесь откладывать деньги на свои цели?»

Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями:

Какую цель по сбережениям вы выбрали и почему?

Что нового узнали о сбережениях, которое вам пригодится?

Какое первое действие вы сделаете для достижения своей цели?

Подводим итог занятия, поощряем учащихся за активность и участие, рассказываем о важности финансовой грамотности в жизни.

Тема: Долги

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание понятия долга, его видов и последствий, а также развивать навыки ответственного управления финансами.

Задачи:

Объяснить учащимся, что такое долг и почему его важно понимать.

Рассмотреть различные виды долгов (например, кредиты, займы).

Показать, как правильно управлять долгами и избегать неоправданных обязательств.

Развивать критическое мышление через обсуждение и практические задания.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое долг и различать его виды.

Учащиеся поймут, как формируются долги и какие последствия они могут иметь.

Учащиеся приобретут навыки ответственного отношения к заимствованиям.

Учащиеся разработают план действий на случай возникновения долга.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие и создание комфортной атмосферы в классе.

Настрой на занятие: вопрос «Как вы думаете, что такое долг?» — собрать мнения детей.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Долги" (10 минут)

Объяснить понятие «долг»: долг – это обязательство вернуть кому-то деньги или ресурсы, которые мы взяли в пользование.

Привести примеры долгов: кредит на покупку, долг другу, задолженность за что-то.

Обсудить, почему балансовый подход важен и как он влияет на наши финансы.

2.2. Виды долгов (10 минут)

Рассмотреть различные виды долгов:

Кредиты: деньги, которые вы берете у банка и обязуетесь вернуть с процентами.

Займы: деньги, которые вы берете у друзей или знакомых.

Покупка в кредит: товары, за которые платят позже, забирая их сразу.

Попросить учащихся привести примеры долгов из своей жизни или обсуждений с родителями.

2.3. Как управлять долгами (10 минут)

Обсудить реальные последствия долгов: стресс, потеря доверия, финансовые трудности.

Поговорить о том, как избежать долгов:

Понимание собственных финансов.

Умение планировать расходы.

Важность накоплений перед большими покупками.

Практическое задание: создать список из трех пунктов о том, как избежать долгов.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, что нового узнали о долгах и их влиянии на жизнь.

Открытый диалог: «Как вы будете управлять своими финансами, чтобы избежать долгов?»

Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о занятии:

Что нового узнали о долгах, чего не знали ранее?

Какое ваше мнение о том, как следует относиться к долгам?

Какие действия сможете предпринять, чтобы избежать долгов в будущем?

Закончить занятие позитивной нотой, подчеркнув важность здорового финансового мышления и управления долгами.

Тема: Расходы. Непредвиденные расходы.

Цель занятия:

Формировать у учащихся понимание понятия расходов, их видов, а также развивать навыки планирования бюджета с учетом непредвиденных расходов.

Задачи:

Объяснить учащимся, что такое расходы, и какие виды расходов существуют.

Рассмотреть понятие непредвиденных расходов и их влияние на семейный бюджет.

Научить детей планировать расходы, учитывая возможные непредвиденные ситуации.

Развивать критическое мышление и навыки работы в группе через практические задания и обсуждения.

Планируемые результаты:

Учащиеся смогут объяснить, что такое расходы и какие они бывают.

Учащиеся поймут, что такое непредвиденные расходы и как к ним готовиться.

Учащиеся научатся составлять план расходов с учетом непредвиденных ситуаций.

Учащиеся смогут обсудить примеры расходов из своей жизни и предложить решения для их управления.

Ход занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся и создание комфортной атмосферы.

Настрой на занятие: вопрос «Что такое расходы?» — собрать мнения детей и записать их на доске.

2. Основная часть (30 минут)

2.1. Введение в тему "Расходы" (10 минут)

Объяснить понятие «расход»: деньги, которые мы тратим на что-либо.

Рассмотреть основные виды расходов:

Обязательные: продукты питания, оплата жилья, транспорт.

Непредвиденные: расходы, которые нельзя было запланировать (например, поломка автомобиля, медицинские расходы).

Привести примеры: что из этого может касаться учащихся (например, чемодан с подарками, школьные принадлежности).

2.2. Непредвиденные расходы (10 минут)

Обсудить, что такое непредвиденные расходы и почему они важны.

Примеры непредвиденных расходов: поломка техники, болезни, неожиданные покупки.

Рассказать, как можно подготовиться к непредвиденным расходам (например, создание резервного фонда, экономия в обычные дни).

Попросить детей поделиться случаями из своей жизни, когда у них возникали непредвиденные расходы.

2.3. Практическое задание: "Планируем расходы" (10 минут)

Каждому ученику раздаётся бланк с таблицей для планирования расходов:

Линия бюджета: фиксированные расходы (ежемесячные, обязательные).

Непредвиденные расходы: запланировать 10% от бюджета на случай неожиданных ситуаций.

Ученики заполняют свои таблицы, затем обсуждают в группах, какие непредвиденные расходы могут столкнуться и как к ним подготовиться.

3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить важность понимания расходов и подготовки к непредвиденным ситуациям.

Открытый диалог: «Как вы будете пытаться избежать излишних расходов и как планируете действовать в случае непредвиденных?»

Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о занятии:

Что нового узнали о расходах и непредвиденных расходах?

Какое первое действие вы предпримете для улучшения планирования своих расходов?

Как вы будете относиться к непредвиденным расходам в будущем?

Закончить занятие позитивной нотой, подчеркнув, что грамотное управление финансами поможет избежать стресса и обеспечить финансовую стабильность.

Тема: Понимание происхождения расходов

1. Цель занятия

Формировать у учащихся понимание происхождения расходов, развивать навыки осознанного подхода к финансовым вопросам и разнообразие факторов, влияющих на расходы.

2. Задачи

Объяснить учащимся, что такое расходы и как они возникают.

Рассмотреть факторы, влияющие на уровень расходов (факторы потребности, желания, социальные и культурные аспекты).

Научить детей различать необязательные и обязательные расходы.

Развить навыки анализа и критического мышления через обсуждения и практические задания.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое расходы и откуда они берутся.

Учащиеся поймут, какие факторы на них влияют при принятии финансовых решений.

Учащиеся научатся выделять обязательные и необязательные расходы.

Учащиеся смогут оценить свои расходы и принять осознанные решения в будущем.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся и создание комфортной атмосферы.

Попросить детей озвучить, что они понимают под «расходами» и привести примеры.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему "Что такое расходы?" (10 минут)

Объяснить понятие расходов: "Расходы — это деньги, которые мы тратим на что-либо".

Привести примеры разных расходов: продукты питания, игрушки, одежда, развлечения.

Обсудить, как обычно люди принимают решения о расходах.

4.2.2. Происхождение расходов (10 минут)

Рассмотреть, откуда берутся расходы:

Потребности (что нам необходимо для жизни).

Желания (что мы хотим, но это не обязательно).

Социальные факторы (влияние друзей, семьи, рекламы).

Провести игру "Классификация расходов": на доске нарисовать два столбца «Обязательные» и «Необязательные». По очереди называть расходы, а дети должны ставить их в правильный столбец.

4.2.3. Обсуждение личного опыта (10 минут)

Поделитесь о своих расходах с детьми:

Попросить учащихся рассказать о своих этих расходов, что они покупали недавно и какие факторы влияли на их решения.

Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали именно это? Это обязательная покупка или желание? Как вы к этому подошли?

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, что такое расходы, их происхождение и факторы, которые на них влияют.

Обратиться к учащимся с вопросом: "Как можно принимать более взвешенные решения по поводу расходов?"

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о занятии:

Что нового узнали о расходах?

Как вы теперь будете относиться к своим расходам?

Какое первое действие вы предпримите, чтобы стать более осознанными в расходах?

Завершить занятие нотами оптимизма о том, что осознанный подход к расходам поможет улучшить финансовое положение в будущем.

Тема: Различие планируемых и непредвиденных расходов

1. Цель занятия

Формировать у учащихся понимание различия между планируемыми и непредвиденными расходами, а также развивать навыки управления личными финансами с учетом этих двух категорий расходов.

2. Задачи

Объяснить учащимся, что такое планируемые и непредвиденные расходы.

Рассмотреть примеры планируемых расходов и ситуаций, которые могут привести к непредвиденным расходам.

Научить детей составлять простой план бюджета с учетом различных категорий расходов.

Развить навыки критического мышления через обсуждение и игровые задания.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить разницу между планируемыми и непредвиденными расходами.

Учащиеся смогут привести примеры каждого из типов расходов из своей жизни.

Учащиеся научатся составлять небольшой финансовый план с учетом как планируемых, так и непредвиденных расходов.

Учащиеся будут более осознанно подходить к своим расходам и научатся выделять средства на непредвиденные ситуации.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся и создание комфортной атмосферы.

Настрой на лекцию: вопрос «Что такое расходы?» — собрать мысли детей и записать их на доске.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему "Планируемые и непредвиденные расходы" (10 минут)

Объяснить понятие «планируемые расходы» (например, расходы на продукты, одежду, школу).

Привести примеры и объяснить, что такие расходы можно заранее запланировать.

Сказать о «непредвиденных расходах» (поломка игрушки, необходимость срочного визита к врачу) и объяснить, что их планировать труднее.

4.2.2. Работа с примерами (10 минут)

Разделите класс на небольшие группы и дайте каждой группе карточки с разными примерами расходов. Например:

Покупка канцтоваров;

Ремонт велосипеда;

Оплата школьного обеда;

Срочная покупка лекарства;

Экскурсия в зоопарк.

Попросите каждую группу классифицировать расходы на «планируемые» и «непредвиденные». Затем обсудите результаты в классе.

4.2.3. Практическое задание: "Составляем бюджет" (10 минут)

Предложите учащимся составить простой бюджет на месяц:

Выделите фиксированные планируемые расходы (например, 2000 рублей на продукты, 500 рублей на канцтовары).

Запросите несколько непредвиденных ситуаций и предложите выделить на них 10% от общего бюджета

Попросите детей поделиться своими вариантами бюджета в парах и обсудить разницу в подходах.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, как планируемые и непредвиденные расходы могут влиять на бюджет.

Попросите учащихся завершить фразу: «Я буду обращать внимание на свои расходы, потому что...», и запишите их ответы на доске.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о занятии:

Что нового узнали о планировании расходов?

Как вы будете использовать полученные знания в будущем?

Есть ли у вас примеры неожиданных расходов, которые вы знаете? Как к ним подготовиться?

Завершить занятие позитивной нотой, подчеркнув, что грамотное управление финансами поможет избежать неожиданных финансовых трудностей.

Тема: Расходы и доходы

1. Цель занятия

Формировать у учащихся понимание понятий «расходы» и «доходы», а также научить их различать, как расходы и доходы влияют на финансовое состояние и принятие решений.

2. Задачи

Объяснить учащимся понятия «доход» и «расход» с примерами.

Рассмотреть источники доходов и виды расходов.

Научить детей распознавать взаимосвязь между доходами и расходами.

Развить навыки составления простого бюджета с учетом доходов и расходов.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое доходы и расходы.

Учащиеся смогут привести примеры различных источников доходов и видов расходов.

Учащиеся научатся определять взаимосвязь между доходами и расходами.

Учащиеся смогут составить простой бюджет, учитывающий как доходы, так и расходы.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся, создание комфортабельной атмосферы.

Сбор мнений о том, что такое деньги и как они влияют на жизнь людей.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему "Доходы и расходы" (10 минут)

Объяснить понятия:

Доход – деньги, которые мы получаем (например, карманные деньги, подарки, заработные платы родителей).

Расход – деньги, которые мы тратим (например, на игрушки, еду, развлечения).

Привести примеры: спросить детей, откуда они получают деньги и на что их тратят.

4.2.2. Источники доходов и виды расходов (10 минут)

Разделите класс на группы и дайте каждой группе задание — найти источники доходов (например, труд, подарки, продажа товаров) и виды расходов (продукты, развлечения, обучение).

После небольшой работы в группах попросите каждую группу представить свои находки, записывая примеры на доске.

4.2.3. Взаимосвязь доходов и расходов (10 минут)

Обсудите, как расходы могут превышать доходы и какие последствия это может иметь (долги, нехватка денег). Приведите примеры.

Игра "Баланс бюджета": предложите детям создать идеальный бюджет, где доходы равны расходам. Сделайте это в формате игры на доске, записывая доходы и расходы и позволяя детям добавлять свои идеи.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудить, что они узнали о доходах и расходах.

Попросите учащихся завершить предложение: "Я знаю, что..." и поделитесь своими выводами с классом.

Тема: Семейный бюджет

1. Цель занятия

Формировать у учащихся понимание понятия «семейный бюджет», а также развивать навыки планирования и управления финансами в семье.

2. Задачи

Объяснить учащимся, что такое семейный бюджет и как его составить.

Рассмотреть основные статьи доходов и расходов в семье.

Показать, как правильное планирование бюджета помогает управлять финансами.

Научить детей составлять простой план семейного бюджета на основе предложенных данных.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое семейный бюджет и его важность.

Учащиеся смогут назвать основные статьи доходов и расходов в семье.

Учащиеся научатся составлять простой бюджет на основе предложенной информации.

Учащиеся научатся принимать осознанные решения по использованию денежных средств в семье.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся и создание комфортной обстановки.

Настрой на урок: спросите детей, что они знают о финансовых инструментах в своих семьях, как их родители планируют расходы и доходы.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему "Семейный бюджет" (10 минут)

Объяснить понятие «семейный бюджет»: это план, который показывает, сколько денег семья зарабатывает (доходы) и сколько тратит (расходы).

Обсудить важность семейного бюджета: например, он помогает избежать долгов и распланировать покупки.

4.2.2. Основные статьи бюджета (10 минут)

Предложите детям назвать, откуда могут приходить доходы в семью (например, зарплата родителей, пособия).

Обсудите возможные расходы, такие как еда, оплату жилья, обучение, развлечения, медицинские расходы.

Составьте на доске общий список доходов и расходов с предложениями детей.

4.2.3. Составляем семейный бюджет (10 минут)

Разделите учащихся на маленькие группы и дайте каждой группе задание: составить простой план бюджета для вымышленной семьи.

Семья из 4 человек;  

Основные доходы: 5000 рублей в месяц;

Расходы: еда, транспорт, развлечения, образование.

Попросите детей определить, сколько денег они выделят на каждую статью расходов и почему.

После выполнения задания каждая группа представляет свой бюджет и объясняет, почему приняты такие решения.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудите, что нового узнали все о семейном бюджете и как он помогает в повседневной жизни.

Попросите учащихся завершить предложение: "Я теперь знаю, как..." и записать их ответы на доске.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Рефлексия: Учащиеся могут поделиться своими мыслями о занятии:

Что нового узнали о семейном бюджете?

Как вы будете использовать полученные знания в своей жизни?

Почему важно управлять семейным бюджетом и какие последствия могут быть от легкомысленного обращения с деньгами?

Подчеркните важность ответственного отношения к деньгам и планирования бюджета в семье.

Тема: Планирование семейного бюджета

1. Цель занятия

Формировать у учащихся представление о планировании семейного бюджета, его важности и принципах эффективного управления финансами в семье.

2. Задачи

Объяснить понятие «семейный бюджет» и его основные составляющие.

Рассмотреть основные этапы планирования бюджета.

Научить детей составлять простой план семейного бюджета с учетом доходов и расходов.

Развить навыки командной работы через выполнение групповой задачи.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое семейный бюджет и его значение.

Учащиеся смогут назвать основные статьи доходов и расходов в семье.

Учащиеся научатся составлять простой план бюджета, учитывающий основные доходы и расходы.

Учащиеся смогут работать в группах и делиться своими предложениями.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся и создание комфортной обстановки.

Настрой на урок: обсуждение, что такое деньги и как они влияют на жизнь семьи.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему «Семейный бюджет» (10 минут)

Объясните понятие «семейный бюджет»: это план, показывающий, сколько семья зарабатывает и сколько тратит.

Обсудите важность планирования бюджета: как это помогает избегать долгов, копить на мечты и т.д.

Приведите примеры: "Например, если семья зарабатывает 20,000 рублей в месяц и тратит 25,000 рублей, то они могут оказаться в долгах".

4.2.2. Составные части бюджета (10 минут)

Разделите обсуждение на две категории: Доходы и Расходы.

Составьте на доске общий список доходов (зарплата, пособия) и расходов (еда, жилье, транспорт, развлечения и т.д.).

Попросите детей привести примеры источников доходов и возможных расходов в своих семьях.

4.2.3. Групповая работа: составление бюджета (10 минут)

Разделите класс на небольшие группы (по 4-5 человек) и дайте каждому набор данных.

Каждая группа получает условную «семью», которая зарабатывает определенную сумму и должна распределить ее по расходам (например, 30,000 рублей в месяц).

Задача: разработать бюджет, который не превышает сумму доходов, выделив деньги на основные расходы.

После работы группы представляют свои бюджеты, объясняя, почему распределили средства именно так.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов: обсудите, что нового узнали о планировании бюджета.

Напомните учащимся о важности осознанного расходования и планирования своих денег.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

Что нового вы узнали о планировании семейного бюджета?

Как вы будете использовать эти знания в своей жизни?

Почему важно заранее планировать свои расходы и доходы?

Запишите несколько ответов на доске, подчеркивая значимость умения управлять финансами.

Тема: Виды сбережений

1. Цель занятия

Формировать у учащихся понимание различных видов сбережений и их важности для финансовой стабильности.

2. Задачи

Ознакомить детей с понятиями «сбережения», «накопления» и основными видами сбережений.

Рассмотреть преимущества и недостатки разных методов сбережения.

Научить детей принимать осознанные решения о том, как правильно сберегать деньги.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое сбережения и почему они важны.

Учащиеся смогут назвать различные виды сбережений (например, в банке, копилка, инвестиции).

Учащиеся научатся определять подходящие способы сбережений для разных целей.

Учащиеся смогут работать в группах и делиться своими мнениями.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Создание комфортной обстановки.

Настрой на урок: обсуждение, что такое сбережения, кто из родителей или знакомых у них сберегает деньги, для чего это нужно.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему (10 минут)

Объяснить понятие «сбережения»: это деньги, которые мы сохраняем на будущее вместо того, чтобы тратить их сейчас.

Обсудить, почему важно сберегать (на случай непредвиденных обстоятельств, на крупные покупки, на мечты).

Задать вопрос: "Какие цели могут быть у сбережений?"

4.2.2. Виды сбережений (10 минут)

Объяснить основные виды сбережений:

Копилка: физическое накопление монет и купюр. Применяется для накопления небольших сумм.

Банковский счет: размещение средств на сберегательном счету в банке. Дает возможность зарабатывать проценты.

Инвестиции: вкладывание денег в акции, облигации, чтобы они работали на вас.

Обсудить преимущества и недостатки каждого способа (например, безопасность, доходность, доступность).

4.2.3. Групповая работа: выбираем способ сбережения (10 минут)

Разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание: выбрать один из видов сбережений и подготовить короткую презентацию, где они объяснят, почему выбрали именно этот способ сбережений и какие цели можно достичь.

Группы представляют свои результаты.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов урока: обсудите, что нового узнали о сбережениях, какие виды сбережений кажутся наиболее интересными.

Напомните об важности сбережений и как они могут помочь в достижении жизненных целей.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

Что нового вы узнали о сбережениях?

Как вы будете использовать эти знания в своей жизни?

Почему важно иметь разные способы сбережений?

Запишите ответы на доске, подчеркивая значимость умения управлять сбережениями.

Тема: Банковский вклад

1. Цель занятия

Формировать у учащихся представление о банковских вкладах, их значении и принципах работы, а также развивать основы финансовой грамотности.

2. Задачи

Объяснить, что такое банковский вклад и его основные характеристики.

Рассмотреть преимущества и недостатки банковских вкладов.

Научить детей понимать, как работает проценты по вкладам и зачем они нужны.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить понятие «банковский вклад».

Учащиеся смогут назвать основные характеристики вкладов и их преимущества.

Учащиеся научатся различать виды вкладов (срочные, бессрочные) и их особенности.

Учащиеся смогут объяснить, как работают проценты по вкладам.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Создание комфортной обстановки.

Краткое обсуждение о том, что такое деньги и как они помогают в жизни.

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему (10 минут)

Объясните понятие «банковский вклад»: это сумма денег, которую человек размещает в банке на определенное время, чтобы в дальнейшем получать проценты.

Обсудите, зачем люди открывают банковские вклады: для сохранения денег, получения дохода, защиты от инфляции.

4.2.2. Преимущества и недостатки банковских вкладов (10 минут)

Обсудите основные преимущества:

Безопасность: деньги находятся под защитой банка.

Заработок: возможность получать проценты на вложенные деньги.

Удобство: банки предоставляют различные условия и сервисы для вкладчиков

Обсудите недостатки:

Невозможность быстро снять деньги с процентами (особенно по срочным вкладам).

Риск падения покупательной способности денег из-за инфляции.

4.2.3. Что такое проценты (10 минут)

Объясните, что такое проценты: это деньги, которые банк откладывает вам за то, что вы разместили свои средства у них.

Приведите простой пример: "Если вы положите 1000 рублей на вклад с 5% годовых, через год вы получите 1050 рублей".

Вы можете использовать наглядные материалы, чтобы продемонстрировать, как начисляются проценты.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов урока: обсудите, что нового узнали о банковских вкладах и процентной ставке.

Напомните, что умение управлять деньгами и вкладывать их – важный шаг к финансовой независимости.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

Что нового вы узнали о банковских вкладах?

Как вы считаете, полезно ли открывать банковский вклад? Почему?

Какие преимущества и недостатки вы могли бы назвать?

Запишите некоторые ответы на доске, выделяя важность финансовой грамотности и возможности, которые открывают банковские вклады.

Тема: Копилка

1. Цель занятия

Формирование у учащихся понятия о копилке как одном из способов сбережения денег, развитие навыков планирования и управления своими финансами.

2. Задачи

Ознакомить детей с понятием "копилка" и её значением в управлении финансами.

Рассмотреть различные виды копилок и подходы к накоплению.

Научить детей планировать свои сбережения на определённые цели.

Развивать навыки работы в группе и совместного обсуждения идей.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое копилка и для чего она нужна.

Учащиеся научатся различать различные виды копилок (физические, электронные) и их преимущества.

Учащиеся смогут составить план накоплений для достижения конкретной цели.

Учащиеся научатся работать в группах и выражать свои мысли.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Обсуждение: "У кого из вас есть копилка? Для чего вы ее используете?" (Вопросы для создания интереса и вовлечения).

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему (10 минут)

Объясните детям, что такое копилка: это место, где мы сохраняем деньги, чтобы позже их использовать для чего-то важного.

Обсудите, зачем люди используют копилки: накапливать на желания, цели, неожиданности.

4.2.2. Виды копилок (10 минут)

Расскажите о различных видах копилок:

Физическая копилка: обычные копилки, куда можно складывать монеты и купюры.

Электронная копилка: банковские счета для накоплений (например, детские сберегательные счета).

Поделитесь примерами: "Кто слышал о копилках в виде свинок или электронных приложений для накоплений?"

4.2.3. Планируем накопления (10 минут)

Разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе предложите разработать план накоплений на определенную цель (например, покупка игрушки, книги и т. д.).

Попросите группы определить:

Сколько им нужно накопить?

Сколько они могут откладывать в неделю?

За какое время они смогут достигнуть своей цели?

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов урока: обсудите, что нового узнали о копилках и накоплениях.

Напомните о важности берегения и планирования своих средств.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

"Что нового вы узнали о копилках?"

"Как вы думаете, как копилка может помочь вам в будущем?"

"Какие цели вы хотите достичь с помощью накоплений?"

Запишите несколько ответов на доске, подчеркивая важность финансовой грамотности и возможности, которые открывает копилка.

Тема: Недвижимость

1. Цель занятия

Формирование у учащихся представления о недвижимости как объекте финансовых вложений, понимание значения и назначения недвижимости в жизни людей.

2. Задачи

Ознакомить детей с понятием "недвижимость" и ее видами.

Рассмотреть преимущества и недостатки владения недвижимостью.

Научить детей основным принципам покупки и продажи недвижимости.

Развивать критическое мышление через обсуждение связанных с недвижимостью ситуаций.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить, что такое недвижимость и какие виды недвижимости существуют.

Учащиеся смогут перечислить преимущества и недостатки владения недвижимостью.

Учащиеся научатся понимать, как происходит покупка и продажа недвижимости.

Учащиеся будут развивать навыки работы в группе и обсуждение различных точек зрения.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Обсуждение темы урока: "Что вы понимаете под словом 'недвижимость'?" (позволяет активизировать внимание и заинтересовать в теме).

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему (10 минут)

Объясните понятие "недвижимость": это земля и здания, которые не могут быть перемещены с одного места на другое.

Перечислите основные виды недвижимости: жилые дома, квартиры, земельные участки, коммерческая недвижимость и т.д.

Используйте картинки и примеры, чтобы проиллюстрировать разные виды недвижимости.

4.2.2. Преимущества и недостатки (10 минут)

Разделите класс на две группы. Одной группе дайте задание перечислить преимущества владения недвижимостью, другой – недостатки.

Преимущества могут включать: возможность получения дохода от аренды, рост стоимости со временем, стабильность.

Недостатки могут включать: необходимость больших первоначальных вложений, налоги и управление, возможные риски.

Дайте возможность группам поделиться своими списками и обсудить их.

4.2.3. Процесс покупки и продажи недвижимости (10 минут)

Объясните основные этапы покупки и продажи недвижимости: выбор, покупки, оформление документов, регистрация сделки.

Обсудите, чем занимается риелтор и как он помогает в процессе.

Приведите простую ситуацию: кто-то хочет купить квартиру. Как они могут это сделать? Задайте вопросы и обсуждайте возможные варианты с учащимися.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов занятия: что нового узнали дети о недвижимости и ее роли в жизни.

Напоминаем о важности понимания недвижимости как одной из составляющих финансовой грамотности.

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

Что нового вы узнали о недвижимости?

Как вы считаете, почему люди покупают недвижимость?

Что важно учитывать при покупке недвижимости?

Запишите некоторые ответы на доске, подчеркивая ключевые моменты, такие как безопасность, планирование и долгосрочные инвестиции.

Тема: Сравнение разных видов сбережений

1. Цель занятия

Формирование у учащихся представления о различных вариантах сбережений и развитии навыков выбора наиболее подходящих методов для накопления средств.

2. Задачи

Ознакомить детей с различными видами сбережений (копилка, сберегательный счет, инвестиции и т.д.).

Обсуждение плюсов и минусов каждого варианта сбережений.

Научить учащихся принимать обоснованные решения при выборе способа сбережения.

Развивать критическое мышление через анализ различных видов сбережений.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут описать различные виды сбережений и их особенности.

Учащиеся научатся сравнивать плюсы и минусы разных методов сбережений.

Учащиеся смогут выбрать наиболее подходящий способ сбережения для определенной ситуации.

Учащиеся будут развивать навыки работы в группах и обсуждения.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Введение в тему: "Что такое сбережения? Почему это важно?" (Обсуждение для активации интереса и вовлечения).

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в виды сбережений (10 минут)

Объясните, что такое сбережения и назовите их основные виды:

Копилка – физический способ хранения денег.

Сберегательный счет в банке – позволяет зарабатывать проценты.

Инвестиции – вложение в акции, облигации и другие активы.

Сбережения на предметы – накопление на конкретную цель (например, покупка игрушки).

Используйте примеры и визуальные материалы (картинки, схемы).

4.2.2. Сравнение различных видов сбережений (10 минут)

Разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе дайте задание подготовить плюсы и минусы одного вида сбережений.

Примеры для обсуждения:

Копилка: плюсы (доступность, простота), минусы (нет процентов, ограниченный доступ).

Сберегательный счет: плюсы (проценты, безопасность), минусы (необходимость банка).

Инвестиции: плюсы (возможность заработка), минусы (риск потерь).

Сбережения на предметы: плюсы (конкретная цель), минусы (долгий срок накоплений).

4.2.3. Групповое обсуждение (10 минут)

Попросите группы поделиться результатами своей работы с классом.

Обсудите, какие виды сбережений они считают наиболее подходящими и почему.

Сформируйте на доске общую таблицу с плюсовыми и минусовыми характеристиками разных видов сбережений.

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов занятия: что нового узнали дети о сбережениях и их значении в жизни.

Обсуждение: "Какой вид сбережений вы выбрали бы для себя и почему?"

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

"Какой вид сбережений вам больше всего понравился и почему?"

"Что вы учли при выборе способа сбережений?"

"Как вы думаете, как сбережения могут помочь достичь ваших целей?"

Запишите некоторые ответы на доске, подчеркивая важность выбора и планирования.

Тема: Различие сбережений

1. Цель занятия

Воспитание у учащихся понимания различных видов сбережений, их целей и способов накопления денежных средств.

2. Задачи

Познакомить детей с понятием сбережений и их значением в жизни.

Ознакомить учащихся с разными видами сбережений (например, краткосрочные и долгосрочные сбережения).

Обсудить преимущества и недостатки различных видов сбережений.

Научить детей сравнивать и выбирать наиболее подходящие виды сбережений для разных целей.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить разницу между краткосрочными и долгосрочными сбережениями.

Учащиеся научатся сопоставлять плюсы и минусы различных видов сбережений.

Учащиеся будут способны выбрать подходящий способ сбережения в зависимости от своих целей.

Учащиеся развивают навыки работы в группе и обсуждения.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Вопрос к классу: "Что такое сбережения? Почему они важны?" (Обсуждение для активации интереса и вовлечения).

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Введение в тему: что такое сбережения? (10 минут)

Объяснить, что такое сбережения: накопление денег для достижения определенных целей.

Рассказываем о краткосрочных и долгосрочных сбережениях.

Примеры: Краткосрочные сбережения – деньги на игрушку или праздник; долгосрочные сбережения – покупка квартиры или машины.

Используйте картинки и примеры, чтобы сделать информацию наглядной

4.2.2. Сравнение краткосрочных и долгосрочных сбережений (10 минут)

Разделите класс на группы по 4-5 человек. Каждой группе дайте задание подготовить плюсы и минусы краткосрочных и долгосрочных сбережений

Например:

Краткосрочные сбережения: плюсы (быстрый доступ, возможность купить желаемое); минусы (маленький накопленный процент).

Долгосрочные сбережения: плюсы (возможность заработать на процентах, большие суммы); минусы (долгое ожидание, возможность риска).

4.2.3. Групповое обсуждение (10 минут).

Попросите группы поделиться результатами своей работы с классом.

Создайте на доске таблицу, в которой будут указаны плюсы и минусы краткосрочных и долгосрочных сбережений, основываясь на обсуждении.

Обсудите, какие сбережения могут подойти для определенных целей (например, отпуск, покупка игрушек, будущая квартира).

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов занятия: что нового узнали дети о сбережениях и их значении в жизни.

Обсуждение: "Какой тип сбережений вы выбрали бы для себя и почему?"

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на вопросы:

"Какой вид сбережений вам больше всего понравился и почему?"

"Как вы планируете сберегать деньги в будущем?"

"Что вы поняли о важности сбережений?"

Запишите некоторые их ответы на доске, подчеркивая важные идеи и советы.

Тема: Итоговое занятие по финансовой грамотности

1. Цель занятия

Подведение итогов прохождения курса по финансовой грамотности, закрепление полученных знаний и развитие у учащихся навыков принятия финансовых решений.

2. Задачи 

Оценить уровень усвоенных знаний учащимися в области финансовой грамотности.

Повторить и систематизировать основные понятия, идеи и навыки, полученные в ходе занятий

Способствовать развитию критического мышления, обсуждая жизненные ситуации и возможные финансовые решения

Создать положительную атмосферу для обмена опытом и идеями.

3. Планируемые результаты

Учащиеся смогут объяснить основные понятия финансовой грамотности, такие как сбережения, расходы, бюджет и т.д.

Учащиеся будут способны принимать решения о том, как лучше управлять своими финансами.

Учащиеся смогут работать в группе и обсуждать различные финансовые сценарии.

Учащиеся продемонстрируют свои знания через игровую и практическую деятельность.

4. Ход занятия

4.1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие и создание положительной атмосферы.

Вопрос к классу: "Что вы запомнили из наших занятий по финансовой грамотности?" (Обсуждение для активации интереса).

4.2. Основная часть (30 минут)

4.2.1. Вопросы и ответы (10 минут)

Провести краткий опрос на знания, задавая вопросы по пройденным темам:

"Что такое сбережения?"

"Каковы плюсы и минусы различных видов сбережений?"

"Что такое бюджет?"

Обсудите ответы всей группой и ответьте на возникшие вопросы.

4.2.2. Игра "Финансовая ситуация" (15 минут)

Разделите класс на небольшие группы (по 4-5 человек).

Каждой группе выдайте карточку с финансовой ситуацией (например, "У вас есть 100 рублей. Как вы их потратите?" или "Вы хотите купить игрушку за 300 рублей. Как вы будете копить деньги?").

Пусть группы обсудят, как они поступят в данной ситуации, а затем представят свои решения классу.

4.2.3. Создание "Финансового плаката" (5 минут)

Предложите группе создать плакат, где они напишут основные правила финансовой грамотности, которые они запомнили за время занятий.

Пусть они поскорее сделают это и представят плакат всем

4.3. Заключение (5 минут)

Подведение итогов занятия: расскажите, что нового и полезного усвоили на занятиях.

Обсуждение: "Как вы планируете применять свои знания в будущем?"

5. Вывод и рефлексия (5 минут)

Попросите учащихся ответить на следующие вопросы:

"Какую часть занятий вы считаете самой интересной?"

"Что вы узнали, что будет полезно в будущем?"

"Как вы будете применять полученные знания на практике?

Запишите некоторые ответы на доске, чтобы подвести итог обсуждению.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.

2.Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Финансы, 2010. – 90 с.

3.Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.

4.Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 102 с.

5.Пушкарь, А. Е. Дети и деньги./ А. Е. Пушкарь. – М. : Известие, 2008. –320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий.

При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуаль...

Олимпиадные задания для 4 класса ( из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)

Олимпиадные задания для 4 класса(программа Занкова) по математике,русскому языку,окружающему миру (из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)...

Учебно-методическое пособие для учителей и родителей "Ваш ребёнок".

Учебно-методичекое пособие включает серию презентаций, представленных в виде уроков на определённую тему. Содержание уроков вы найдёте в замечательной книге "Общаться с ребёнком. Как?" Ю.Б.Гиппенрейте...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Методическое пособие для учителей физической культуры и учителей начальных классов.

В данном пособии собран материал по основам знаний для обучающихся начальной школы соответствующий требованиям государственного стандарта. Материал призван обеспечить усвоение знаний в полном объеме б...

Методическое пособие "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе" (из опыта работы)

Современные требования времени таковы, что нашим детям необходимо не только решать огромное количество задач, но и находить рациональные и неординарные решения. Им необходимы навыки, которые помогут о...