статья "Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
статья

Загороднева Маргарита Александровна

 

         Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загороднева Маргарита Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Формирование  стратегий смыслового чтения и работы с текстом

на уроках в начальной школе         

         Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.  

Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности.  

Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Учащиеся, оканчивающие начальную школу должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

А также должны уметь:

- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);

- выделять главную мысль текста;        

- описывать устно объект наблюдения и т.д.

 

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  1. до чтения текста,
  2. во время чтения текста,
  3. после чтения текста.

      Для работы с текстом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.

Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

- различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;

- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

 Она включает в себя ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.

Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

Стратегии предтекстовой деятельности

Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

  1.  «Мозговой штурм».
  2. «Глоссарий».
  3. «Ориентиры предвосхищения».
  4. «Батарея вопросов».
  5. «Предваряющие вопросы».
  6. «Рассечение вопроса».
  7. «Алфавит за круглым столом»
  8. «Соревнуемся  с писателем».
  9. «Акцент»
  10.  «Загадка»
  11.  «Ассоциативный куст»

12. Приём «Верные и неверные утверждения»

13. «Лови ошибку» 

14. «Чтение с вопросником»

                15. Приём «З-Х-У»

16. «Дерево предсказаний»

«Мозговой штурм»

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

- Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают  у вас по поводу заявленной темы?

Учитель записывает все называемые ассоциации.

- Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.

- Что нового мы узнали из текста?

Использование стратегии «Мозгового штурма» помогает нам определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

«Глоссарий»

Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Ход работы:

Мы будем читать информационный текст «Когда появилось кино?» Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Термин

Значение (определение)

1

2

«Ориентиры предвосхищения»

Целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны.

2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

1.

2.

3.

«Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Ход работы:

- Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

 «Соревнуемся с писателем»

Цель – мотивировать человека на прочтение книги.

- Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

«Акцент»

До чтения детям даётся задание: Читая текст, обрати внимание на…(героев, как начинается история и т.д.)

Или: подумай над тем, могли ли эти события произойти в жизни? Важно это задание зафиксировать в поле зрения учеников на весь период чтения (на слайде, на доске, на карточке и т.п.)

«Загадка»

Нам скоро встретится слово ... Попробуем его угадать…(даются разные определения)

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий. Также может быть использована стратегия, называемая «Батарея вопросов».

Данная методика известна любому педагогу, однако в новом варианте имеет свои особенности: вопросы предшествуют знакомству с текстом, активируют знания по теме текста, который еще незнаком читателям. Логическая цепочка вопросов выстраивается учителем так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать их к чтению текста. Предложенный текст должен дополнить и расширить контекст выбранной темы.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Один из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся.

Суть приёма заключается в том, что в начале урока даётся ряд утверждений по новой теме. В ходе обучения, ученики должны оценить как верные, так и неверные ответы и обосновать свой выбор.

Нельзя сказать, что данный приём редко встречается в практике учителей. Однако зачастую он используется упрощённо. Чаще всего встречаются составленные утверждения, на проверку которых требуется лишь банальная репродукция части нового учебного текста.

Ученики не должны просто воспроизводить тот фрагмент, который будет подтверждать или отрицать утверждение. Утверждения необходимо сформулировать так, чтобы чтение текста превратилось в поиск. Ученики должны совершить дополнительные мыслительные операции анализа, сравнения, чтобы выйти на выбор правильного утверждения.

«Батарея вопросов»

Припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий. Также может быть использована стратегия, называемая «Батарея вопросов».

Данная методика известна любому педагогу, однако в новом варианте имеет свои особенности: вопросы предшествуют знакомству с текстом, активируют знания по теме текста, который еще незнаком читателям. Логическая цепочка вопросов выстраивается учителем так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать их к чтению текста. Предложенный текст должен дополнить и расширить контекст выбранной темы.

«Ассоциативный куст»

Цель - актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Алгоритм реализации приема: учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

«Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приёма: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Лови ошибку»

Цель – формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Алгоритм реализации приема:

1. Прочитайте текст.

2. Выявите допущенные ошибки, аргументируйте свои выводы.

3. Изучите новый материал, после чего вернитесь к тексту задания и исправьте ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

«Алфавит за круглым столом» («Тематический алфавит»)

Цель стратегии – активизация знаний по теме текста и ассоциаций, создание образа текста.

Ход работы:

Нужно заполнить как можно больше ячеек словами, относящимися к теме (урока, текста, занятия, блока, раздела и т.д.). Условие: слова в каждой ячейке должны начинаться с той буквы, которая указана в ячейке.

Очень простая стратегия чтения, которая помогает припоминать то, что знал на стадии вызова и то, что узнал на стадии рефлексии. Например, "Алфавит за круглым столом" (если работа выполняется общими усилиями) или "Алфавит по кругу" (когда ячейки добавляются вразброс всеми участниками занятия).

«Чтение с вопросником»

Цель– сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Алгоритм реализации приема: Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе

Приём «З-Х-У»

Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

•        умение определять уровень собственных знаний;

•        умение анализировать информацию;

•        умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

«Дерево предсказаний»

Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

Алгоритм работы с приемом:

На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Стратегии текстовой деятельности

Цель текстовой деятельности состоит в освоении механизмов чтения: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает читатель, тем большая помощь учителя  ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению.

Стратегии

  1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  2. «Чтение про себя с вопросами».
  3. «Чтение про себя с остановками».
  4. «Чтение про себя с пометками».
  5. «Чтение в парах – обобщение в парах».
  6. «Дерево предсказаний»
  7. «Мозаика (чтение «вскладчину)»

 «Чтение в кружок»

Цель: проверка понимания читаемого вслух текста.

Ход работы:

  1. Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача  слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.
  2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий  отвечает. Если его ответ не верен или не точен,  слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

Ход работы:

Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

- Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

При использовании данной стратегии необходимо учитывать следующее:

-текст не должен быть знаком учащимся, иначе теряется смысл и логика использования приёма;

-текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.. Остановок не должно быть много (не более пяти). Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка.

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает     и     обобщает  содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Чтение про себя с пометками»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,   оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая  информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

       Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной     деятельности, а    ученику – классифицировать    информацию,  формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

«Дерево предсказаний»

Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

Алгоритм работы с приемом:

На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

«Мозаика (чтение «вскладчину)»

Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности:

 1. «Отношение между вопросом и ответом»

 2. «Вопросы после текста»

 3. «Тайм-аут»

 4. «Проверочный лист».

 5. «Синквейн»

6. «Кубик Блума»

7. «Составь задание»

8. «Кластер»

9. «Бортовой журнал»

       10. «Карточка контроля»

11. Прием «Толстый и тонкий вопрос»

 «Отношение между вопросом и ответом»

Суть стратегии: ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае  ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

«Вопросы к тексту» (по И.О. Загашеву)

Простые вопросы. Назвать какие-то факты, вспомнить определённую информацию. Используются при традиционных формах контроля (зачётах, тестах, терминологических диктантах…).

Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их используют с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В ответе должен присутствовать элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы». Например, «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет дальше?».

Оценочные. Направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов.

Практические. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Тайм – аут

Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе

-  Прочитайте самостоятельно про себя 1-й абзац. Дальше работайте в парах.

- Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

-  Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В неё заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно педагогом и обучающимися.

Проверочный лист «Краткий пересказ»:

  • Названа основная мысль текста (Да/Нет)
  • Названы главные мысли текста и основные детали (ключевые слова) (Да/Нет)
  • Присутствует логико-смысловая структура текста (части правильно следуют друг за другом) (Да/Нет)
  • Имеются необходимые средства связи, объединяющие главное мысли текста (абзацы связаны между собой) (Да/Нет)
  • Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора (Да/Нет)

«Синквейн»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову текста.

Структура:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5.Существительное (перефразировка темы)

«Кубик Блума»

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему (описать процессы, явления)», «Объясни (воспроизведение знаний в новой ситуации)», «Назови (простое воспроизведение знаний)», «Предложи (выскажи предположение)», «Придумай (выскажи предположение)», «Поделись (выскажи предположение)». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

«Составь задание»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Прием «Составь задание» способствует развитию творческих способностей учащихся. Он заключается в составлении детьми заданий для одноклассников по прочитанному тексту, это могут быть хороший кроссворд, сканворд или остроумная головоломка. Данные задания, как правило, задаются на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание.

«Кластер»

Кластер («гроздь») – графический прием систематизации материала; выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

 «Карточка контроля»

Мониторинг качества чтения и понимания текста все активнее используется как оценочная деятельность в процессе и результате обучения. Мониторинг осуществляет учитель, самомониторинг проводит учащийся.

Критерии

Мои суждения до и после прочтения совпали

Совпали – 3 баллов;
В основном – 2 балла;
Частично – 1 балла;
Не совпали – 0 баллов

Я легко разделил текст на части

Легко разделил – 3 балла;
Частично – 2 балла;.
С подсказками – 1 балл;
Не разделил – 0 баллов.

Я составил определение понятия

Составил  полностью, привел примеры – 3 баллов;
Составил полностью, нет примеров – 2 балла;
Составил частично – 1 балла;
Не составил – 0 баллов.

Я составил синквейн

Составил – 1 балл;
Не получилось – 0 баллов.

Я отвечаю на вопросы

Отвечаю, полно и грамотно – 3 б.;
Отвечаю, допускаю неточности – 2 ,
Отвечаю, делаю много ошибок – 1 ;
Не отвечаю – 0 баллов.

Набрал  12-13 баллов – «5»;
11-8 баллов  –  «4»;
7-5 баллов    –  «3»;
4 и менее      – «2».

«Бортовой журнал»

«Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Это ведущая стратегия на смысловой стадии.
Встретив в тексте ключевые моменты, участники заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, заполняют графы бортового журнала.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Учащиеся составляют к прочитанному материалу тонкие и толстые вопросы.

Толстые вопросы:

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.

Тонкие вопросы:

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения.

Данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя"

Наша задача - капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.

Литература

1. Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.:

Школьная библиотека, 2005

2 Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как

реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013

3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. / Под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2015

4. Беленький, Г. П. Комментированное чтение текста. / Г. П. Беленький. – М. :Изд-во АПН РФ, 2014

5.  Мосунова, Л. А. Структура и психологические условия развития

смыслового понимания художественных текстов. / Л. А. Мосунова. – М. :

МПГУ,2017.

6. Сметаникова, Н. Н. Академия читательского мастерства. / Н. Н.

Сметанникова; под ред. М.В. Белоколенко. – М. : Межрегиональный центр

библиотечного сотрудничества, 2018

7. Сапа, А. В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации

ФГОС основного общего образования. / А. В. Сапа. – М. : Изд-во Моск. Унта, –2014 – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....

Основы смыслового чтения и работы с текстом в начальной школе.

В стактье кратко ихложены основные цели и задачи  целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как обще учебного умения;приобщение младших школьников к чтению ...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...

Работа с текстом на уроках в начальной школе

Актуальность проблемы детского чтения в России являлось и является одной из наиболее важных. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «...