"Развитие навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе."
учебно-методическое пособие

Юсупова Елена Евгеньевна

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашем лицее  стало одной из важнейших педагогических проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей № 60" г.о. Тольятти

 Самарской области

Мастер-класс

"Развитие навыка смыслового чтения

 на уроках в начальной школе."

Подготовила учитель начальных классов

МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти

Самарской области

Юсупова Елена Евгеньевна

2024г.

1. Организационный момент.


- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма
«Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Вступление.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашем лицее  стало одной из важнейших педагогических проблем.

Целью нашего мастер-класса:

является обучение эффективным приёмам смыслового чтения. Мы рассмотрим лишь  несколько приёмов, которые практикуются на уроках литературного чтения и математики.

2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса


-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать
Метод «Фруктовый сад»

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

3. Постановка задач мастер-класса

- Определите задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • Объяснить…, что такое смысловое чтение;
  • Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на своих уроках.

3. Актуализаци:  приём «Верю, не верю»

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.

- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

- Работаем в группах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «Понятие».

- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»

- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения. 

Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.

Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .

Сектор 4 –  «Учебные предметы».

-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)

Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

Предлагаю продолжить работу в группах.

 

Выполните задание 1. 

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100.

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

-Теперь давайте рассмотрим приёмы смыслового чтения на примере работы с текстом притчи. Фрагмент внеклассного чтения.

-Вспомните, как Вы читаете газеты, журналы, новые книги. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип:

 просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

-Хорошо, давайте познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга»назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга»и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.

        - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

        Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

В своей работе я  пользуюсь  и другими приемами:

- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

Итак, использование этих и других приёмов  помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Выполните задание 1. 

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

Выполните задание 1. 

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения

Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения...

Применение приёмов «кластер», «Куб Блума» для развития навыков смыслового чтения

Выступление на семинаре "Развитие навыков смыслового чтения"...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Тренажёр "Читаю и понимаю" как способ развития навыка смыслового чтения у обучающихся 1 класса

Данный тренажёр позволит ученикам 1 классов развивать навык смыслового чтения.Благодаря данному тренажёру, мы доказали, что можно развивать данный навык не только на уроках литературного чтения, но и ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста

Определение состояние развития навыков смыслового чтения у детей младшего школьного возраста...