Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
материал
Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.
Задачи:
•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;
•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;
•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами
Ход мастер – класса.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.
-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?
-А теперь посмотрите на картинки. Вы таким представляли чудовище?
- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации.
- Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему не проблема!»
Сегодня общество предъявляет современной школе новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей необходима личность человека, способного творчески мыслить, обладающего гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Вот почему технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе занимает лидирующее положение и является достаточно эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики.
Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия: во-первых, учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, а во-вторых, дети общительны, а речь развита плохо.
Технологию проблемно-диалогического обучения я применяю вот уже на протяжении многих лет и хочется отметить, что технология “открытия” новых знаний учениками для всех и каждому, что для учителя — это ключ к успеху и творчеству как универсальная педагогическая технология развивающего обучения, а для учеников — интересный и понятный урок.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Начать мастер – класс мне хочется со стихотворения Н.Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
По мнению учёных на сегодняшний день проблемно - диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения:
более качественное усвоение знаний,
мощное развитие интеллекта и творческих способностей,
воспитание активной личности.
Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно - диалогическую технологию.
Таким образом, цель моего мастер-класса: представить апробированную мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогической технологии обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.
- Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь.
- Каждому учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации)
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
- Рассмотрим модель традиционного урока.
- Она такова: Сообщение темы урока, объяснение нового, закрепление, сам. работа.
- Представляя модель урока по проблемно- диалогической технологии обучения, выделяются этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа.
- Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.
- Проблемно диалогическое обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.
Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.
С чего начинается любой проблемный урок? Конечно же, с проблемной ситуации.
Сергей Леонидович Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Проблемная ситуация создана. Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение. Следующий этап- постановка учебной проблемы.
Постановку проблемы и поиск решения выполняется учениками с помощью специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
По определению автора технологии Елены Леонидовны Мельниковой
1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.
2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
- Что происходит на традиционном уроке?
Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.
Поиск решения - сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.
Я убедилась: то, что « открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Установлены взаимосвязи проблемно-_диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.
Традиционный урок всегда фронтален.
Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Я читаю текст, но не называю жанр, предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: что они могут предположить? (ответы)
- Это сказка о животных!
- Это басня!
Возникла Проблема! Ее нужно решать.
Рассмотрим этап поиска решения.
Решать будем вместе, вас, коллеги, прошу помочь. Получилось 2 гипотезы.
1 группа: проверяет гипотезу - сказка.
2 группа: проверяет гипотезу - басня.
- -Как мы будем узнавать?
Составляем план действий (слайд презентации)
Вспомни: признаки сказки (басни)
Назови опорные слова
Проверь характерны ли данные признаки для произведения.
Сделай вывод.
Проверим гипотезы.
Выступление.
Проверим 1 гипотезу
Назовите признаки сказок о животных (по ходу появляются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба)
Побуждение к контраргументу
Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки (контраргументы)
- Значит, нельзя считать произведение сказкой о животных.
Проверим 2 гипотезу
-У нас есть еще одна гипотеза-басня.
Какие черты характерны для басни? (опорные слова - Волшебство, иносказание и мораль)
-Значит, какая гипотеза верна? (о басне)
- Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса.
- Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания)
Итог. Новое знание открыто.
Можно приступать к следующему этапу урока
Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом предмете.
Например:
Урок русского языка.
Рассмотрим фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель | Ученик | ||
- На доске записано предложение: «Пёсик | Ученики выписывают слова. | ||
перепрыгнул через овражек». Найдите, | |||
пожалуйста, в этом предложении | |||
существительные и выпишите их. | |||
- Какие слова вы выписали? | - Пёсик, овражек. | ||
- Обозначьте суффиксы в этих словах. | - В слове пёсик суффикс -ик, | ||
а в слове овражек суффикс – | |||
- Вы уже знаете, что это уменьшительно- | ек. | ||
ласкательные суффиксы, но что же | - В одном слове пишется | ||
интересного вы заметили? | суффикс – ик, в другом - -ек. | ||
- Какой возникает вопрос? | - Когда в существительных | ||
пишется суффикс –ек , а | |||
- Так какая сегодня тема урока? | когда –ик? | ||
- | Гласные в суффиксах | ||
имён | существительных –ек, | ||
-ик. | |||
Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята знают о полярной ночи.
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса
Анализ | Учитель | Ученик |
Вопрос на новый материал Побуждение к осознанию. Побуждение к проблеме Тема | Найдите на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что вы можете рассказать по карте об этой зоне? Арктика… От этого слова веет суровым холодом. Арктика- район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. - А, как вы думаете, если в этой зоне такие суровые условия, то могут ли здесь обитать какие нибудь живые организмы? Вопрос один, а мнений сколько? Так, какой возникает вопрос? Фиксируем вопрос на доске. | Ответы учеников. Да. Нет. Не знаем. Несколько. Есть ли живые организмы в зоне арктических пустынь и если есть, то, как они приспособились к суровым условиям. |
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
Урок математики.
Тема урока «Скобки». На доске запись:
9-3+4=10
9-3+4=2
- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
- В каком примере нарушили порядок действий?
Итак, я на собственном опыте убедилась, что проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.
Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы, которые у вас на столе, сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе
1 группа (слайд презентации)
Вставьте в предложения подходящие слова:
1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь на … (уроке).
2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит , обретают творческие способности на … (уроке).
Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?
3) Вывод:
2 группа: (слайд презентации)
Вставьте в предложения подходящие слова
1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на …
(уроке).
2) Главным на современном уроке должен стать … (монолог или диалог?)
Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?
3) Вывод:
Выступление мое.
Учитывая ваши мнения, мнения ученых, я могу твердо сказать.
Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.
Дж. Дьюи утверждал, что «стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится».
Спасибо вам за помощь
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Мастер-класс "Интерактивные технологии - инструментарий учителя Новой школы"
Мастер-класс раскрывает технологию интерактивного обучения...

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"
В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"
Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глу...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

Мастер-класс "Активные методы обучения в начальной школе"
В данной работе вы познакомитесь с активными методами обучения в начальной школе...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)
Вспомним свои школьные годы, как нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...
