Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"
материал (1 класс) на тему

Ялаева Назира Мухарамовна

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глубоким и прочным. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное. Это позволяет формировать у детей полное представление об изучаемом предмете и явлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Бакалы муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

Мастер-класс

Работа с загадками в начальной школе

   Учитель МОБУ СОШ №1 с.Бакалы

                                                                  Республики   Башкортостан

                                                                     Ялаева Назира Мухарамовна

2009 год

Цель:

  1. Способствовать развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность.
  2. Развитие речи, внимания, памяти.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, ко всему живому.

- Дорогие ребята!  Сегодня мы с вами поговорим о загадках.

- Вы любите загадки?

 Загадки развивают ум и память, заставляют нас думать, помогают узнавать много нового и интересного.

(слайд 1)

- Что такое загадка?

Загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки обычно бывают короткими, часто в стихотворной форме. Первые загадки появились на земле в глубокой древности. Это были загадки о природе. Ведь всё, что окружало человека, было удивительным, неизвестным и таинственным. В древности люди использовали загадку, как тайный язык, чтобы уберечься от «нечистой силы». Потом с помощью загадки испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Поэтому мы часто встречаем загадки в старинных сказках.

Давайте вспомним загадки из сказки «О бывалом солдате, царе и двенадцати разбойниках».

  1. От какого огня дыма нет? (От светлячка).
  2. В какой воде рыбы нет? (Родниковой).
  3. У какого дерева ветви не растут? (У сухого).

- Молодцы, ребята, что запоминаете загадки. Но наша цель научиться их отгадывать.

-Как вы думаете, что для этого нужно в первую очередь?

На экране правила (слайд 2):

  1. Слушай внимательно.
  2. Определи тему.
  3. Найди подсказки.

4. Правильно читай загадку.

-Сейчас мы поработаем с новой загадкой.

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото).

(слайд 3)

Определим тему. (О природе).

Найдём подсказки.  (Дети называют и объясняют: земля, как тесто).

- А какое тесто?  (мягкое)                                                      

- А где растёт много осоки и мха? (там, где вода, где сыро)

                                                                              (Нет опоры для ноги).

- Что значит, нет опоры?  (нельзя встать, можно провалиться, опасно).

Давайте прочитаем загадку, выделяя голосом слова–подсказки.

- Что же это? (Болото).

Мы отгадали загадку о природе. А помогли нам в этом подсказки, которые всегда прячутся в загадках. Ведь загадка рассказывает нам о предмете или явлении природы, но не называет его.

А теперь попробуем сами придумать загадку.

 (Одному ребёнку показывается картинка с изображением лягушки. Он должен с помощью подсказок рассказать о ней, чтобы ребята догадались о ком идёт речь).

- Она зелёная, живёт в болоте, хорошо прыгает, ловит мух…

Дети отгадывают и добавляют, о каких признаках лягушки можно было бы ещё сказать. (слайд 4)

- А вот как о ней сказано в рифмованной загадке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

- А знаете ли вы, чем питается лягушка зимой? (ничем, она спит)

(Звучит запись кваканья лягушек. Физминутка.)

Прыгают лягушки и кричат друг дружке:

Квак – квак – квак! Прыгай так!

Квак - квак! И вот так!

(У детей загадка).

- Прочитайте её правильно, выделяя голосом слова–подсказки.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

(Картинки – подсказки во время чтения вывешиваются напротив каждой строки).

- Что же это за богатырь, у которого так много угощений? (Это лес).

(Запись «Звуки леса»)

- А помните, ли вы, ребята, с каких загадок начиналась наша работа, когда мы впервые познакомились?

Зимой и летом одним цветом? (Ель. Сосна. Пихта. Можжевельник. Секвойя).

- Да, ответов у загадки может быть несколько. А как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (Ельник, сосновый бор).

- Скажите, а правильно ли ответил мальчик, сказав, КРОКОДИЛ? (Да).

- Да, крокодил тоже зелёный и зимой и летом. И если мы не определим тему загадки, то и отгадать её будет очень сложно?

- А кто из вас помнит загадку о зверьке, который живёт в лесу и меняет свой цвет зимой и летом?

Летом - серый,

Зимой - белый. (слайд 4)

- А зачем зайчик меняет цвет шубки? (В целях защиты от лисы и волка).

- А знаете ли вы, что загадок про зайчика великое множество, и каждая из них характеризует его со своей стороны:

Серый зверёк через кочки скок!

Лёгкие ножки и хвоста немножко. (О внешних признаках).

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком. (О характере его движений).

- А когда для зайца в лесу самое опасное время? (Когда он шубку поменял, а снег ещё не выпал или не растаял).

- А кто это?

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Почему заяц?

- А где живёт заяц?

- А разве в лесу растёт морковка?

Зайчик бы с удовольствием съел морковку, но ему её взять негде. Давайте подумаем, кто же очень похож на зайчика, а морковочку он ест и очень любит, потому что его ею кормят. (Это кролик).

- Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, хищница). (слайд 4).

Читаем загадки о лисе и смотрим, все ли её признаки мы назвали.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Рыжая хозяйка,

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

- А почему лиса приходит в деревню за курами? (Она хищница).

- Как её называют в сказках? (Плутовка).

- Что это значит? (Обманщица).

(Дети придумывают загадки по картинкам)

В загадках часто используются сравнения.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь, свёкла, репа, редис, редька)

- С кем сравнивают морковь? (Девица).

- Почему сидит в темнице? (В земле).

- Что это за коса на улице? (Ботва)

- Почему лук не подходит? (Он не девица, а парень).

Измените это слово так, чтобы оно стало отгадкой (Луковица).

- А как у лука называют ботву? (Перо- это многозначное слово).

- А знаете ли вы, что у всех этих овощей съедобный корень, поэтому и называются они корнеплоды. Ботву свёклы и моркови часто добавляют в борщ и щи, и тогда они называются «ботвинник».

- А если я добавлю в эту загадку слово КРАСНАЯ, все ли отгадки подойдут?

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

Да. Красная девица – значит красивая, так говорили в старину.

(Самостоятельное чтение и работа с загадками)

Мы вымыли руки                                    

И сели за стол,                                            

А он неумытый

Обедать пришёл.

И с ним бесполезна

Любая беседа.

Он вымоет лапки,

Но… после обеда.

Часто умывается,

А полотенцем не вытирается .(Кот)

А помните ли вы, почему кошечки всегда очень тщательно умываются, а собачки нет? (Кошка охотится из засады, а собака догоняет свою добычу).

Физминутка.

 Игра «Кот и мыши» (мальчик-кот садится на стул и «засыпает»)

Мышки, мышки, выходите,

Поиграйте, порезвитесь!

Выходите поскорей!

Спит усатый кот-злодей.

Мышата выбегают и поют:

Тра–та-та, тра-та-та

Не боимся мы кота!

       - Кот идёт! (Все бегут на свои места, кого кот поймал – садится на стул и засыпает).

-Сегодня мы познакомимся с литературными загадками Василия Агафонова. Ребята, которые их нам загадают, постараются при чтении выделять голосом важные слова, делать паузы и передать настроение этих удивительных стихов-загадок.

- Алина, с каким настроением ты будешь читать загадку? ( Радостно).

Когда гулять с тобой пойдём,

Смешай-ка солнышко с дождём -

И тут на небе в полный рост

Вдруг встанет разноцветный мост!

Он краше сказочных цветов,

Раскрашен сразу в семь цветов! (Радуга)

(слайд 5)

- Какая подсказка вам помогла? (У радуги семь цветов).

- Юра, а какое настроение хочешь передать ты в своей загадке? (Удивление).

Дождь по крышам постучал      

И ушёл домой.

Зеркала он разбросал

По земле сырой.

Испугавшись ветерка,

Разбежались тучки,

Светят в тысячах зеркал

Солнечные лучики.

Вот такие-то дела!

Что это за зеркала? (Лужи).

(слайд 5)

- Почему автор сравнил лужи с зеркалами?

- Руслан, какое чувство ты испытал, когда впервые прочитал свою загадку? (Испугался).

Шёл дождь – и вдруг раздался стук,

По крыше нашей – тук-тук-тук! –

Дробь ледяная застучала.

Нам страшновато даже стало:

Кто там стреляет невпопад?

А это барабанил… (Град!)

(слайд 5)

-А когда бывает град? Разве град стреляет? Что такое дробь? (Мелкие пульки).

Знаком с ужасным плаксой я!

Когда он плачет в три ручья,

И тут и там, и там и тут

Ручьи по улицам бегут!

Нельзя на улице играть,

Совсем не хочется гулять,

Зато, пока грустим мы тут,

На грядке овощи растут.

Хороший будет урожай!

За это плаксу уважай! (Дождь).

(слайд 5)

      - Как автор назвал дождь? Почему?

      -Хорошо ли ребята прочитали загадки? Легко ли вам было искать подсказки, сравнения?

       -Наше путешествие в мир загадок продолжается. Представьте себе, что сейчас мы окажемся в старинной русской избе (слайд 6), ведь многие загадки пришли к нам оттуда. (Декорация и избы: печка, ухват, ушат, лавка, столик, чугун, вёдра, коромысло, серп).

-Некоторые предметы в нашей избе уже знакомы вам после экскурсии в школьный музей.

1.Она пыхтит как паровоз,

 Но никуда не мчится.

 В любой момент своим теплом

 Готова поделиться. (Печка).

(слайд 6)

   - Как вы думаете, почему её так назвали? ( Она печёт).

В старинных русских словах часто в названии самого предмета отражался его главный признак.

2.У кого глаза в ушах. (Ушат – это деревянная ёмкость для воды). 

(слайд 6)

 Чёрный – пречёрный,

 Толстый – претолстый

 В каждой избе нужен. (Чугун - сделан из очень прочного металла – чугуна. Который не боится огня). (слайд 6)

3.Три братца пошли купаться.

 Два купаются, третий на берегу валяется.

 Искупались, вышли на третьем повисли. (Вёдра и коромысло).

(слайд 6)

(Слышится стук и грохот. В класс вбегает Баба Яга)

Я сюда пешком пришла,

Метлу с собою принесла.

Время зря я не теряла –

Для вас загадки собирала.

Во многих сказках я бываю,

Девчонок, мальчиков пугаю.

А вы меня, что не боитесь?

Нет!

Тогда смекалкой все хвалитесь!

- Бабушка Яга. А какие загадки ты нам загадаешь?

- Какие, какие? Сказочные, конечно! У меня в мешке много разных вещичек припрятано.

Сумеете ли вы по одной вещичке узнать её хозяина.

 Достаёт:

-Чья это шляпа? (Незнайки)

- Чья это туфелька? (Золушки)

- Чья это шапочка? (Доктора Айболита)

А вот и главное моё сокровище – ключик волшебный. Вы случайно не знаете, кто его давно ищет? (Буратино)

На экране киносказки «Приключения Буратино» (слайд 7). Дети вместе с героями поют песню из к/ф в класс входит Буратино.

-Спасибо вам ребята, что отгадали все загадки Бабы Яги и помогли мне отыскать золотой ключик. Теперь вместе с вами мы сможем открыть двери в удивительный мир книг, и вы узнаете много нового и интересного.



Предварительный просмотр:

Самоанализ мастер - класса

«Работа с загадками в начальной школе»

1 класс

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глубоким и прочным. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, заставляет ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное. Это позволяет формировать у детей полное представление об изучаемом предмете и явлении.

Цель урока:

  1. Способствовать развитию у детей наблюдательности и пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность.
  2. Развитие речи, внимания, памяти.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, ко всему живому.

На протяжении всего урока я стремилась к отчётливой целенаправленности каждого его этапа, используя технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, когда дети, основываясь на личном опыте, делают выводы, анализируют полученные сведения и применяют их в творческой деятельности.

Используемая мною наглядность и средства ИКТ, выбраны в соответствии с возрастными особенностями детей и логически вписываются в тематике урока.

Во время урока использованы разные виды деятельности: слушание, анализ текста, выразительное чтение, самостоятельное составление загадок, работа над словом и предложением, знакомство с новыми понятиями.

Каждый этап урока предполагает на основе уже полученных детьми знаний, подвести их к открытию нового, что позволяет каждому ребёнку участвовать в работе на доступном ему уровне.

Учитываю быструю утомляемость первоклассников, последний этап урока был наиболее насыщен средствами наглядности, но требовал от ребят большого умственного напряжения.

Динамические паузы, используемые мною, подобраны в соответствии с тематикой занятия, позволяя детям, отдохнуть и расслабиться, не отвлекая от общей идее урока. Это особенно важно в первом классе, когда внимание детей неустойчивое.

Так как  в первом классе мы только начинаем работать с загадками, то и материал используем самый простой. Но целенаправленная более сложная работа с ними в дальнейшем позволяет:

  1. Подготовить детей к работе над сочинениями, (особенно текст-описание и рассуждение).
  2. Развивая логическое мышление, помогает решать задачи различного уровня сложности.
  3. Выразительное вдумчивое чтение помогает понять не только содержательную, но и воспитательную ценность произведений.
  4. Работа над словом позволяет вникать в его лексическое значение, искать исторические корни слова, а, следовательно, развивает орфографическую грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей....

Мастер - класс Исследовательская работа в начальной школе в рамках курса "Окружающий мир" с помощью ЛабДиска-Гломир

Тема: Практическое занятие. Температура вокруг нас.Цель: формировать готовность слушателей использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для поддержки современных тенденций усил...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

Мастер-класс «Исследовательская работа в начальной школе с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск-Гломир»

Мастер-класс предназначен для учителей начальной школы. Главная задача мастер-класса - научить пользоваться ЛабДиском, познакомить с его возможностями при организации работы научно-исследовательского ...