Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"
материал по теме

Наталья Владимировна Блинцова

 

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое  предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. 

Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.

Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_novom_tysyacheletii_my_vstupili_v_tak_nazyvaemuyu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование ИКТ в начальной школе»

Сегодняшней мастер - класс мне хотелось бы начать с народной мудрости (Слайд 2)   В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое  предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя.  

Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.

Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. 

(СЛАЙД  4 -5)

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет

  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
  • овладевать практическими способами работы с информацией,
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому (СЛАЙД  6) современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:

  • владеть основными инструментами пользователя компьютера;
  • мультимедийными информационными источниками;
  • инструментами коммуникации;
  • ИКТ – средствами.

Информационно-компьютерная компетентность находит своё отражение в учебно-воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе – это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека.

Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные способности, приобщает учащихся к достижениям информационного общества.

Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в  школе.

Варианты применения ИКТ (СЛАЙД 7) в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными: 

  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
  • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным,  что способствует значительному повышению качества образования.
На  своих уроках чаще всего использую ИКТ в форме презентаций  при объяснении нового материала (СЛАЙДЫ 8-12) Окружающий мир, 4 класс. «Луг – природное сообщество. Луга и человек»; русский язык, 4 класс. « Глаголы-исключения»; математика, 1 класс «Общие приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток», окружающий мир, 1 класс «Как зимой помочь птицам?»; при подготовке к сочинению в 3 классе «Помоги друзьям!» )

Также на уроках   использую (СЛАЙД 13) программно-методический комплекс  по математике и русскому языку  «Семейный наставник», который обеспечивает индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся. Они  работают с готовой учебной программой, т.е. с заданиями для практической работы, тренировочными и контрольными упражнениями, что  позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Одна из главных задач образования – это развитие творческих способностей ребенка. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, на  сколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому в  своей работе использую и (СЛАЙД 14) мультимедийное пособие «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», которое содержит все области знаний, снабжено  видео и аудиофрагментами,  анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.  Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика.

Уроки «Начальной школы Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. С помощью таких электронных образовательных ресурсов школьники могут научиться: (Слайд  15)

  • бегло считать, складывать, вычитать, умножать и делить;
  • сравнивать числа;
  • сравнивать единицы измерения;
  • решать уравнения и задачи в несколько действий;
  • логическому мышлению;
  • внимательности и самостоятельности.

Основные дидактические функции слайдов: (СЛАЙД  16)

  • источник информации;
  • средство управления учебной деятельностью;
  • средство организации контроля и самоконтроля.

Считаю, что использование на уроках презентаций, мультимедиа, тестирующих программ помогают решить следующие (СЛАЙД 17) дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

 Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер (а в моём 4 классе из 10 учащихся – у 10 есть компьютер), используют его как игрушку. А ведь родители могут стать активными участниками образовательного процесса, например, готовить итоговый материал о жизни класса, презентации по различной тематике. Дети, владея пользовательскими навыками, вместе с родителями могут принять участие в виртуальных викторинах и конкурсах (СЛАЙД 18). Учитывая это, я привлекла всех родителей к участию в образовательном процессе.

(СЛАЙД 19)

Трое моих учеников, совместно с родителями, приняли участие в IV Всероссийском дистанционном конкурсе «100 великих. Поэты и писатели» (ждём результатов конкурса);

(СЛАЙДЫ 20-22)

Презентации «Породы кошек»,  «О собаке замолвите слово. Что мы знаем о шарпеях», «Как я провёл лето 2010 в Кабардинке»

Под моим руководством дети составили проект (СЛАЙД 23)

 «Лес – наше богатство. Его надо беречь!»

Так же  использую ИКТ и при проведении классных часов (СЛАЙД 24)

«Мой путь к доброте»; (СЛАЙД 25) «Права ребёнка», который был опубликован в Интернете, имею свидетельство (Слайд 26) о публикации;  при проведении родительских собраний  (Слайд 27). Как руководитель шмо стараюсь делать анализ работы используя компьютерные технологии (СЛАЙД  28); обобщила опыт своей работы, используя презентацию  (СЛАЙД 29). Участвуя в фестивале педагогических идей «Открытый урок», стала поддерживать тесную связь с издательским домом «Первое сентября». Получила приглашение посетить (Слайд 30) IX Московский марафон учителей начальных классов. (Слайд 31) Генеральным директором которого является Соловейчик. За участие  в марафоне получила сертификат (Слайд 32). Чтобы быть самой ИКТ компетентной, постоянно повышаю свою квалификацию через участие в различных конкурсах через Интернет.  Результатами работы являются победы и мои и моих учеников.  Фотоконкурс (Слайд 33) «Наши победы», получила благодарность за участие, проект (СЛАЙД 34) «Источник знаний», имею грамоты. На школьном сайте опубликовано сочинение Кацаренко Кати «Моя семья».

Одна из моих последних работ, говорящих о ИКТ компетентности, это подготовка презентации-отчёта трёх учителей нашего района, (СЛАЙД 36) победителей конкурсного отбора лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» .

Сложно представить, сколько ещё интересного можно узнать, заинтересовавшись использованием информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.  Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. (СЛАЙД 38) А для учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.

(СЛАЙД 39)

                                                                               Подготовила и провела

                                                                           учитель начальных классов

                                                                          МОУ «Липковская СОШ № 3»

                                                                                     Блинцова Н. В.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...