Главные вкладки

    О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    статья (3 класс) по теме

     

     

       На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой группы (рук-ль  Ценглер Н.Д.), разработана программа по созданию инклюзивного образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Данная статья относится к проблеме интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_integrirovannoe_obuchenie.docx432.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО

    ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Наталья Дмитриевна Ценглер, учитель начальных классов

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель,

    Яковлевского района, Белгородской области»

     В условиях современной жизни каждый человек обладает какими – либо правами. Одним из основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка  является уважение  и обеспечение государствами-участниками Конвенции всех прав, предусмотренных Конвенцией, за каждым ребёнком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка и т.п.,  в том числе и от состояния здоровья.

             На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой группы и мною, руководителем творческой группы, разработана программа по созданию инклюзивного образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    В нашем учебном заведении инклюзивное образование направлено на реализацию права каждого ребёнка на образование. В настоящее время в  рамках программы инклюзивного образования ведется специальное коррекционно-развивающее обучение  детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети имеет возможность обучаться в интегрированных классах, посещать кружки и секции, а самое главное – общаться со сверстниками, не считая себя в чём – то ущемленными.

    Наряду с основными уроками учащиеся занимаются и индивидуально с узкими  специалистами: психологом, логопедом, педагогами дополнительного образования.

    В моём классе одна учащаяся второй год обучается по специальной коррекционной программе VIII  вида. Для неё разработана рабочая программа по основным предметам на основе авторской программы под  редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, также ведутся индивидуальные занятия.

    Индивидуальные  коррекционная работа проводится в комплексе: обучение, воспитание и развитие  ребенка. Необходимо отметить, что работа в часы индивидуальных занятий ориентирована не на тренировку отдельных психических процессов или способностей, а на общее развитие учащихся. Гораздо важнее создать условия для развития ребёнка, чем достигнуть один какой – либо результат (например: научить  находить периметр прямоугольника).

     Для учителя, который обучает ребёнка по специальной (коррекционной) программе в условиях интегрированного обучения, зачастую встаёт проблемный вопрос: как  один час запланированного индивидуального занятия провести с максимальной пользой для учащегося? Ответ очевиден: современный учитель начальной школы должен обладать комплексом знаний не только по педагогике, но и по физиологии, дефектологии, психологии, логопедии. Цель, которую учитель обязан ставить перед собой – это умение  применять свои знания на практике, чтобы помочь ученику, а не сломать его, и ни в коем случае не навредить. Если вспомнить слова Л.С.Выготского о том, что «один шаг в обучении может дать десять шагов в развитии ребёнка и десять шагов в обучении может привести к одному шагу в развитии», то становится ясно, что обучение и развитие являются звеньями одной цепи.

    Зная способности (и особенности!) своей учащейся, я планирую индивидуальные занятия в комплексе: письмо, развитие речи и математика. Для этого необходимо тщательно продумать, отобрать необходимый материал, методы обучения должны быть соотнесены  с уровнем познавательной деятельности детей, причем они должны быть нацелены   именно на формирование интереса к учёбе.

    К  каждому  занятию я разрабатываю карту – тренажёр, в которой отображены задания, направленные на формирование и развитие правильной грамотной речи, логического мышления, воображения, восприятия, памяти.

    Например, по математике отрабатываю вычислительные навыки (умножение и деление) при помощи раздаточного материала (фишки), что позволяет развивать не только мышление, но и мелкую моторику. Пространственные представления хорошо закрепляются написанием графических диктантов (у ребёнка проявляется интерес к тому, что же за фигура в итоге получится?).

    По письму и развитию речи  в ходе устной работы обязательно использую игровые моменты: «Позови слово» - для фонетического анализа слова, «Огоньки» - для определения ловушкоопасных мест в словах с орфограммой, «Путаница» - для составления предложений из группы слов, «Раз – словечко, два – словечко!» - для подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов;  а также всевозможные путешествия: в космос, в лес, по сказкам, и др.

     Чем удобна карта – тренажёр? По–моему это оптимальное решение проблемы восполнения  учебного материала, пройденного на уроках. Самое главное, что материал не дублируется, а даётся в каком–либо  новом, нестандартном проецировании. К примеру, изучая таблицу умножения, предлагаю искать ответ в картинках, на которых изображены не числа, а предметы в том количестве, которое и является ответом.

          Обыгрывание всевозможных  жизненных ситуаций («Поход в магазин», «Посещение парикмахерской», «Сегодня я – доктор!») способствует развитию правильной грамотной речи (а по русскому языку это ещё и закрепление знаний по разделам «Синтаксис» - правильное построение предложений, «Лексика» - понимание значения слов и т.д.).

               В заключении хочется отметить, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

    Приложение «Карта – тренажёр»

    ЗАНЯТИЕ №5

    1. Запиши слова, выдели в них корень:

    Светлый, свет, светить, светильник;

    Круг, круги, круглый, круговой;

    Ночь, ночка, ночевать, ночной;

    Рисунок, рисовать, рисованный.

    1. Запиши названия фруктов и овощей  во множественном числе:

    1. Составь рассказ по рисунку. Используй в речи как можно больше названий цветов

          В заключении хочется отметить, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

    В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

    Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

    Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон»   Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...

    «Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»

    В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...

    Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

    Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

    Статья на тему " Психолого-педагогическое сопровождение детей начальной школы с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

    В статье дано определение категории детей с ограниченными возможностями  здоровья,  освещены вопросы содержания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ,  раскрыты основные направлен...