Главные вкладки

    Статья "Модель портфолио класса начальной школы в условиях подготовки к введению ФГОС начального общего образования".
    статья на тему

    статья

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Модель портфолио класса  начальной школы в условиях подготовки к введению ФГОС начального общего образования».

    Юркина Светлана Владимировна,  

    МСОШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно – эстетического профиля, г. Нижневартовск, ХМАО – Югра.

            «Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех». В каждом из этих слов содержится глубокий смысл педагогической деятельности любого учителя. Когда в первом классе мы принимаем ребёнка, это лишь начало большого трудного пути классного руководителя. Сохранить вместе коллектив - это большая работа, а работать вместе дружно, слажено, интересно и результативно - это большой успех. Мне как классному руководителю очень бы хотелось, чтобы класс был таковым на протяжении всех лет обучения в школе. Важно заложить основу ценности коллектива, принятия класса как большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно.  В первые годы работы мы вели альбом класса.   В нём отражали жизнь и успехи детей. Но он был в единичном экземпляре, хранился у учителя и передавался далее новому классному руководителю на бумажном носителе. Как показал опыт это не самый лучший вариант создания истории класса. Эта проблема в нашей школе решается  через внедрение технологии портфолио. Это действительно для нас возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и воспитательной работы, так как портфолио становится объединяющим делом для каждого ребенка, родителя и классного руководителя.  

     Сегодня  образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели,  выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем,  т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В федеральных образовательных стандартах четко говорится о формировании таких личностных качеств ученика, как социальная и культурная зрелость, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества, уверенность в себе плюс к его успешной учебе.  

           Именно эти задачи и позволяет решать  технология портфолио.

           С итальянского языка столь красиво звучащее слово portfolio переводится как «портфель». Понятно, что это не есть в прямом значении слова привычный ученический портфель, это в методико-практическом отношении есть специфическая форма системной организации процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.

           Современная педагогическая литература предлагает, как минимум, набор следующих разновидностей этого специфического педагогического явления:

    - антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

    - выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

    - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

    - систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

    - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;

    - форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

          Зачем ученикам нужно «классное портфолио»? Создание Портфолио класса позволяет коллективу учащихся получить и представить реальные результаты достижений в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, научной, спортивной, коммуникативной и социальной.

         Цель классного портфолио  – оценить учебную и внеучебную познавательную деятельность классного коллектива, основанную на компетентностном походе, в котором отражены реальные достижения класса.

          Для реализации цели были поставлены следующие задачи:  
    - поддержка высокой учебной и внеучебной мотивации учащихся и поощрение активности и самостоятельности; 
    - развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
    - сплочение классного коллектива;
     
    - формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность; 
    - поддержка работы ученического самоуправления; 
    - организация участия класса в мероприятиях как внутри коллектива, так и в школе, городе, округе.

           В начале 2009 учебного года на родительском собрании было принято решение совместно с родителями создать электронное «Портфолио класса». Целью данной работы было: создать альбом отражающий  историю жизни классного коллектива в начальной школе, как ценность, формирующая коллектив, команду единомышленников; а также  «Классное портфолио» как личная карта класса, которая будет  помощником будущим учителям и классному руководителю в педагогическом сопровождении учащихся по дальнейшему образовательному маршруту. Теперь в создании классного портфолио принимают участие все учащиеся и каждому ребенку принадлежит портфолио как общее дело, объединяющее ребят в течение 4 – х лет. Представление  Портфолио класса для учащихся и родителей будет представлено в конце 4 класса и подарено каждому на долгую память как история тех, кто провел вместе 4 года школьной жизни. Каждый уносит с собой и историю школьной жизни, и  надеюсь, берут с собой главное: дружбу, успех, уверенность в завтрашнем дне, веру в справедливость. К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психологи. Курируют работу классный руководитель и представители родительского комитета.

          Подводя итог сказанному, следует отметить: что одним из приоритетных направлений учебной и воспитательной системы является создание в образовательном пространстве оптимальных условий, комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей учащихся к реализации своих возможностей, проявлению  природных способностей, раскрытию таланта.

          Любая деятельность учащихся и классного коллектива в целом  нуждается в оценке. Сегодня в российском образовании изменяются формы и методы процесса обучения, требования к результативности, происходит переход на новое качество образования. Примером  нового оценивания, как количественных, так  и качественных показателей, результатов работы является введение портфолио.  

         Кто и как оценивает классное портфолио в нашей школе?

         Состав жюри: администрация школы, члены Ученического совета, родители.

          Критерии оценивания: результативность работы за учебный год, качество оформления, умение презентовать классное портфолио, творческий подход к делу.

          По итогам оценки результатов деятельности классного коллектива  выбирается класс – победитель.

          Классы – победители награждаются грамотами и подарками.  

          Необходимо помнить, что у каждого класса модель портфолио может и должна быть своя в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой классный коллектив.

          Итак, какие разделы могут быть в классном портфолио?

    1 раздел «Кто мы?» (информация о школе, классе, об образовательном маршруте учащихся, занятость учащихся во внеурочное время).

    2 раздел «Наши достижения» (ребята принимают участие в различных предметных, школьных, городских и региональных олимпиадах, участвуют в конференциях, конкурсах, поэтому один из разделов мы посвятили учебным достижениям).

    3 раздел «Наши звёздочки» (в каждом классе есть свои звёздочки, ребята, активно принимающие участие во всех мероприятиях и добившиеся результатов – это гордость класса).  

    4 раздел «Взаимодействие с городскими учреждениями» (наши воспитанники не только получают знания в стенах школы, учителя активно вовлекают их в жизнь города, тем самым, давая возможность в познании окружающего мира).

    5 раздел «Фото – альбом»  (много различных мероприятий прошло за годы обучения в начальной школе и очень хочется, чтоб об этом остались воспоминания, фото – альбом поможет нам их сохранить).

    6 раздел «Наши помощники» (кто, как ни учителя, идут с нашими воспитанниками по дороге знаний на протяжении четырёх лет, поэтому ребята решили, что в портфолио должен быть раздел об учителях).

    7 раздел «Наши достижения» (это  отзывы и рекомендации учителей, родителей, администрации школы и управляющего совета).

          Обращаю Ваше внимание, что разделы создаются на  усмотрение педагога, исходя из имеющихся материалов и результатов деятельности. Классное портфолио является частью индивидуального портфолио ученика.

            Результат внедрения данной  технологии  «Портфолио» –  это повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности учащихся внутри классного коллектива, проявление творческих, спортивных способностей, личностный рост  учащихся и класса в целом, создание  ситуации успешности через демонстрацию положительного опыта, повышение ответственности классного руководителя за качество выполняемой работы.

            Таким образом, создание модели  портфолио достижений классного коллектива решает важные воспитательные задачи, объединяет ученический  коллектив и родительскую общественность, включает элементы индивидуального ученического портфолио, значимого для каждого учащегося, рассказывает о традициях и общественной жизни коллектива, тем самым, формируя чувство дружбы и поддержки, заботы друг о друге.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

    Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...

    Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования

    Выступление на методобъединении учителей начальных классов  МБОУ МПЛ №20...

    Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"

    С введением ФГОС второго поколения  происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование.  Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....

    Педагогический проект по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования»

    Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенна...

    Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

    Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

    презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

    «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

    Приказ об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования

    Приказ об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования...