Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В современном мире нашему обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять над процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, расширять знания, внедрять в жизнь свои идеи, принимать правильные и обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Одной из технологий, способной решить данные задачи, является технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах

  Слайд №1 В современном мире нашему обществу требуются люди, мыслящие нестандартно, готовые активно действовать, сознательно размышлять над процессом обучения, способные отслеживать, подтверждать, опровергать, расширять знания, внедрять в жизнь свои идеи, принимать правильные и обдуманные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.  Одной из технологий, способной решить данные задачи, является технология развития критического мышления.

Целью данной технологии является развитие мыслительных навыков, которые необходимы обучающимся в дальнейшей жизни.

Слайд №2. Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 

Большинство исследователей, занимающихся формированием и развитием критического мышления, опираются на технологию развития через чтение и письмо, которые разработали американские исследователи

Слайд №3.   Технология развития через чтение и письмо придерживается трех этапов:

1. Вызов; 2. Осмысление; 3. Рефлексия.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

1 фаза «Вызов».

Учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах –группах.

2 фаза «Реализация смысла» или «Осмысления».

Учащиеся активно работают с информацией, ведут записи по мере осмысления новых данных, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, т. е.ведется  непосредственный контакт с новой информацией

3 фаза «Рефлексия».

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Творческая переработка, анализ, интерпретация  изученной информации.

Слайд №4. С точки зрения традиционного урока эти стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний. Так что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Некоторые приёмы фазы «Вызова»:Они на слайде №5

Опишу несколько приемов.

Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Слайд №6.

 Один из способов графической организации материала таблица «Знаю –Хочу знать – Узнал». Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый столбик «Знаю».

2 шаг: По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».

3 шаг: В конце урока, на фазе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьем столбце то, что узнали.

Данную таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» начинают заполнять на фазе «Вызова», продолжают на фазе «Осмысления», заканчивают на фазе «Рефлексии».

На слайде 7.      При изучении тем "Сложение и вида 26+7", "Вычитание вида 30-7" получились такие таблицы.

Слайд № 8.   Прием «Составление кластера». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры"  можнотиспользовать  как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели можно организовать индивидуальную- самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. 

 Слайд №9.  Например, задание: составьте кластер к слову   «Прямоугольник. Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Прямоугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех фазах урока.

На слайде 10

Приём «Толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но   чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни нужно учить детей различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения цели на уроках можно использовать таблицу.  Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

 Слайд № 11.

Например, можно составить такую таблицу к уроку:

Тема: Четырехугольник (4 класс)

Слайд №12

Некоторые приёмы стадии «Осмысление".

Слайд 13

Приём «Инсерт». При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие. Они на слайде. 

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:«V» – знаю, «+» – новое, «?» – вопросы. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Слайды 14,15. 

Например, тема: Единицы площади и соотношение между ними» 4 класс. По ходу урока получаются вот такие таблицы.

Слайд №16.

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия». Они на слайде.

Опишу прием "Шесть шляп"

Прием «Шесть шляп». Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:

эксперты – анализируют проблему;

участники – ищут варианты решения проблемы;

мыслители – анализируют связи между явлениями;

собеседники – умеют слушать, договариваться;

партнёры – учатся сотрудничать.

 В приеме шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них:

Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах.

Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.

Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.

Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.

Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы.

Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.

Слайды №17

Например, при изучениитемы: "Единицы измерения времени" группы получили такие задания. На слайде

 Слайд №18.  Заключение

Формирование критического мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных приемов, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.       

Слайд №19. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Цель: познакомить педагогов с историей появления технологии, представить опыт своей работы. Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, о...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...