Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС
статья (1 класс)

Голондарева Ирина Владимировна

Мышление-это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний.

Основная задача учителя - разбудить мысль каждого ученика.

Образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Значит, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logicheskoe_myshlenie.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС

 «Математику затем учить надобно, что она ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов.

Слайд 2

Мышление-это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний.

Основная задача учителя - разбудить мысль каждого ученика.

Образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Значит, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать.

Слайд 3

В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные , логические, а также постановку и решение проблемы..

К логическим универсальным действиям относятся:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  •  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  •  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  •  подведение под понятие, выведение следствий;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  построение логической цепи рассуждений;
  •  доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 4

 Логическое мышление. Сравнение. Конкретизация. Абстракция. Обобщение. Анализ. Синтез.

Слайд 5

Причины, способствующие необходимости развития логического мышления у детей младшего школьного возраста

  • во-первых , появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания,
  • во-вторых , учащиеся начальных классов принимают активное участие в различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе которых необходимо не только знание предмета, но и умение нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов;
  • в-третьих, изменения парадигмы образования, связанные с достижением нового образовательного стандарта: всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления. 

Слайд 6

Основные задачи логического развития у детей:

  • воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
  • строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
  • активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.

Слайд 7

 Эффективные средства развития логического мышления

1.Дидактические игры

2.Интеллектуальные разминки

3.Логически-поисковые задания

4.Тесты

5.Упражнения занимательного характера

6. Дополнительные сведения

Слайд 8

Сравнение

 В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями: а) выделение признаков; б) установление общих признаков; в) выделение основания для сравнения; г) сопоставление по данному основанию.

Слайд 9

Приём сравнения предметов.

- Сравнени

 - Что изменилось?

  -Найди лишний ряд

 -Какая фигура лишняя?

Слайд 10

Анализ и синтез

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.

Слайд 11

Приём анализа и синтеза

 1.Малыш и Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.

 - Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.

 Карлсон 9,4,7,11,19,3,8,6…

Малыш 2,1,4,3,6,5…

2. Из различных цифр я сделала бусы. Но бусы были порваны. Кто сможет их помочь собрать, Тому поставлю пять !

3. “ Магический квадрат ”.

Слайд 12

Обобщение

Умения необходимые для овладения этого приёма:

Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения). Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения).

Слайд 13

 Приём обобщения.

-Назови  одним словом.

2, 4, 6, 8 ________

1, 3, 5, 7, 9 ________

18, 25, 33 _______

 131, 139, 216 ______

- Зачеркни лишнее выражение.

- Чем похожи числа ?

 6 и 61; 41 и 48; 84 и 14.

-Чем различаются? 5 и 15, 88 и 18; 12 и 31;

-Общие признаки? 1 и 11; 20 и 10; 126 и 345

Слайд 14

 Приём классификации.

  -Разбей на группы по цвету, по форме ,по размеру

 -Найди числа кратные 8.

15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74,

 28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 54, 81, 72.  

-Разбей на группы числа.

2,13,46,6,55,18,79,108,200,132

 а) чётные  б) нечётные  в) однозначные  г) двузначные  д) круглые  

е) трёхзначные

Слайд 15

Классификация

Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.

Слайд 16

Закономерность

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы).

Слайд 17

 Закономерность.

 Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа:

 3, 7, 11, 15, 19, 23, … (27, 31, 35).

+4 +4 +4

16 , 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12).

 -4 +3 -4 +3 -4

“ Вставь число ”.

“Помоги заполнить таблицу”.

“Установи правило и впиши знаки + или -”

Слайд 18

Нестандартные логические задачи

 ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Задачи на поиск недостающей фигуры в ряду.

Обратные и взаимообратные задачи.

Задачи, связанные с переправой.

Задачи, связанные с рассмотрением конечных множеств.

 Задачи на установление закономерностей.

 Задачи с недостающими и лишними данными.

Слайд 19

Задания, направленные на развитие логического мышления:

Задачи на смекалку.

 Задачи-шутки.

 Числовые фигуры.

 Задачи с геометрическим содержанием.

 Логические упражнения со словами.

 Математические игры.

 Кроссворды и ребусы.

Слайд 20

Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый гусь оказался на отдельной площадке.

Слайд 21

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? ПРОВЕРКА

Слайд 22

Запишите в строчку только первую букву ответа.

Полевой цветок народный, для гадания пригодный.

Домашний бассейн для рыб.

Куколка-неваляшка, по-другому…

 Зимой и летом одним цветом.

У Буратино длинный …..

 Все мы ночью видим….

 Инструмент дровосека.

Синий полевой цветок, имя мальчика.

Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей. Р А В Е Н С Т В А

Слайд 23

Задачи со спичками

 Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

Слайд 24

Проблемная ситуация

 На доске Маша Витя

13-7+5=11

 13-7+5=1

 Кто прав? Почему?

Слайд 25

Заключение

В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике в условиях ФГОС НОО становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности. Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС

Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек испо...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...

Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.

Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....

Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.

Что такое логика? Зачем нужна логика? Наверное, все могут ответить на эти вопросы, но в каком возрасте ее развивать и как - мало кто может дать ответ.  Стоит начать с того что логика – наука о за...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО

Обобщение опыта работы по теме "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО

Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Уже в начальных классах дети должны овладеть элеме...