Развитие логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС
статья на тему

Выступление на РМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное

Апанасенковского района, Ставропольского края

« Развитие логического мышления  на уроках математики в условиях введения ФГОС »

Выступление учителя

начальных классов

Овчаренко Натальи Михайловны

                                                   

август  -2015г.

Слайд 1

Слайд 2

    Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.

     Мудрец остановился и задал каждому вопрос: «Что ты делал целый день?»

   Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

     Второй ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».

     А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

             В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту. По сути, речь идет о необходимости нового типа образовательного результата, ориентированного на решение реальных жизненных задач. Под этим понимается личность, которая обладает набором ключевых компетенций или обще учебных умений, в том числе и сформированным интеллектуальным аппаратом. Последний, кроме всего прочего, включает развитое логическое мышление.

Слайд 3

        Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

       Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».

Слайд 4

          Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Слайд 5

          Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский.     Он  наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними.… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".

Слайд 6

    Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках математики дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задания. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей  постепенно свертывалось, это тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, мышления. В связи с этой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения, или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не могут действовать самостоятельно.

Слайд 7

        Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

      Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры  на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов.

Слайд8

        Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Слайд 9

          Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

Слайд10

     Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,  способность в массе информации отобрать нужное, само развиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: обще учебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Слайд 11

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

          Из вышесказанного следует, что  уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Слайд 12

Планировать  работу    по развитию логического мышления следует следующим образом:

1 класс

-диагностическое обследование

- рисование узоров по образцу

- графические диктанты

- сравнение рисунков

- аналитические задачи

2 класс

- решение взаимообратных задач

-задачи с недостающими или отсутствующими данными

-геометрия палочек на изменения фигур

- решение математических ребусов и кроссвордов

3 класс

-составление и изучение таблицы умножения в полследовательности 9*а, 2*а, 5*а, 3*а, 4*а, 6*а

-составление логических квадратов

-составление фигур в игре «Танграм»

4 класс

- задачи на планирование действий, со сказочным сюжетом

- задачи на переливание жидкости

- знакомство с интер. приёмами вычислений *11, *5, *25*125*9, 99 *999

-задачи на движение в одном направлении по реке.

Слайд 13

   Начиная с 1 класса можно, например, применять задания такого вида:
- Что общего у этих предметов? (цветы)
- Сгруппируйте их.
- Каким способом вы это сделаете? (название цветов, цвет)

Дети распределяют цветы по группам, и вот что получается:

Слайд 14

Далее задаются вопросы по сравнению этих предметов, например:
- Сколько рядов у вас получилось?
- Как называются цветы в первом ряду?
- Какого они цвета?
Сколько их?

-Во втором ряду столько же?
- Как называются цветы во втором ряду? (и т.д.)

Слайд 15

Ещё пример группировки предметов, в данном случае предметы уже в группах, учителем задаются вопросы такого характера:
- Как называются фигуры, которые вы видите?
- Сколько рядов?
- Найдите и назовите сходство и различие этих фигур?
- Где можно применить в окружающей жизни эти кубики?

Слайд16

Также необходимо предлагать задания на нахождение 4 лишнего.

-   воробей, синица, голубь, пчела;

-   яйцо, цыплёнок, курица, сова;

-   мальчик, доктор, градусник, милиционер;

-  Анастасия, Александр, Евгений, Сергей;

-  девять, пять, число, шесть.

Слайд17

Продолжи ряды.

Слайд18

Сравнение двух или более предметов.

1. Чем похожи числа?

а)  7 и 71       в)  31 и 38       д)  3 и 13

 б)  77 и 17     г)  26 и 624      е)  84 и 754

2. Чем отличаются треугольник от четырёхугольника?

3. Найдите общие признаки у следующих чисел.

а)  5 и 15       в)  20 и 10         д)  8 и 18

  б)  12 и 21     г)  333 и 444      е) 536 и 36

Слайд 19,20

Также на уроках математики для развития логического мышления необходимо использовать следующие задания: разгадывание числовых ребусов.

Слайд 21,22

             Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление, которое  развивают такие задания.

Например.

Участок, с растущими на нем деревьями, надо разделить двумя прямыми линиями на 4 части так, чтобы в каждой части было по два дерева.

Слайд23

     Также следует давать нестандартные задачи, они требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.  Нестандартные задачи можно вводить уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

         Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Например:

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
8,         4,       2
2. Горело 7 лампочек, 3 из них погасли. Сколько лампочек осталось?
Обведи правильный ответ:
7,      3,     4,     0

3. Что тяжелее: 1кг ваты, или 1кг железа?
Вата,      железо,       поровну.

Слайд24

 У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

Слайд25,26

К берегу подошел человек. С ним были волк, коза и капуста. Всем им было необходимо переплыть через речку на лодке. Но трудность заключалась в том, что в лодке мог поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить волка с козой, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Человек долго думал, как решить эту задачу, и все же решил. Попробуйте и вы решить её.

         При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

- формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

- развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

- поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

- развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

- подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов - действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

  Начинать нужно с легких закономерностей и постепенно усложнять. Все эти задания  носят творческий характер и в развитию интереса к математике. Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира.

Слайд27-28

    Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода  логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.

Например:

  Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях по лыжам. На  вопрос: «Кто какое место занял?» - Коля ответил: «У меня не первое и не четвёртое место». Боря сказал: «Я был вторым», Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Заполняется таблица.

         

      Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

 

       Считаю, что использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

       Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

        Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос.

        В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.

        Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС

Что делает человека человеком? Ответ на поставленный вопрос прост: человека делает человеком не сам головной мозг, а его свойства и способности. Эти свойства мы называем по-разному – мышление, у...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...

Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...