Выступление на педагогическом совете «Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников»
материал
В выступлении рассказано о методах обучения учащихся в различной мотивацией на разных этапах урока и во внеурочной деятельности с конкретными примерами
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
«Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников»
Слайд 2
Как сказал Лев Семёнович Выготский — российский психолог, основатель культурно-исторической школы, автор многочисленных трудов, посвящённых педагогике и воспитанию детей.
«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»
Сегодня вызван большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития младших школьников и подтверждает сущность и цели образования.
Слайд 3
В моем классе 28 человек с разным уровнем знаний и мотивации. На основе личных наблюдений, я условно разделила класс на 3 группы:
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Невозможно, по мановению волшебной палочки, начать давать детям разноуровневые задания, потому, что они просто этого не поймут и эффективности не принесут.
Поэтому, введение дифференциации я провожу в несколько этапов
Слайд 4
1 этап. Дифференцированная домашняя работа.
Предлагаю на выбор задания обязательного уровня усвоения материала, и тоже самое с добавлением более сложной задачи. Например: выполнить разбор имени прилагательного, как части речи. Чтобы заинтересовать детей в выполнении дополнительного задания, говорю, что те, кто выполнить это задание, завтра на уроке побудет учителем. Если вы обратили внимание, домашнее задание я дифференцировала по 2 уровням, условно «5» и «4». Это прежде всего связано с нежеланием детей быть «троечниками», я даю им возможность попробовать свои силы.
На этом этапе, для меня важно, научить детей правильно определать тип посильного задания.
Слайд 5
II этап. Учет знаний учащихся на уроке.
На этом этапе организую взаимопомощь, работу консультантов.
Или двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом (парная работа). Например, взаимодиктанты, где учащиеся играют роли учителя и ученика.
Немаловажную роль на этом этапе играет работа в группах, которая даёт ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.
Слайд 6
III этап. Организация базового повторения.
На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся работают с заданиями из различных пособий.
Предлагаю учащимся три упражнения разного уровня сложности. Все учащиеся работают одновременно. Ребята, независимо какое именно упражнение выполняют, слушают, как отвечают ребята у доски, и, если необходимо исправляют ошибки.
Таким образом, каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени.
Слайд 7
Русский язык
Например:
Тема « Безударные гласные».
Уровень 1. Вставь пропущенные буквы.
Выбери из предложенных слов проверочные слова.
Запиши.
В…лна, в…сна, д…мишко, л…сной, с…оновый, в…дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).
Уровень 2. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм.
Запиши проверочные слова.
б-гун Алгоритм.
х-дить 1. Прочитай слово.
сл-ды 2. Поставь ударение.
в-да 3. Выдели корень.
б-да 4. Измени слово или подбери однокоренные,
в - да найди проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Уровень 3. Вставь пропущенные буквы.
Подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать -
д-ждливый -
в-сенний -
гр-зовой -
тр-винка -
стр-ла -
Именно на этом этапе помогают карточки-помощники. Они могут включать:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения
- справочные материалы
- алгоритмы, памятки.
- иллюстрации, краткая запись, схема,
- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.
- вспомогательные вопросы.
- план решения,
- начало решения.
Слайд 8
IV этап. Проверка усвоения изученного материала.
Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные и самостоятельные работы — разноуровневые, к принятию зачетов привлекаю консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме.
V этап. Изучение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим.
Например на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания (по уровню творчества)
1уровень:
Прочитай произведение и подчеркни непонятные слова.
2уровень:
Прочитай произведение и объясни непонятные слова.
3уровень:
Прочитай произведение и составь предложения с непонятными словами.
Например:
Попробуйте составить задания для каждой группы
3 группа (учащиеся с высоким уровнем обучаемости)
Выполни задание. Придумай третий столбик похожего задания.
2 группа (учащиеся со средним уровнем обучаемости)
Найти значения выражений. Подумай, какое ещё выражение можно составить в каждом столбике. Напиши его.
1 группа (учащиеся с низким уровнем обучаемости)
Найти значения выражений.
Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким, как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы они не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....
Информационно - компьютерные технологии как средство повышения качества знаний младшего школьника.
Процесс информатизации современного общества диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании. Внедрение информационных технологий в раб...

Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"
Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образова...

Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний
Презентация к выступлению на педагогическом совете " Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний. Курс "Мир деятельности"...
«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»
Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра и игровые технологии з...

Выступление на педагогическом совете на тему : «Проектная деятельность как средство повышения качества знаний»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процес...
Педагогический проект "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Тема, цели, актуальность проекта...

