Выступление на педагогическом совете на тему : «Проектная деятельность как средство повышения качества знаний»
материал

Салогубова Евгения Вячеславовна

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

на тему :

«Проектная деятельность как средство повышения качества знаний»

Подготовила:

учитель начальных классов

Большеохочевского филиала

МКОУ «Охочевская СОШ»

Рюмшина Евгения Вячеславовна

дата : 11.01.17

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.


Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который
раскрепощает ребёнка,
- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, 
- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

Проектная деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Существует классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.


Проект – это «пять П»:
- проблема (Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы);
- проектирование (Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы);
- поиск информации (Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации);
- продукт (Результатом работы над проектом является продукт);
- презентация (Подготовленный продукт должен быть представлен общественности).


Одним из учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Школа России », который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся  в данный вид деятельности. Например:

 1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов

2 кл. –  работа со справочной литературой,  совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

 - Чем занимаешься в первую очередь?

 - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

 - По каким предметам хорошие отметки?

 - О чём хочешь  узнать  больше?

 - Чем  можешь  гордиться?
В ходе работы над проектом учителю следует:

-помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;

-способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;

-поощрять творческие проявления учащегося к поиску;

-избегать негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.

Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.

Приведу пример.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме:" Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса"

Контроль знаний предполагает единство всех его компонентов ( проверки, оценки и учёта) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащимися, их качества, так и процесс исправлени...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний

Презентация к выступлению на педагогическом совете " Внеурочная деятельность как средство повышения качества знаний. Курс "Мир деятельности"...

Сообщение на педагогическом совете по теме "Смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний на ВПР, ГИА"

Чтение – это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают ...

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...