Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
учебно-методический материал

Ефименко Галина Николаевна

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме:

 

«Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме:

«Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

В образовательном стандарте третьего поколения уделяется большое внимание  формированию универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться и формированию у детей мотивации к обучению. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которой в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования отводится особое место.

     Основные цели проектной деятельности  можно сформулировать следующим образом:

  • формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству
  • выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
  • развитие умения связывать изучаемый предмет с другими предметами
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности 
  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Проектов в начальной школе делают много и разных. Порой темы ученических проектов удивляют масштабом охвата содержания, глубиной проникновения в тему, зачастую — не по возрасту зрелыми суждениями и выводами по результатам исследования. Но главный вопрос и по сей день остается без ответа: что в результате получает сам ученик, каков его личностный прирост от такой проектной деятельности в начальной школе? Всегда ли проект работает на образовательный результат?

Цель проектного обучения в начальной школе — формирование основ проектной компетентности учащегося, т. е. получение представления о проектировании как технологии поиска способа разрешения проблемы, освоение проектирования минимального уровня сложности, приобретение начального опыта его применения.

Технология проектирования осваивается современным человеком в силу необходимости ее применения в различных сферах жизни, профессиональной и пр. деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.

Человеку приходится решать множество проблем быстро и с выгодой для себя. Здесь и актуализируются такие составляющие проекта, как продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решения проектных задач), рефлексия и самоанализ результатов. Одним словом, проектирование помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Различные виды проектов в начальной школе.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Существуют различные классификации проектов.

В соответствии с типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью можно выделить следующие типы проектов:

1.​ по доминирующему методу: творческие, приключенческо-игровые, практико-ориентированные, информационные, исследовательские.

2.​ по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

3.​ по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

4.​ по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;

5.​ по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;

6.​ по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.


По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:

1. Творческие проекты  имеют детально проработанную структуру совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

Пример: поздравление с 23 февраля, подготовленное самими девочками (газета, стихи, частушки, песня).

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, или в том,  что  создали, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Творческие  проекты  различаются:

-по преобладающему мотиву   (доставление радости, оказание помощи, совместное творчество и деятельность)

-по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное)

-по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

2.Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли,  обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

3. Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенной с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны. Пример:  создание  азбуки.

Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

4. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Результатом такого проекта может быть доклад, альбом с рисунками и фотографиями, презентация,  создание информационной среды класса или школы. Выходом такого проекта может  явиться публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

5. Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

Исследовательские проекты обычно  выполняет ребёнок  дома для  участия  в научно-практической  конференции. Чтобы работа  могла  быть представлена  на  конференции,  необходимо  написание  реферата. В нём должны  быть соблюдены  все  формальные  этапы: цель, задачи,  гипотеза, методы  исследования, выводы,  практическая значимость. Ясно, что ребёнку начальной  школы  это не под силу без участия родителей. К  сожалению,  степень  участия  в таких проектах   родителей, превышает  степень участия  детей.

На  наш взгляд, работы,  которые  представляются на  городской  конференции, зачастую представляют  результаты  исследовательской  деятельности родителей.

Классификация проектов по продолжительности.
- Мини – проекты.
Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

- Средней продолжительности - несколько месяцев.

- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время
- Долгосрочные - несколько лет. (Не  для  начальной школы)

По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнование.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

Вернёмся к  главному  нашему  вопросу: что в результате получает сам ученик, каков его личностный прирост от такой проектной деятельности в начальной школе? Всегда ли проект работает на образовательный результат?

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: 

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопросы: чему я научился,  чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

- оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение анализировать информацию  и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

 3. Навыки оценочной самостоятельности. ( ??? Чем отличается от рефлексивных умений, я не поняла?)

 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

- умение  принимать решения

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, демонстрируя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

И всё-таки, отвечая на вопрос, что в результате получает сам ученик, каков его личностный прирост от той или иной проектной деятельности в начальной школе, невозможно не обратить внимание на следующий  факт.

Складывается парадоксальная  ситуация. За победу и участие в научно-практической конференции  ученик, да  и учитель, получают вознаграждение как эмоциональное, так и значимое для  личного  портфолио.  

Но обычно  на этих конференциях  предоставляются  исследовательские проекты,  где  участие родителей превышает  во  много  раз  участие  самого  ребёнка,  т. к. ребёнку  начальной  школы не  под силу выполнить на  таком завышенном уровне исследование, которое бы содержало практическую значимость, написать  реферат сопоставимый с курсовой  работой в институте. На наш взгляд, личностный рост от такой проектной деятельности  меньше,  чем от самостоятельно выполненного  учебного проекта, хоть и не претендующего на практическую значимость и по-детски  оформленного. Нами здесь ощущается некое лукавство, наносящее вред ребёнку и самой  идее проектной деятельности в начальной школе.  Этот ли  результат  планировался  ФГОС при  введении проектной  деятельности в начальной школе?

Выводы

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 6-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, считаем реальным и целесообразным его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты использования метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.

Мы считаем, что темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок».

При выполнении проектов разного типа формируются различные навыки в большей или меньшей степени, поэтому необходимо сочетание различной проектной деятельности в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения

В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости  в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе гово...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только насто...

Значимость здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Что такое "здоровьесберегающие образовательные технологии"? Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педа...

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»...

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения»

  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, ...