Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации обучающихся начальных классов
материал

В данном выступлении делюсь своим педагогическим опытом по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_pedsovet_1.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

учителя начальных классов

Кольцовой О. В.

по теме:

«Современные педтехнологии

как средство повышения учебной мотивации

обучающихся начальных классов»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству, к решению практически значимых задач.

Начальная школа – самый благодатный и важный этап на пути становления такого человека. Слайд 1

Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.  

Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. Слайд 2

  • Педагогика трактует это понятие так.
  • Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.  Слайд 3

Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для  желания учиться.

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, которые помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Наиболее распространенной технологией для создания мотивационной среды является проблемно-диалогическая. Слайд 4

Она может быть использована с первых дней пребывания детей в школе, на уроке по любой учебной дисциплине, применима при работе по любой из действующих программ обучения.

Данная технология стимулирует потребность в саморазвитии у детей, мотивирует на достижение успеха в любой деятельности.

При системном использовании она становится надёжным средством, помогающем ребенку научиться ставить перед собой цели, планировать, анализировать, решать учебные проблемы.

  Создание проблемных ситуаций в обучении и использование в работе проблемно-диалогической технологии является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников,активизирует и направляет их мышление.. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей.

Важным достоинством этой технологии можно считать её гибкость, вариативность использования детально разработанных алгоритмов, методов и приёмов на различных типах урока.

Невозможно повысить мотивацию младших школьников без применения игровых технологий.

Игра способствует психологической раскрепощению на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, проявить творчество. Они развивают  внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Технология проектного обучения Слайд 5

Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. Он способствует активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников, развивает коммуникативные и исследовательские навыки, мышление.

Большую роль в формировании мотивации играет использование экспериментально-исследовательской технологии. Слайд 6

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Кейс-технология – это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Слайд 7

Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии.

События, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с учениками в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди.

Информация кейса может быть в виде статьи, рассказа, рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия  необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий. В завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной  проблемы. Затем делаются выводы, подводится итог.

 В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться.

Не забываем применять здоровьесберегающую технологию, которая предотвращает усталость и утомляемость; повышает мотивацию к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.

Мы хотим, чтобы дети всегда оставались детьми – веселыми, с живым интересом к жизни, чтобы у них горели глаза на уроках, чтобы им нравилось учиться. Ведь с хорошим настроением даже самый нелюбимый и трудный предмет становится более приятным и понятным. Слайд 8

Повышает учебную мотивацию  ИКТ-технология. Здесь можно создать и показать презентацию, вынести нужную информацию на экран, что делает урок более интересным, поучительным. Ни один урок не проходит без использования ИКТ.

Необходимо помнить: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.

Слайд 9

Урок, проведенный с применением современных технологий, позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и позволяет достигнуть качественного результата обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов посредством формирования функциональной грамотности

Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?Есть ли способы мотивации учащихся, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?Мотивационная сфера имеет сложную структуру, в данной статье рассмат...