Сообщение на педагогическом совете по теме "Смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний на ВПР, ГИА"
материал для подготовки к егэ (гиа)

Скурляева Зинаида Владимировна

Чтение – это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин. 

Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом возможно как  на уроках,  так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

                     Сообщение на педагогическом совете

Смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний на ВПР, ГИА

Глобальные процессы информатизации общества - увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению. Перед нами стоит задача подготовить учеников, способных к быстрому восприятию текста и обработке больших объемов информации, помочь им овладеть современными стратегиями, методами, технологиями. Залог успеха в умении извлекать необходимую информацию из различных источников и эффективно использовать, поэтому на сегодняшний день проблема обучения чтению становится актуальной в свете модернизации общего образования.

О пользе чтения книг гласит народная мудрость, которая отражается в пословицах и поговорках.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Будешь книги читать - будешь все знать.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

Также трудно не согласиться со словами и великих людей, которые жили задолго до нас.

«Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

«Чтение возвышает душу». Вольтер Ф.
Но за последние десятилетия отношение к чтению изменилось и мы с вами наблюдаем снижение интереса к чтению; низкий уровень читательской компетентности, что, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. В то время как государство предъявляет все более высокие требования к выпускнику школы, его готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Слайд 3
Чтение – это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Смысловое чтение - это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация в информационном потоке».
Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению и помогает развивать 
аналитическое, интерпретирующее и

критическое мышление. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная. Смысловое чтение следует рассматривать не как вид чтения, а, скорее, как уровень чтения. Навык работы с текстом - важная составляющая в формировании информационной компетентности наших учеников.
Одним из путей развития 
читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. В новых образовательных стандартах особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения.

По определению Н. Сметанниковой, 
«путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»7 
Сметанникова Наталья Николаевна
Кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ. Инициатор создания Русской ассоциации чтения и президент РАЧ. Представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения и Федерации европейских ассоциаций (IDEC/FELA).Является автором и разработчиком стратегиального подхода к обучению чтения на родном и иностранном языке.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Обучение стратегиям чтения и последовательное их применение позволят учителю-предметнику изменить методику проведения урока, максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах, в том числе и исследовательскую. Овладев набором приемов и стратегий ,обучающийся сможет успешно работать с текстовой информацией. Технология смыслового чтения текста по Сметанниковой проходит три этапа: предтекстовая,текстовая и послетекстовая, соответственно, со своими целями и задачами.

Профессор Сметанникова предлагает следующие виды стратегий для работы с информационным текстом:

  • стратегии предтекстовой деятельности
  • стратегии текстовой деятельности и
  • стратегии послетекстовой деятельности
  • стратегия развития словаря
  • стратегия компрессии текста
  • общеучебные стратегии

В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.

.(Хочу дать краткое описание наиболее популярных методик обучения данной стратегии )

Стратегии предтекстовой деятельности
. По технологии профессора Сметанниковой чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. Предтекстовые ориентировочные стратегии направлены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Стратегия текстовой деятельности.
На данном этапе идет работа с текстом. Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов.

«Чтение вслух» («попеременное чтение»)

Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста.

1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Имеется только одна копия текста, который передается следующему чтецу.

2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы.

Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.

«Чтение про себя с пометками»

Цель данной стратегии –мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает пометки на полях:
+понял - не понял ? надо обсудить

+согласен -не согласен !!требуется обсуждение
++соответствует тому, что я знаю
- - противоречит тому, что я знаю
?? не понятно, хотелось бы получить дополнительные сведения

Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это – проверка понимания текста, во втором – выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем – его критическое осмысление

Стратегии послетекстовой деятельности.
Цель данной стратегии  - применение, использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность:тестирование,таблицы, планы, рефераты, сценарий, плакаты, иллюстрации и т.д.

Например, «Проверочный лист» .

«Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно педагогом и учащимися.

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет)

5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет)

«Тайм-аут». Обучающиеся самостоятельно читают параграф, дальше работают в парах и группе. Задают друг другу вопросы, если не уверены в ответе,то выносят вопросы на обсуждение всей группы, после завершения работы с текстом. Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения в парах и группе.

«Алфавит за круглым столом» Свободное обсуждение книги за круглым столом.


Технология развития критического мышления также решает задачи смыслового чтения
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, технологии продуктивного чтения. Каждая технология состоит из трех этапов: вызов-мотивационный, осмысление и рефлексивный – заключительный этап.

Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
1. Умение работать с информационным потоком в разных областях знаний,
2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим,
3.Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений,
4.Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность)
5.Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.


«Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт.

Она даёт учащимся инструмент, который учит их способам самостоятельной работы с новой информацией.

Итак, на сегодняшний день стратегий и тактик чтения разработано около сотни. В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них. Таким образом, формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом возможно на уроках и во внеурочной деятельности. А овладев навыками смыслового чтения, наши ученики смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний...

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Совершенствование педагогического мастерства как ресурс повышения качества образования

Статья для выступления на городских педагогических чтениях...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....