Система работы по адаптации семей, имеющих детей с ТМНР, к условиям образовательного учреждения.
статья

Маслакова Жанна Михайловна

В статье рассматривается вопрос адаптации детей с ТМНР к условиям образовательного учреждения через опыт и систему работы с родителями эти первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по адаптации семей, имеющих детей с ТМНР, к условиям образовательного учреждения.

Маслакова Жанна Михайловна

Милишникова Екатерина Сергеевна

ГБОУ школа №627 Невского района Санкт-Петербурга.

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос адаптации детей с ТМНР к условиям образовательного учреждения через опыт и  систему работы с родителями этих первоклассников.

 Ключевые слова: 

Адаптация, родители, дети с ТМНР, система работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга реализует программы не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР). Учащиеся с ТМНР имеют нарушения опорно-двигательного аппарата в сочетании с глубокой умственной отсталостью, нарушением зрения, слуха, имеющих аутистический рисунок поведения.

Начало школьной жизни для семей с детьми с ТМНР- это не только следующая ступень развития ребёнка, но и изменения всего их образа жизни. Новые условия, новая деятельность, новые социальные контакты - это период адаптации первоклассников и их семей.

Ребёнок оказывается  в незнакомом месте, где присутствует
много незнакомых детей, незнакомых взрослых. Ему предъявляют
требования, которые он не в состоянии понять и выполнить. Первокласснику необходимо осознать, что существует режим, который следует соблюдать, и
знать требования, которые придется выполнять. В период адаптации к школьным условиям у детей с ТМНР возможен крик, повышение двигательной активности, агрессии, направленные на окружающих, отказ от приёма пищи. Все эти факторы будут препятствовать реализации образовательных задач.  

Основному общему образованию ребёнка с тяжелыми нарушениями развития
должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования,
что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Но не все дети приходят в школу с социальным опытом дошкольных учреждений, что не может не сказаться на благополучности протекания периода адаптации, от которого зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

С зачислением ребёнка с ТМНР в школу определяется круг специалистов, которые будут участвовать в образовательном процессе.

Встреча первоклассников для учителей - это всегда особое чувство радости, тревоги. Первоклассники с ТМНР - особая категория детей, требующая определённых знаний, умений, подхода.

С будущими первоклассниками учитель знакомится заочно, еще задолго до 1 сентября. Необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Собираются сведения не только о детях, будущих первоклассников, но и о их семьях. Изучаются заключение ЦПМПК, рекомендации междисциплинарной консультации. На первом родительском собрании, в канун первого школьного дня, проводятся индивидуальные беседы с родителями. После собранного и проанализированного материала, складывается первая картина каждого учащегося. Информация фиксируется, к ней не раз обращается учитель в ходе подготовки урока или мероприятия.

В этом году в первом подготовительном классе был проведён опрос родителей на тему" Школа глазами родителей. Ожидания, опасения и тревоги". Обобщив полученный материал, мы получили, что на период с 1 сентября родителей больше беспокоит полное принятие индивидуальных особенностей, специфики их ребёнка, обеспечение комфортности пребывания его в школе.

С первых учебных дней начинается плавное погружение ребёнка в школьную систему, в новую среду. Это длительный процесс, на который уходят дни, недели и месяцы, когда параллельно с адаптацией учитель плавно выстраивает образовательный процесс вместе со специалистами школы. Работа учителя находится в тесном взаимодействии не только со специалистами, воспитателем, но и с родителями ребёнка.

Сроки получения начального образования по ФГОС ОВЗ обучающимися с ТМНР составляют 5 лет. На период адаптации в 1 подготовительном классе в 1-2 четвертях учебного года продолжительность урока 30 минут. Предусмотрена 40 минутная динамическая пауза между 2 и 3 уроками, в течение которой обучающиеся могут сменить вид деятельности, позу, поиграть в подвижные игры, что крайне важно для здоровья детей с НОДА.

 С учётом эмоционального состояния ребёнка для успешного развития и обучения устанавливается продолжительность его пребывания в школе и индивидуальное время начала уроков (по требованию).

Учитель и воспитатель класса особое внимание уделяет индивидуальным потребностям каждого первоклассника. Решаются вопросы позиционирования, питания, санитарно-гигиенического  сопровождения. Консультирование по этим вопросам с родителями, медицинскими работниками, специалистами школы. Это одно из важных условий для успешного образовательного процесса детей с ТМНР.

Для включения детей в разнообразные виды деятельности необходимо развитие положительной мотивации к взаимодействию с учителем, организовав сотрудничество педагога и ребёнка. Новый класс - новые дети, постоянный самоанализ каждого дня о проделанной работе. Внимательное наблюдение за каждым ребёнком, его реакциями, помогает привлечь его внимание и наладить коммуникативный контакт.

Учителю важно правильно подобрать и использовать формы, методы, технологии обучения, выбор которых зависит от особенностей развития обучающихся. Тактика педагогического выбора определяется конкретными задачами с учетом индивидуальных возможностей детей, понимания того, что в данный период является наиболее важным для поступательного развития того или иного ребёнка. В период адаптации формирование базовых учебных действий происходит с постепенным дозированием материала и времени его подачи.

Каждый первоклассник индивидуален, каждый неповторим, а вместе - это класс. Сплочению детей, созданию маленького нового коллектива помогают разные формы и методы работы. Ритуал приветствия, утренний круг, постоянное общение через слова, жесты, движения, мимику, взгляды. Проходит достаточно времени, идёт плодотворная работа над "адаптацией друг к другу», когда дети начинают видеть, узнавать, чувствовать своих одноклассников.

Ребёнок - это часть семьи, одно целое и надо отметить работу по выстраиванию доверительных отношений с семьями детей с ТМНР. Необходимо дать понять родителям, что ребёнок в безопасности, о нём заботятся и прилагают максимальные усилия для его развития и обучения в рамках образовательного учреждения. Это сотрудничество с родителями складывается не сразу. Не все семьи сразу готовы на взаимодействие. Они проходят длительный родительский процесс доверия "своего ребёнка" в "чужие руки" учителя и других специалистов.

Педагог-психолог является обязательным участником, сопровождающим процесс адаптации ребенка  с ТМНР к школе.

В его задачи на данный период входит: -наблюдение за ребёнком;

-индивидуальные занятия по требованию для снятия напряжения;

- установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые при появлении вопросов, проблем и сомнений пойдут в школу к психологу;

-повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

Проводя работу по адаптации  к условиям образовательного учреждения с семьями имеющими детей с ТМНР мы используем определенную систему.

1.Анкетирование, опрос для лучшего осведомления о ребёнке. 

2.Родительское собрание, как средство взаимодействия семьи и школы по вопросам адаптации.

3.Создание благоприятных условий ребёнку с ТМНР в образовательном учреждении на период адаптации.

4.Плавное погружение в образовательный процесс.

5.Индивидуальные консультации с учителями и специалистами (педагог-психолог, логопед, дефектолог) по вопросам оказания педагогической и психологической помощи ребёнку. Подробное объяснение выбранных и применяемых методов, технологий в работе с их ребёнком, видео разборы отдельных образовательных моментов, прислушивание к их пожеланиям. Регулярные контакты с родителями по телефону, интернету, через дневники, тетради взаимодействия.

6. Взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Получив психолого-педагогическую помощь и поддержку в школе, родители помогают своим детям с ТМНР адаптироваться к условиях образовательного учреждения.

Мы понимаем, что спокойный родитель - это спокойный ученик, а значит - успешное развитие и обучение. В то же время, конечно, никто не отменял любовь к этим детям. Каждый ученик должен знать и понимать, что в школе его ждут и любят.

1.Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова, Л.А. Гринько, М.В. Родкевич. - Москва: Владос, 2013. - 239с.

2.Левченко И.Ю., «Актуальные аспекты проектирования образовательных маршрутов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

3.Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями

здоровья: диагностика и консультирование.  М.: Национальный книжный

центр, 2014  (Специальная психология.)

4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями

развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр,

2016 – 208 с. – (Специальная психология).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...

Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических осо...