Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов
методическая разработка на тему

Шиленок Людмила Григорьевна

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_adaptatsii_i_obucheniyu.docx162.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Система работы по адаптации и обучению

 детей мигрантов в МБОУ СОШ №4

  1. Актуальность и инновационность.

Наша школа представляет систему работы по адаптации детей мигрантов, обучающихся в нашей школе.

Наше общеобразовательное учреждение принимает детей мигрантов на протяжении пяти учебных лет. В каждом  классе обучается от 17% до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем.  В этой связи всё более актуальной для нас как педагогов  становится проблема социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни. Исходя из анализа возникшей ситуации, педагогическим коллективом школы разработана и апробируется система обучения, воспитания и сопровождения детей мигрантов.

Цель: создать комфортные условия, способствующие предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, а также развитию способностей к коммуникативности, самостоятельности и их успешному школьному обучению.

Отличительными чертами нашего образовательного учреждения можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения учениками русским языком, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы, класса можно отнести следующее:

- низкие показатели общей и качественной успеваемости по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;

- замкнутость, отчуждённость, тревожность детей мигрантов;

- недостаток профессиональных знаний и опыта работы с детьми из семей мигрантов;

-отток русскоговорящих  детей из нашей школы

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы.

Два года учреждение является методической площадкой по адаптации и обучению детей мигрантов.

  1. Ресурсность

При организации  работы с детьми мигрантов руководствуемся нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО от 06.10.2009 №373
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Разработаны нормативные документы, регламентирующие работу образовательного учреждения по реализации  данного направления:

  1. Нормативные документы (положение об инновационной деятельности

в МБОУ СОШ №4, приказ о создании консультативного пункта по обучению и социальной адаптации детей мигрантов, приказ об организации курсов «Развитие языковой, речевой компетентности детей мигрантов, не владеющих русским языком»)

  1. Коррекционно-развивающие программы дополнительных занятий по русскому языку для 1-4 классов, программа «Психологическое сопровождение детей мигрантов», программа воспитания нравственного поведения  младших школьников в обществе,
  2. Методический материал по проведению обследования аспектов речи детей мигрантов, поступающих в общеобразовательное учреждение, сценарии внеурочных мероприятий, направленных на социализацию детей мигрантов.

Информационно-методические ресурсы.

Использование опыта и наработок:

  • методической  лаборатории русского языка как иностранного кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция детей мигрантов в школе», под руководством к.ф.н., доцента Каленковой  О.Н.
  • факультета повышения квалификации учителей русского языка как иностранного (Российский университет дружбы народов (РУДН))
  • филологического факультета ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
  • факультета лингвистики ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»

В разработке технологии обучения и адаптации детей мигрантов участвуют: директор школы, заместители директора, библиотекарь, методисты,  учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного образования, специалисты школьных служб (психологи, логопед, социальные педагоги).

3. Технологичность 

Система работы по адаптации детей мигрантов включает следующие этапы, в соответствии с их основными задачами.

1 этап. Первое, что необходимо этим детям для преодоления их социальной исключённости, для полноценной интеграции в общество, - научиться понимать и говорить по-русски.

Все дети мигрантов, поступившие в 1-4 классы, проходят процедуру определения уровня владения русской речью.  Для этого мы разработали (на основе изученной литературы) диагностику аспекта речи детей иностранных граждан.

Первичная диагностика проводится в сентябре с каждым учеником индивидуально.

 Направления диагностики аспектов речи детей мигрантов, поступающих в образовательное учреждение:

-словарь: предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь; словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными  пространственные признаки).

-грамматический строй речи: проверка умений образовывать существительные множественного числа; образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в речи.

-связная речь: проверка умений определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; давать описание предмета.

     2 этап. Дальнейшую работу с детьми иностранных граждан мы организуем по следующим направлениям:

-учебная деятельность  (организация учебного сотрудничества на уроках, индивидуальная работа с детьми мигрантов, дополнительные групповые занятия по развитию устной и письменной  речи, организация консультативной помощи детям мигрантов, логопедические занятия);

-внеурочная деятельность (проектная деятельность, СИРС, факультативные занятия, внеклассные  мероприятия, дополнительное образование);

-психологическое сопровождение (тренинги, индивидуальные занятия, консультации).

-работа с родителями (консультирование родителей по различным вопросам,  активное привлечение их  к жизни школы и класса), т.к. залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей. Возможность оказать помощь  своему ребёнку является немало важным обстоятельством не только в обучении,  но и в развитии учащегося.

        Дети мигрантов – это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа педагогов, специалистов школьных служб и родителей  приведёт к успешной адаптации детей мигрантов.

3 этап.

Повторная диагностика уровня владения устной русской речью проводится в апреле-мае.

Диагностика уровня владения письменным русским языком (контрольные и проверочные работы, техника чтения, проверка сформированности УУД) проводится в конце учебного года.

Психологическое обследование детей мигрантов на предмет определения уровня адаптации проводится в декабре-январе.

         Результаты повторной диагностики и определяют динамику  речевого развития и оценку эффективности проведения мероприятий по разработанным направлениям.

Таким образом, развивая языковую и речевую компетентность детей мигрантов, их творческие индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность, мы способствуем предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, успешному школьному обучению.

4.Результативность

Положительная динамика результатов обучения детей мигрантов прослеживается на протяжении нескольких лет. Для примера приведем результаты прошлого года (2013-2014 уч.год)

1-е классы. Результаты итоговой диагностики в 1-х классах определяют рост  речевого развития и оценку эффективности проведения дополнительных занятий по развитию устной русской речи.

Представленной диагностикой и программой занятий по развитию речи пользуемся четвёртый год.

Данные диагностики аспектов речи детей мигрантов на начало 1этапа. Сентябрь, 2013г.

Данные диагностики аспектов речи на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

        Данные диагностики грамматического строя речи детей мигрантов на начало 1этапа. Сентябрь, 2013г

        Данные диагностики грамматического строя речи детей мигрантов на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

        Данные диагностики связной речи детей мигрантов на начало 1 этапа. Сентябрь, 2013г.

        Данные диагностики связной речи детей мигрантов на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

Анализ всех показателей позволяет говорить об успешной языковой адаптации детей мигрантов к концу первого года обучения в школе.

2-4 классы. Показатели общей и качественной успеваемости детей мигрантов стабильны вот уже на протяжении нескольких лет. Результаты 2013-2014 г. проанализированы и представлены в данной диаграмме.

Во 2-4 классах обучается 46 детей мигрантов.  

На начало года 10 учащихся – на «4» и «5», 8 уч. – с одной «3», 3 уч. – с двумя «3», 20 уч. – троечники, 5 уч. – неуспевающие по двум и более предметам.

По итогам года 1 ученик закончил учебный год на «5», 13 учащихся – на «4» и «5», 6 уч. – с одной «3», 3 уч. – с двумя «3», 19 уч. – троечники, 4 уч. – неуспевающие по двум и более предметам.

Вывод: проанализировав данные на конец 1 четверти и конец года, мы видим динамику роста качественной успеваемости детей мигрантов на 10% (конец 1 четверти-20%, конец года-30%)

30% детей мигрантов обучаются на «4» и «5», 20% -  резервный состав.   50% мигрантов с низким уровнем учебных возможностей – это одна из причин невысоких показателей качественной успеваемости во 2-4 классах.

По нашим наблюдениям, длительность процесса адаптации зависит от двух факторов:

  1. На какой ступени обучения ребёнок стал обучаться русскому языку в России.
  2. Как давно он проживает в стране.

Результаты психологического сопровождения. С целью социально-психологической и учебной адаптации детей мигрантов в нашей школе осуществляется психологическое сопровождение. Прежде всего, проводится диагностика по выявлению трудностей, связанных с периодом адаптации к новой социальной среде (диагностика познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер). Проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов направлены на решение выявленных проблем, снижение уровня тревожности, повышение школьной мотивации, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности группы.  Для проведения тренингов педагоги-психологи пользуются программой по социализации (адаптации) детей мигрантов. Программа разработана в 2012 г. Институтом развития образования г.Ханты-Мансийк, авторы Григорян А.Б., Новосельцева Т.Ф., Владимирова С.В.

Для диагностики поведенческой стороны ребенка-мигранта наши психологи используют  методику «Карта наблюдений Стотта», которая позволяет  выявить сильные и слабые стороны в поведении ребенка. В 2013-2014 учебном году обследовалась  группа детей мигрантов, прибывших во 2-4 классы.

По результатам получены следующие данные:

По окончанию тренинговых занятий получены следующие результаты:

- процент неуверенности значительно снизился, дети влились в коллектив и почувствовали себя более сильными;

- снизился процент инфантильности, дети стали более организованны, менее прибегать к помощи педагога;

-уровень ассоциальности  значительно снизился, дети научились  прислушиваться друг к другу, организовывать своё пространство;

Таким образом, положительная динамика прослеживается на развитии личности ребенка,  программа занятий  помогает выстраивать социальные связи в коллективе.

Дети мигрантов активно участвуют в различных конкурсах, играх, викторинах и предметных олимпиадах на различный уровнях.

Школьный уровень:

        -школьный тур олимпиады по математике;

-школьный тур олимпиады по русскому языку;

        -конкурс стихов «Золотая осень», «Любимому учителю посвящается…»

-конкурс «Лучший читатель года»;

-конкурс поделок из природного материала;

-конкурс рисунков «Цифры-озорницы»; «Земля – наш общий дом»;

-конкурс-смотр строя и песни, посвященный Дню Победы;

-интеллектуальный конкурс «Знаток русского языка»;

-конкурс «Портфолио»;

-фотоконкурс «Спорт в жизни нашей семьи»;

        -конкурс экологических газет «Сохраним природу Югры»;

Муниципальный уровень:

        -проект «Читательская копилка» (совместно с городской библиотекой №23);

        -спортивные соревнования «Весёлые старты»;

        -кросс «Золотая осень»;

        -проект «Школьный этнокалендарь».

        Федеральный уровень:

          -интеллектуальный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

          -всероссийская олимпиада «Зимние интеллектуальные игры»;

          -игра-конкурс по информатике «Инфознайка»;

          -всероссийский математическом конкурс-игра «Кенгуру»;

          -дистанционном конкурсе «Перспектива».

Процент участия детей мигрантов в школьных мероприятиях - от 15% до 20%, в городских - 7-12%, на всероссийских - до 11% детей мигрантов.

Дети, плохо владеющие русским языком, очень активны во внеурочной деятельности и дополнительном образовании: с удовольствием посещают кружки, спортивные секции, участвуют в проектной деятельности, готовят и проводят внеклассные мероприятия.  67% детей мигрантов задействованы в кружковой и театральной деятельности:

-театр костюма «Тамбурин»;

-театральный кружок «Малышок»;

-ансамбль шумовых инструментов «Ложкари»;

-агитбригада «Звезды России»;

-танцевальный кружок «Тандем»;

-спортивная секция «Юниор»;

-кружок «Пластика природных форм» -станция юных натуралистов.

Таким образом, развивая языковую и речевую компетентность детей мигрантов, их творческие индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность, мы способствуем предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, успешному школьному обучению.

Педагогический коллектив нашей школы: директор, заместители директора, методисты, педагоги, психологи распространяют наработанный опыт на разных уровнях:

  • Выступление на заседании Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействия с религиозными объединениями при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 10.06.2013 г. (г.Ханты-Мансийск)
  • Участие во Всероссийской педагогической видеоконференции на портале «Завуч.инфо», обсуждение темы: «Обучение детей мигрантов» (2010г.).
  • Выступления на городских семинарах с докладами «Включённость детей мигрантов во внеурочную деятельность как необходимое условие их социальной адаптации», «Развитие языковой, речевой компетентности и познавательной деятельности детей мигрантов», мастер-классы, представление мониторингов и диагностик (май 2009, ноябрь 2010)
  • Участие в августовской педагогической конференции на дискуссионной площадке «Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» (август 2012), тема выступления «Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов».
  • Представление опыта работы с детьми мигрантов на городской научно-практической конференции «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление атмосферы взаимоуважения в Сургуте», тема выступления «Диагностика аспекта речи детей мигрантов, поступающих в МБОУ СОШ №4» (февраль 2013).
  • Выступление на городском семинаре 2014 г. февраль «Организация урочной и внеурочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов».
  • Публикация фотографий в дистанционном фотомарафоне «Я, ты, он, она – вместе целая страна».  Организаторы: портал www.minobr.org и ООО «Социальные Системы» (2010).
  • Публикация программы воспитания нравственного поведения младших школьников в обществе (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября», 2010).
  • Публикация программы дополнительных занятий по развитию устной русской речи детей мигрантов на сайте сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su. (2013г.).
  • Информационно-литературная газета для выходцев из Средней Азии «Хиджрат», №2(2), 2012.
  • Сайт ОУ

Перед коллективом школы стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом контексте - обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, формами общения, нормами поведения, который будет им достаточен для успешной адаптации в новой языковой среде и для усвоения программного материала. Мы считаем, что с решением поставленной задачи справляемся.

 Перспективность

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и адаптации, которыми являются дети мигрантов.  Представленная технология работы с детьми мигрантов активно развивается, но пока не получила широкого распространения в городе  Сургуте. Несмотря на то, что проблема поддержки личности  человека и, в частности, учащегося-мигранта в образовании относится к числу серьёзных инноваций и требует дальнейших исследований.

Наше образовательное учреждение будет продолжать работу с детьми мигрантов по разработанным направлениям, транслировать наработанный опыт на муниципальном уровне.

Планируем:

- развивать направление «Работа с родителями»

-разработать программу дополнительных занятий для учащихся                5-6 классов, слабо владеющих русским языком

-разработать программу языковой поддержки для родителей.

Необходимо понимать, что только целенаправленная комплексная работа в разных направлениях с детьми мигрантов даст тот положительный результат, который мы хотим получить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над анализом и дифференциацией орфограмм на морфемном и морфологическом уровне как средство, обеспечивающее социальную адаптацию школьников

В теоретической литературе разных авторов по данной проблеме прослеживается частота орфографических ошибок, их специфика, причины, основные направления и методы коррекции. ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы по социальной адаптации младших школьников"

                             Одной   из   основных   задач   воспита...

Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...

Система работы по адаптации обучающихся 1 класса учителя ПорчинкойН.А.

В методической разработке описана система работы по адаптации обучающихся 1класса учителя Порчинской Н.А....

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не толь...