Пути повышения качества образования через современный урок.
статья
Cегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном Методическом Объединении учителей начальных классов
Пути повышения качества образования через современный урок.
(Пантелеева Е.Я., учитель начальных классов)
Слайд 2.
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н. Рыленков)
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.
Cегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, нужно активизировать познавательную деятельность учащихся, т. к. это один из путей повышения качества образования.
Активизация познавательной деятельности обучающихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной школы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся.
Слайд 3. В своей работе руководствуюсь целью: «Создание на уроках условий для активизации познавательной деятельности обучающихся с помощью современных образовательных технологий».
Для реализации данной цели решаю следующие задачи:
- Создаю на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
- Стараюсь добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
- Учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося.
- Выявляю условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
- Стараюсь являться для обучающихся не основным источником информации, а организатором их познавательной деятельности.
Изучив “Современные образовательные технологии” К.Т. Селевко, я выбрала для себя следующие:
- Игровые технологии.
- Технология уровневой дифференциации.
- Проблемное обучение.
- Компьютерные технологии обучения.
- Технология проектного обучения
- Групповые технологии
Для предупреждения неуспеваемости применяю технологию уровневой дифференциации.
Использую почти на каждом уроке математики, реже на уроке русского языка. Дифференцированная работа помогает преодолеть барьер страха перед определённым заданием.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Слайд 5.Например: Задача1 « Длина одной стороны прямоугольника 5см, другой -2см. Найди периметр прямоугольника.»
Задача 2«Длина одной стороны прямоугольника 5см, другой – на 3см меньше. Найди периметр прямоугольника.»
Задача 3 « Длина одной стороны прямоугольника 5см, а периметр- 16см. Чему равна другая сторона?»
Дети выбирают сами задачу.
Часто использую групповые технологии.
Слайд 6,7.Работу в группе провожу на уроке л/чтения или окр мира пока не так часто и осторожно. Н: Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» и урок окр мира «Правила вежливости».После обсуждения детям было предложено в группе разыграть сценки по сюжетным картинкам. Дети активно обсуждали, было интересно за ними наблюдать, а затем сами выбрали тех, кто должен выступить за группу.
Или при изучении темы по окр миру «Строение тела человека» ребята сами работали с текстом, я направляла их работу,а затем старались расположить на рисунке тела человека его органы. Такая деятельная работа даёт больше эффекта: что сделано самим учеником, запоминается лучше и надолго.
С работой в паре начинаем знакомиться с 1 класса, во 2 классе ученики уже хорошо справляются с этой работой.
Необязательно брать большое задание.
Слайд 8. У нас в математике есть интересная страничка « Поможем друг другу сделать шаг к успеху». Я на примере этой работы провожу уже свою, достаточно короткую работу.(4 задания) на этапе устного счета.У каждого ребёнка по 2 задания. Каждый выступает в роли ученика и учителя и чувствует себя равноправным членом своей пары. Интересная работа.
Например: 1.Если вместо пропуска записать число 45, то равенство станет верным *+4=50
2.67-32=29+6
3. Если число 87 уменьшить на 23, то получится 54
4.Периметр треугольника со сторонами 3см,5см и 6см равен 14см
Иногда провожу работу «Сбор оценок». Так как дети еще маленькие, то перестроилась и провожу не так, как в 3 или 4 классе. Даю задание, каждый в паре выполняет его сам, затем обсуждают вместе, если кто-то затруднился, другой пытается объяснить, а затем сверяем по экрану. После этого каждый себе ставит оценку. В конце урока дети сдают свои листочки и получают все оценки. В 3 классе этот вид работы уже будет нацелен на полную самостоятельность. Задания подбираю не только на закрепление изученного материала, но и развитие мышления, внимания.
Задача- это проблема для многих учащихся. Этому вопросу уделяю много внимания. Приведу пример, где хорошо виден деятельностный подход.
Слайд 9.Например: Задача «В бидоне 30л молока. Из него налили молоко в банки: в одну 5 л, а в другую 3л.Сколько литров молока осталось в бидоне?»
Предлагаю варианты решения, дети выбираю верные и объясняют решение.
( работают в паре)
30-5+3
30-(5+3)
30-(5-3)
(30-5)-3
Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяются проектные методы.
Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий или исследовательский характер.
Беру не часто, т к родители очень активно включаются и всю работу выполняют за ребёнка, а мне надо, чтобы он большую часть работы выполнил сам и рассказывал, а не прочитывал. Выбираю интересные проекты, которые интересны и понятны детям.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения.
Часто на уроке русского языка провожу комбинированную работу, где сразу использую элементы нескольких технологий: технология дифференцированного обучения, элементы проблемного обучения, работа в паре и, конечно же, самостоятельная работа.
Слайд 10.Например: 1.Даётся деформированное предложение.
дорожкам, быстрые, по, ручьи, побижали
2.Дети в паре обсуждают вариант предложения.
3.Найди ошибку, докажи-самостоят.
4.Найди изученные орфограммы-самостоят.
5.Подчеркни главные члены-самостоят.
6.Дать хар-ку предложению(по цели высказывания, по интонации, на наличию второстепенных членов)- самостоят.
7.Хар-ка им.сущ. по схеме(одуш-неодуш, собст-нариц, ед.ч-мн.ч).Пара решает, кто какое сущ характризует.
8.Глагол- число.
Следующий этап работы- обсуждение в паре правильности ответов. Затем идёт сверка по экрану и оценивание своей работы. Цель такой работы- создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества.
Много внимания уделяю работе с текстом. Уже сейчас на уроке л/чтения и литер чтении на родном языке подбираю интересные тексты и учу ребят работать с ними (находить нужную информацию, выделять главное, характеризовать героев и т.д) .Использую приёмы технологии критического мышления(кластеры, синквейны)
Большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей при обучении, применяя для этого здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения, ведь сохранение здоровье учащихся – это одна из основных целей, стоящих перед педагогами.
Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по свои силам, обучающийся чувствует себя защищённым.
Слайд 11.ИКТ технологии.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Реальная эффективность урока – это его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке. Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя.
Урок сегодня – это развитие, творчество, комфорт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»
Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и пре...
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...
Доклад по теме самообразования «Создание обучающей среды для повышения качества образования через нестандартные уроки».
В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки п...

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий
Пути повышения качества образования через ИКТ...

Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий
Выступление на педсовете на проблеме инновационнной деятельности учителя...

Презентация Пути повышения качества образования через современный урок.
Cегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? ...

