«Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности»
статья
Тема самообразования «Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности» чрезвычайно актуальна и полностью соответствует целям современного образования по ФГОС НОО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности»
Тема самообразования «Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности» чрезвычайно актуальна и полностью соответствует целям современного образования по ФГОС НОО.
Опыт работы по теме самообразования:
«Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности»
1. Актуальность и обоснование выбора темы
В современном, быстро меняющемся мире, недостаточно просто владеть набором знаний. Важнее умение применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знания и умения для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Актуальность обусловлена:
· Требованиями ФГОС НОО, где формирование функциональной грамотности является одной из ключевых задач.
· Результатами российских школьников в международных исследованиях (PISA, PIRLS), которые показывают необходимость развития умений работать с информацией.
· Запросом общества на человека, способного к самостоятельности, критическому мышлению и решению нестандартных задач.
Цель: Разработать и апробировать систему методов и приемов формирования функциональной грамотности у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы и структуру функциональной грамотности.
2. Подобрать и адаптировать задания, направленные на формирование всех компонентов функциональной грамотности.
3. Внедрить эффективные педагогические технологии и приемы в учебный процесс.
4. Проанализировать результативность проделанной работы.
2. Теоретическая база
В основе опыта лежат работы отечественных и зарубежных ученых. Функциональная грамотность включает несколько основных компонентов:
· Читательская грамотность: Способность понимать, использовать, оценивать тексты и размышлять о них для достижения своих целей.
· Математическая грамотность: Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
· Естественно-научная грамотность: Способность использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, получения выводов и принятия решений.
· Финансовая грамотность: Совокупность знаний и навыков, необходимых для принятия разумных финансовых решений.
· Креативное мышление: Способность порождать новые идеи, находить нестандартные решения.
· Глобальные компетенции: Способность рассматривать локальные и глобальные проблемы, взаимодействовать с другими.
3. Практическая реализация. Система моей работы
Я реализую данное направление через урочную и внеурочную деятельность, интегрируя задания в различные предметы.
Используемые технологии и приемы:
1. Работа с текстом (основа основ):
· Прием «Чтение с остановками»: Текст читается частями, после каждой части задаются вопросы разного уровня (простой, уточняющий, объясняющий, прогнозирующий).
· Составление кластеров, ментальных карт: Помогает структурировать информацию, выделить главное.
· Прием «Тонкие и толстые вопросы»: Учу детей задавать вопросы к тексту («тонкий» — фактологический, «толстый» — на анализ, синтез, оценку).
· Задания на поиск информации в несплошных текстах: (расписания, графики, таблицы, схемы, иллюстрации).
2. Проблемно-диалоговое обучение: Создаю на уроке проблемную ситуацию, которая мотивирует учащихся искать пути ее решения, применяя имеющиеся знания.
3. Проектная и исследовательская деятельность: Учащиеся работают над долгосрочными и краткосрочными проектами («Бюджет моей семьи», «Экологическая тропа школы», «Создание сказки»). Это идеально объединяет все виды грамотности.
4. Ситуационные задания (кейсы): Предлагаю детям реальные или максимально приближенные к жизни задачи.
· Пример по математике: «Тебе нужно купить 1 кг яблок и батон хлеба. В кошельке 150 рублей. Хватит ли денег? Составь план покупок по рекламному проспекту магазина». (Развивает математическую и финансовую грамотность).
· Пример по окружающему миру: «Прочитай прогноз погоды на выходные. Посоветуй, как одеться для похода в лес. Что нужно взять с собой?» (Естественно-научная и читательская грамотность).
5. Игровые технологии: Деловые игры («Магазин», «Банк»), ролевые игры («Интервью с ученым», «Редакция газеты»).
4. Результативность и выводы
Критерии оценки:
· Повышение мотивации к учебе.
· Качество выполнения заданий комплексного характера (диагностические работы).
· Активность и результативность участия в проектах и конкурсах.
Полученные результаты:
· У учащихся: Повысилось качество понимания и анализа текстов. Учащиеся стали увереннее работать с таблицами, схемами, графиками. Научились аргументировать свою точку зрения, работать в команде для решения общей задачи. Возрос интерес к предметам, как к чему-то применимому в жизни.
· Для меня: Систематизирована база заданий и методических материалов по формированию ФГ. Повысился профессиональный уровень. Опыт был представлен на школьном МО и получил положительные отзывы коллег.
Вывод: Формирование функциональной грамотности – не разовое мероприятие, а системная, целенаправленная работа, интегрированная в каждый урок. Она требует от учителя перехода от роли транслятора знаний к роли организатора деятельности, который помогает детям добывать знания и применять их самостоятельно.
5. Перспективы дальнейшей работы
· Разработать банк заданий для формирования функциональной грамотности по каждому классу НОО.
· Активнее вовлекать родителей в процесс (семейные проекты, квесты).
· Изучить и внедрить цифровые инструменты для создания интерактивных заданий на развитие ФГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности
Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников....
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
выступление на методсовете о работе по формированию функциональной нрамотности...

"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...

Выступление на тему «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной действительности»
Тема «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной действительности»...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в процессе образования является проблема формирования функциональной грамотности, так как постоянное наращивание и усложнение объемов, которые не...
Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.
Статья посвященаметодическим аспектам формирования функциональной грамотности в условиях учебной деятельности на примере уроков русского языка.Представлены конкретные примеры учебных заданий и упражне...
