Выступление на тему «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной действительности»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Тема «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной действительности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной действительности»
Уважаемые коллеги!
Сегодня хотелось бы обсудить важнейшую проблему современной педагогики формирование функциональной грамотности младших школьников. Функциональная грамотность включает умение решать практические жизненные задачи, понимать тексты различных форматов, ориентироваться в информационных потоках и применять полученные знания в повседневной жизни.
Почему именно эта проблема требует нашего внимания? Современные дети живут в эпоху стремительных изменений и глобализации, где знание становится лишь частью успешного будущего. Мы обязаны научить наших учеников не просто получать знания, но также осмысленно и самостоятельно ими пользоваться.
Какие же пути формирования функциональной грамотности эффективны в начальной школе?
I. Развитие критического мышления
Необходимо учить детей анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы. Важно развивать способность видеть проблемы, формулировать вопросы и искать возможные решения. Это достигается путём ведения диалогов, дискуссий, обсуждений книг и ситуаций из реальной жизни.
Например, при изучении литературных произведений полезно предлагать детям сопоставлять события и героев, выявляя мотивы поступков персонажей. Такие занятия развивают аналитические способности и способствуют формированию умения рассуждать.
Пример. Представьте ситуацию: первоклассники читают сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Обычно учитель просит пересказать сюжет. А теперь давайте предложим ребятам подумать глубже. Пусть обсудят, почему старуха осталась ни с чем, хотя получила исполнение всех желаний? Дети начнут размышлять над причинами происходящего, оценивая поступки героев, делая выводы. Таким образом, формируются основы критического мышления, которое пригодится всю жизнь.
II. Интеграция учебных предметов
Мы знаем, что многие школьные предметы пересекаются друг с другом. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, объединяя такие дисциплины, как математика, русский язык, окружающий мир. Например, можно предложить решить математическую задачу, основанную на тексте прочитанной сказки или повести.
Это помогает ученикам увидеть связь теории с практикой и осознать, что каждый предмет важен и полезен
Пример. Возьмем простой пример. Урок математики посвящен решению задач на движение. Предложим классу решить такую задачу, используя текст любимой сказки: «Иван Царевич отправился за Жар-Птицей верхом на Коньке-Горбунке, двигаясь со скоростью 20 км/ч. Сколько часов потребуется герою, чтобы преодолеть расстояние в 100 километров?» Этот прием объединяет сразу две важные области знаний: литературу и математику. Такая интеграция повышает мотивацию к учебе и демонстрирует реальную пользу каждой науки..
III. Проектная деятельность
Создание проектов позволяет ребенку почувствовать ответственность за конечный продукт своей деятельности. Во время проектной работы ученики учатся планировать, распределять обязанности, исследовать новую информацию и презентовать её сверстникам и взрослым.
Проектная работа способствует развитию исследовательских навыков, коммуникативных способностей и формирует интерес к самостоятельному обучению.
Пример. Приглашаем четвероклассников поучаствовать в проекте «Здоровый образ жизни моего города». Каждый ученик выбирает аспект здоровья, исследует его, составляет рекомендации и представляет свой проект одноклассникам. Это развивает чувство ответственности, учит ставить цели и достигать результатов. К примеру , один ученик провел опрос среди соседей своего двора и предложил идеи благоустройства игровой площадки.
IV. Использование цифровых технологий
Современные школьники растут в цифровом пространстве, поэтому важно активно включать цифровые ресурсы в учебный процесс. Приложения и онлайн-платформы позволяют разнообразить обучение, сделать его увлекательным и интерактивным. Но самое важное — сформировать у детей осознанное отношение к использованию и
Пример. Многие педагоги боятся использовать гаджеты в классе, опасаясь отвлечения внимания. Однако современные технологии открывают потрясающие возможности. Представьте, что ребята выполняют задания на интерактивной платформе, создавая виртуальные модели природных зон или путешествуя по странам мира прямо на экране планшета. Такой опыт запоминается надолго и пробуждает интерес к новым знаниям.
V. Индивидуализация учебного процесса.
Каждый ребенок уникален, обладает своими особенностями восприятия и усвоения материала. Задача учителя — создать условия, учитывающие индивидуальные особенности каждого ученика. Для этого применяются дифференцированные задания, творческие подходы и возможность выбора уровня сложности выполняемых упражнений.
Пример. Помните, как трудно порой бывает объяснить материал одному-двум ученикам, отставшим от группы? Давайте попробуем подойти индивидуально. Допустим, третьекласснику тяжело дается чтение длинных предложений. Создаем специальные карточки с короткими предложениями, постепенно увеличиваем сложность текста. Через некоторое время видим заметный прогресс и улыбку радости на лице ребенка, почувствовавшего успех.
VI. Постоянная обратная связь
Регулярная оценка прогресса учеников важна для понимания успешности образовательного процесса. Необходимо организовать систему обратной связи, позволяющую каждому ребёнку чувствовать поддержку, замечать собственные успехи и определять зоны роста.
Пример.Один из моих любимых приемов — рефлексивные листы, где дети записывают свои мысли и впечатления от уроков. После чтения истории о дружбе и взаимопомощи прошу записать ответ на вопрос: «Что ты понял о настоящей дружбе?» Эта простая практика показывает, насколько глубоко воспринята информация и что надо повторить дополнительно.
Заключение
Формирование функциональной грамотности младшего школьника—задача многогранная и комплексная. Она требует постоянного совершенствования методик, активного взаимодействия педагогов и родителей, внимательного отношения к интересам и потребностям каждого ребёнка.
Важно помнить, что наша главная цель — воспитать самостоятельного, уверенного в себе гражданина, способного адаптироваться к изменениям современного общества и успешно справляться с жизненными ситуациями.
Применение различных приемов показывают, что развитие функциональной грамотности возможно даже в рамках традиционного школьного расписания. Главное — творчески подходить к процессу, уважительно относиться к детским идеям и поддерживать стремление к познанию
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"
В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути её формирования у младших школьников....

Выступление на семинаре по теме "Формирование функциональной грамотности младших школьников»
Выступление на семинаре для учителей начальных классов по теме "Формирование функциональной грамотности младших школьников»...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
выступление на методсовете о работе по формированию функциональной нрамотности...

"Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности ,в рамках реализации ФГОС НОО"
В связи с введением ФГОС НОО наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в процессе образования является проблема формирования функциональной грамотности, так как постоянное наращивание и усложнение объемов, которые не...
Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.
Статья посвященаметодическим аспектам формирования функциональной грамотности в условиях учебной деятельности на примере уроков русского языка.Представлены конкретные примеры учебных заданий и упражне...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности»
Тема самообразования «Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности» чрезвычайно актуальна и полностью соответствует целям современного образов...
