Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе
презентация к уроку
Данная презентация представляет подходы к организации исследовательской деятельности в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебное исследование в начальной школе (основные характеристики) Выделение в учебном материале «проблемных точек», специальное конструирование учебного процесса от «проблемных точек» (проблемная подача материала; Выделение нескольких версий, гипотез, их формулирование; Развитие навыка работы с несколькими версиями на основе анализа; Работа с первоисточниками при разработке версий; Развитие навыка анализа и принятия на основе анализа одной из версий в качестве ведущей.
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов , исследовательских умений»
Цель организации учебной исследовательской деятельности в начальной школе формирование у школьников « способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры»
Задачи, которые решает исследовательская деятельность в начальной школе: Развивать у младшего школьника самостоятельность. Формировать объективную самооценку у обучающихся (обеспечить самоорганизацию обучающихся). Развивать у обучающихся коммуникативные способности. Развивать коммуникабельные способности.
Принципы организации учебной исследовательской деятельности Принцип ориентации на познавательные интересы обучающихся; Принцип свободы выбора и ответственности за обучение; Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации; Принцип сочетания репродуктивных и продуктивных способов обучения. Принцип формирования предс т авлений о динамичности знаний. Принцип формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Компоненты исследовательской деятельности младшего школьника
Технологии, методические примы исследовательского обучения в начальной школе
Виды работ, отражающие поисковую деятельность обучающихся
Отличие исследовательских работ от других видов работ 1. Наличие определенных элементов: практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных, вытекающие из него выводы; 2. Наличие методологического аппарата исследования; 3. В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи.
Базовые исследовательские действия, формируемые на уровне НОО 1. Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; 2. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; 3. Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); 4. Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); 5. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); 6. Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Этапы организации исследовательской деятельности опровергнуть в ходе исследования.
Исследовательская задача особый вид познавательной деятельности, подготавливающий младшего школьника к проведению самостоятельных исследований .
Основная дидактическая цель исследовательской задачи: решить определенную проблему, связанную с жизненным опытом детей.
Структура исследовательской задачи: 1. Описание конкретно-практической, исследовательской проблемной ситуации. 2. Формулировка задачи. 3. Система заданий для решения задачи. 4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Учебное исследование следующий этап развития исследовательских навыков младшего школьника, подготавливающий его к исследовательской деятельности в основной и старшей школе.
Структура урока-исследования художественного произведения 1. Актуализация знаний(определяется предмет учебного исследования). 2. Постановка учебной задачи (формулируется суть проблемы, как правило, в виде проблемного вопроса, являющегося основной учебной задачей данного урока). 3. Коллективный поиск решения поставленной учебной задачи (совместно вырабатывается план исследования, определяются пути решения проблемы, ход дальнейших исследовательских действий ). 4. Получение совместного окончательного решения (проводится собственно исследование, то есть организуется поисковая деятельность как определенная последовательность учебных действий, выбранных в ходе совместной работы школьниками). 5. Подведение итогов исследования (обобщение итогов исследования, формулирование выводов о результатах работы, о решении поставленной в начале урока проблемы).
Методические приемы исследовательской деятельности эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; метод сравнительного анализа.
Примерные темы самостоятельного учебного исследования на уроках литературного чтения 1. Особенности языка сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». 2. Нужны ли сказки современному младшему школьнику? 3. О чем рассказывает сказка С. Козлова «Ежик в тумане»? 4. Образ капли в стихотворениях русских поэтов. 5. Особенности жанра басни. 6. «Почему гадкому утенку неуютно на птичьем дворе?» (Анализ эпизода сказки Г.Х. Андерсена и пьесы И.А. Дегтяревой «Непохожий »). 7. Особенности сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане» и мультфильма Ю.Б. Норштейна «Ежик в тумане». 8. Загадки в художественных текстах.
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь сделать для себя это открытие. Галилео Галилей
Mirjam Nilsson m irjam@contoso.com w ww.contoso.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...
Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов
Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Статья рассказывает об особенностях организации иссследовательской деятельности в начальной школе в соответствии с возрастными особенносмтями младших школьников...

«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное дл...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, в...

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Сегодня важно не только сформировать ЗУНы , но и развивать мышление, обучать формам, методам, средствам самим добывать знания....
