Выступление на МО на тему: "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника".
методическая разработка
Выступление посвящено вопросам эффективного взаимодействия семьи и школы для раскрытия внутреннего потенциала младшего школьника. Основная цель — повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в сфере коммуникации с родителями.
Форматом проведения выступает деловая игра, использующая интерактивные методики («мозговой штурм», групповую дискуссию, метод «Шести шляп мышления»). Особое внимание уделяется практической стороне вопроса, подчеркивая важность активного участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.
Основное содержание доклада отражает современные подходы Федерального государственного образовательного стандарта, определяющие роль родителей как полноправных участников образовательного пространства. Участники узнают о ключевых направлениях работы с родителями, формах поддержки и привлечения их к школьной жизни, а также получат практические рекомендации по созданию продуктивного партнерства семьи и школы.
Основные акценты ставятся на необходимость объединения усилий педагогов и родителей для полноценного развития детей, формировании комфортной среды обучения и воспитания, способствующей раскрытию талантов и способностей младших школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление для заседания ШМО учителей начальных классов.
Тема выступления: Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника.
Цель выступления: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Форма проведения: деловая игра.
Используемые методы: «мозговой штурм»; групповая дискуссия; метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Обоснование актуальности выбора темы.
Как вы знаете, Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом и государством. Теперь родители обучающихся – субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в ходе его проектирования и реализации.
Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, которая основана на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Теоретические выступления по теме.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Все мы знаем, что самое непростое в работе с детьми- это работа с их родителями. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не должна заменять ребенку родителей, она лишь должна сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности. Но к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом. . Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда получается привлечь семью в свои союзники.
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:
- воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся;
- формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие интересов, склонностей, способностей учащихся;
- подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1) организация диагностической работы по изучению семей.
Изучение семьи позволяет педагогу лучше узнать ученика, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения школьника с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, и др.).
2) организация психолого- педагогического просвещения родителей.
Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению, которое способствует накоплению родителями педагогических знаний, представлений и навыков в области воспитания. Основной формой пропаганды психолого-педагогических знаний являются родительские собрания, которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме.
3) создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
Родители активно включаются во внеурочную деятельность: праздники класса, походы, спортивные игры, ролевые игры и другое.
4) создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.
Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:
- родительские комитеты (классные);
- совет школы;
- информирование о содержании учебно-воспитательного процесса.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса.
Итак, перейдем к основным формам работы с семьей. Это групповые и индивидуальные формы.
- К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие.
Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения занятий с детьми, чтобы учитель мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же- необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Также одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информации родителей об успехах их детей, поведении и посещаемости.
К групповым формам работы с семьей относится психолого- педагогическое просвещение родителей. Используются такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями- предметниками или администрацией школы. Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно- воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.
Также существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы.
К традиционным формам относятся:
Лекция- это форма психолого- педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор- сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во время лекции- непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Конференция- это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции может быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.
Практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей.
Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.
Ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, ринги.
Главным направлением взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса-педагоги, дети и родители- становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Работа педагогов в творческих группах.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит лист с заданием. На обсуждение и выработку вашего общего мнения вам даётся 5 минут.
Вам необходимо взять себе кружок любого цвета….Чтобы работа всех членов группы была плодотворной и активной, я предлагаю вам следующие роли в группе:
РОЛИ В ГРУППЕ
Координатор (жёлтый) – руководитель группы:
Хранитель времени (фиолетовый)
Бодрила (синий) – душа компании;
Секретарь (зелёный) ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр (оранжевый) проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик (серебристый) представляет результаты работы группы.
1 задание
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Какие формы поощрения родительской активности вы можете предложить?
2 задание
«Трудные» родители. Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке? Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?
Сформулируйте правила работы с «трудными» родителями.
3 задание
Организация совместной деятельности педагогов и родителей – важнейший путь развития их сотрудничества. Эффективность этой работы повышается, если:
- у взаимодействующих сторон сформирована положительная установка на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация, подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций в этом процессе;
- участники взаимодействия могут выбирать виды и способы совместной деятельности.
Согласны ли вы с этим? От чего ещё зависит успех сотрудничества семьи и школы?
4 задание
Иванов Игорь Петрович (доктор пед. наук) считает, что совместное творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат.
- Предложите виды совместной деятельности родителей, педагогов, детей и социальных партнёров. Какие формы работы могут быть использованы при организации этой деятельности?
Рефлексия «Всё дело в шляпах»
а) Каждой группе выдаётся одно из нарисованных на бумаге изображений шляпы (красной, черной, желтой, зеленой, белой, синей).
- Итак, подведём итоги нашего заседания. А поможет нам в этом методика «Шесть шляп»...
Давайте мы сегодня примерим эти шляпы. Обладатели белой шляпы изложат только факты, никаких эмоций и чувств; красной – проанализируют проблему, рассмотренную на заседании, с позиции чувств, расскажут, что ощущают в связи с этим; черной – попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности; желтой – будут искать только все самое хорошее, смотреть на проблему с позиции оптимиста; зеленой – фокусируются на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Человек с синей шляпой проанализирует все услышанное и предложит решение, сделает вывод.
Ну и в завершении, сделаем вывод словами Василия Александровича Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
РОЛИ В ГРУППЕ
Координатор – руководитель группы:
- следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе;
- подводит итоги обсуждения, обобщает предложения, высказывания.
Хранитель времени:
- следит, чтобы группа не отвлекалась от заданной темы;
- следит за временем работы.
Бодрила:
- следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;
- воодушевляет членов группы на сотрудничество;
- поощряет членов группы.
Секретарь ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик представляет результаты работы группы.
РОЛИ В ГРУППЕ
Координатор – руководитель группы:
- следит, чтобы все члены группы имели равную возможность участвовать в работе;
- подводит итоги обсуждения, обобщает предложения, высказывания.
Хранитель времени:
- следит, чтобы группа не отвлекалась от заданной темы;
- следит за временем работы.
Бодрила:
- следит за «атмосферой сотрудничества», помогает поддерживать в группе положительное рабочее настроение;
- воодушевляет членов группы на сотрудничество;
- поощряет членов группы.
Секретарь ведёт записи результатов работы группы.
Контролёр проверяет, что все члены группы действительно согласны с принимаемыми групповыми решениями.
Докладчик представляет результаты работы группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...

Выступление на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
В данной теме освещены актуальные ответы на вопросы учителей начальных классов: Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с...

Презентационный материал к выступлению на ШМО по теме "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника"
Данный презентационный материал поможет наглядно рассмотреть и осветить вопросы темы выступления на ШМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего п...
Выступление на РМО "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия для успешной реализации внутреннего потенциала младшего школьника."
Выступление на РМО по взаимодествию семьи и школы...








