Рабочая программа Функциональная грамотность 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Климова Татьяна Егоровна

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»

(МОУ «Южно-Степная СОШ»)

(наименование образовательного учреждения)

                                                                   Утверждаю:

Директор МОУ «Южно-Степная СОШ»

        ___________Н.И. Чумак

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность» (1-4 классов)

        

пос. Южно-Степной‌ 2025-202‌6

Пояснительная записка

Актуальность и назначение программы

Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

Варианты реализации программы и формы проведения занятий

Программа реализуется в работе с обучающимися 1-4 классов.

Программа курса рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная грамотность»

Курс внеурочной деятельности нацелен на помощь обучающемуся:

В создании условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.     

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической  и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Особенности работы педагогов по программе

В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития школьников.

Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.

Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы

Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.    

Планируемые результаты освоения курса 1 класса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

–  овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

 

Планируемые результаты освоения курса 2 класса

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о банковских картах;

– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

– представление о различных банковских услугах;

– проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

  «Функциональная грамотность» 3 класс

Предметные

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/08/07/rp_funktsionalnaya_gramotnost.docx_image8.jpg

- способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

-https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/511/511464/6364aa8192327184071028.jpgумение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/511/511464/6364aa8192352768578577.jpg

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Метапредметные

                                          Познавательные

У обучающихся будут сформированы УУД:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/08/07/rp_funktsionalnaya_gramotnost.docx_image2.jpg

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Обучающиеся получат возможность сформировать УУД:

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные

У обучающихся будут сформированы УУД:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе.

Обучающиеся получат возможность сформировать УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/08/07/rp_funktsionalnaya_gramotnost.docx_image7.jpg

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные

У обучающихся будут сформированы УУД:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Обучающиеся получат возможность сформировать УУД:

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Личностные

У обучающихся будут сформированы УУД:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.

Обучающиеся получат возможность сформировать УУД:

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Содержание программы 1 класса 

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественнонаучная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Содержание программы 2 класса

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественнонаучная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Содержание программы 3 класс(34)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5

Проверочные работы

2

Проверь себя

Итого

34

Тематическое планирование  1 КЛАСС

№ п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1.

Виталий Бианки. Лис и мышонок

Содержание сказки.

Качество: осторожность, предусмотрительность.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;

– давать характеристику героям;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– различать научно-познавательный текст и художественный;

– определять, чему учит сказка.

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

Содержание сказки.

Качество: выносливость, упорство.

– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

– давать характеристику героям сказки;

– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);

– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

– устанавливать истинность и ложность высказываний;

– подбирать из текста слова на заданную тему;

– определять, чему можно научиться у героя сказки;

– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир Сутеев. Живые грибы

Содержание сказки.

Качество: трудолюбие.

– Давать характеристику героям;

– дополнять предложения на основе сведений из текста;

– определять последовательность событий и рассказывать сказку;

– составлять вопросы по содержанию сказки;

– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

Содержание сказки.

Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

– определять последовательность событий сказки;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;

– определять, чему учит сказка.

5.

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

Содержание сказки.

Дружба, жадность.

– Определять лексическое значение слова;

– анализировать содержание текста и составлять план;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– давать характеристику героям;

– понимать, чему учит сказка;

– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;

– фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Грузинская сказка. Лев и заяц

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

– давать характеристику персонажам сказки;

– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

7

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

Содержание сказки.

Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

– Давать характеристику героям;

– определять по рисунку содержание отрывка из текста;

– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;

– соединять части предложений;

– задавать вопросы к тексту сказки;

– объяснять главную мысль сказки;

– дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Четыре брата

Содержание сказки.

Семейные ценности.

– Определять жанр произведения;

– называть героев сказки;

– находить в тексте образные сравнения;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;

– разгадывать ребусы;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Математическая грамотность»

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

– Определять количество предметов при счёте;

– составлять и решать выражения с ответом 5;

– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;

– решать задачу в два действия.

10

Про козу, козлят и капусту

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

– Определять количество предметов при счёте;

– образовывать число 8;

– составлять и решать выражения с ответом 9;

– решать задачу в два действия;

– находить остаток числа;

– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

11

Про петушка и

жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;

– анализировать данные и отвечать на вопросы;

– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

– работать в группе.

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

– раскладывать число 10 на три слагаемых;

– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

13

Про наливные яблочки

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20.

– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

– находить недостающие данные при решении задач;

– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;

– определять истинность/ложность высказываний.

14.

Про Машу и трёх медведей

Состав чисел 9, 10, 11.

Задачи на нахождение суммы.

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;

– решать задачи на нахождение суммы;

– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;

– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;

– устанавливать закономерности.

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на нахождение части.

Состав числа 12.

– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

– решать задачи на нахождение части числа:

– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;

– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

– находить прямоугольники на рисунке.

16

Про медведя, лису и мишкин мёд

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;

– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;

– читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

За покупками

Цена, товар, спрос.

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;

– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;

– рассуждать об умении экономно тратить деньги.

18

Находчивый Колобок

Деньги, цена, услуги, товар.

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

– определять необходимые продукты и их цены;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– работать в группе.

19

День рождения

Мухи-Цокотухи

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

– Наблюдать над различием цены и стоимости;

– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

– определять стоимость покупки;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– объяснять смысл пословиц.

20

Буратино и карманные деньги

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

– рассуждать о правильности принятого решения;

– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

21

Кот Василий

продаёт молоко

Реклама.

– Наблюдать над понятием «реклама»;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

– делать выбор на основе предложенной информации;

– называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

– Наблюдать над понятием «банк»;

– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;

– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Как мужик и медведь прибыль делили

Мошенник, сделка, доход,

 выручка, прибыль, продажа оптом.

– Наблюдать над понятием «сделка»;

– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

– понимать, почему оптом можно купить дешевле;

– выбирать товары для покупки на определенную сумму;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Как мужик золото менял

Услуга, равноценный обмен, бартер.

– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

– объяснять, что такое бартер;

– формулировать правила обмена;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественнонаучная грамотность»

25

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;

– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;

– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

Воздушный шарик, воздух.

– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

– показывать, что шарик можно наполнять водой;

– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;

– объяснять, почему шарик не тонет в воде;

– рассказывать, в каком случае шарик может летать;

– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнеплоды

Корнеплоды.

– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

– Определять плавучесть металлических предметов;

– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

– объяснять, почему случаются кораблекрушения;

– объяснять, что такое ватерлиния;

– определять направление ветра.

29

Про Снегурочку и превращения воды

Три состояния воды.

– Объяснять, что такое снег и лёд;

– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

– наблюдать над формой и строением снежинок;

– составлять кластер;

– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;

– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

– определять в каком из апельсинов больше сока;

– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

– наблюдать многократность отражений;

– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;

– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;

– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

33

Владимир Сутеев. Яблоко

Яблоко.

– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;

– доказывать, что существует сила притяжения;

– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

– соединять части текста и рисунки;

– называть героев сказки;

– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;

– давать характеристику герою;

определять стоимость части от целого;

– придумывать рекламу-упаковку;

– определять профессию рабочего банка;

– объяснять, чему учит сказка.

Тематическое планирование 2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

1.

Михаил Пришвин. Беличья память

Различия научно-познавательного и художественного текстов.

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

2.

Про беличьи запасы

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

– объяснять графические модели при решении задач;

– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

– строить ломаную линию.

3.

Беличьи

деньги

Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка.

– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

– находить у монеты аверс и реверс;

– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за

погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

– работать с таблицами наблюдений за погодой;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

– работать в парах.

5.

И. Соколов-Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа.

Отличия художественного,

научно-познавательного и газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;

– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;

– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;

– разгадывать ребусы;

– устанавливать логические связи.

6

Медвежье

потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи.

– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

– дополнять недостающие на диаграмме данные;

– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

– решать логические задачи на практическое деление;

– находить периметр треугольника;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

– знать правила использования поврежденных денег;

– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;

– находить необходимую информацию в тексте;

– отвечать на вопросы на основе полученной информации.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

– Проводить несложные опыты с мёдом;

– определять последовательность действий при проведении опытов;

– делать выводы по результатам опытов;

– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

– анализировать данные таблицы;

– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

– иметь представление о лечебных свойствах мёда.

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов.

– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– определять объект на рисунке с помощью подсказки;

– определять последовательность действий, описанных в рассказе;

– различать художественный и научно-познавательный текст;

– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;

– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

– Определять количество часов в сутках;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;

– решать логические задачи по данному условию;

– составлять элементарную диаграмму.

11

Банковская карта

Банковская карта.

– Давать характеристику наличным деньгам;

– рассказывать о дебетовой банковской карте;

– объяснять, что обозначают надписи на карте;

– объяснять, как производить покупку в магазине;

– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

– рассказывать о кредитной банковской карте.

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

– выделять среди овощей корнеплоды;

– проводить опыт по проращиванию моркови;

– определять цвет сока овощей опытным путём;

– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

13

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;

– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;

– объяснять лексическое значение слов и выражений;

– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;

– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

– Определять дату по календарю;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– записывать краткую запись и решение задач;

– решать логические задачи с помощью таблицы;

– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;

– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

15

Безопасность

денег на

банковской карте

Правила безопасности при использовании банковских карт.

– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

– находить необходимую информацию в тексте задания;

 – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы.

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;

– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

17

Обыкновенные

кроты

Содержание научно-познавательного

текста.

– Определять тип текста;

– составлять описание крота на основе прочитанного текста;

– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;

– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;

– объяснять значение слова;

– составлять вопросы по предложенным предложениям;

– находить синонимы к предложенному слову;

– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

– Решать задачи логического характера;

– решать задачи с использованием данных таблицы;

– решать задачи на основе данных диаграммы;

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

– Объяснять, что такое «кредит»;

– определять виды кредитов;

– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

– определять сумму переплаты по кредиту;

– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

20

Корень – часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

– Называть части цветочных растений;

– объяснять, для чего растению корень;

– доказывать, что рост растения начинается с корня;

– называть виды корневых систем;

– называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;

– определение лексического значения слова;

– находить необходимую информацию в тексте;

– находить в тексте предложение по заданному вопросу;

– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;

– определять главную мысль текста;

– определять, чему учит текст;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;

– определять время с помощью скорости и расстояния;

– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;

– отвечать на вопросы на основе полученных данных;

– определять последовательность маршрута на основе схемы;

– записывать слова с помощью кода;

– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

– Давать определение вклада;

– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

– объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

– объяснять, почему яблоко плавает;

– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

– находить на срезе яблока рисунок звезды.

25

Полевой

хомяк

Содержание научно-познавательного

текста.

– Определять вид текста;

– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;

– дополнять описание хомяка на основе рисунка;

– придумывать сравнения;

– составлять вопросы по данным предложениям;

– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;

– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять план при подготовке к сообщению.

26

Про полевого

хомяка

Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

– записывать именованные числа в порядке возрастания;

– строить четырёхугольники по заданному условию.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

– Определять доходы, расходы и прибыль;

– отличать желаемые покупки от необходимых;

– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

– объяснять, что такое дефицит и профицит;

– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;

– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;

– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;

– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;

– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,

текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;

– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;

– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного;

– сравнивать тексты;

– определять сведения, которые удивили;

– составлять речевое высказывание в письменной форме.

30

Бобры-строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

– Иметь представление о диаметре окружности;

– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;

– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;

– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;

– работать с чертежом;

– решать логические задачи.

31

Такие

разные деньги

Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран.

– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;

– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;

– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины

– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

– Называть группы позвоночных животных;

– называть признаки пяти групп позвоночных животных;

– определять название животного по описанию;

– выбирать признаки земноводного животного;

– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;

– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;

– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;

– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча друзей

– Находить необходимую информацию в тексте задания;

– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;

– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;

– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

Тематическое планирование 3 класс

Название раздела

Количество часов

1.

 Читательская грамотность.

8

2.

 Естественнонаучная грамотность.

8

3.

 Финансовая грамотность.

8

4.

 Математическая грамотность.

8

5.

 Проверочные работы.

2

ИТОГО

34 часа

Календарно-тематическое планирование

«Функциональная грамотность»  3 класс.

 

          Дата

 

Кол-во

План

Факт

Тема

 часов

Читательская грамотность.

1

5.09

 

Про дождевого червяка.

1

2

12.09

 

Кальций.

1

3

19.09

 

Сколько весит облако?

1

4

26.09

 

Хлеб, всему голова.

1

5

3.10

 

Про мел.

1

6

17.10

 

Про мыло.

1

7

24.10

 

История свечи.

1

8

31.10

 

Магнит.

          1

Естественнонаучная грамотность.

9

7.11

 

Дождевые черви.

          1            

10

14.11

 

Полезный кальций.

1

11

28.11

 

Про облака.

1

12

5.12

 

Про хлеб и дрожжи.

1

13

12.12

 

Интересное вещество мел.

1

14

19.12

 

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

15

26.12

 

Про свечи.

1

16

9.01

 

Волшебный Магнит.

1

Финансовая грамотность.

17

16.01

 

Что такое «бюджет»?

1

18

23.01

 

Семейный бюджет.

1

19

30.01

 

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

20

6.02

 

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

21

13.02

 

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

22

27.02

 

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

23

6.03

 

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

1

24

13.03

 

Как сэкономить семейные деньги?

1

Математическая грамотность.

25

20.03

 

Расходы и доходы бюджета.

1

26

27.03

 

Планируем семейный бюджет.

          1

27

10.04

 

Подсчитываем семейный доход.

1

28

17.04

 

Пенсии и пособия.

1

29

24.04

 

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

30

15.05

 

Подсчитываем расходы.

          1

31

22.05

 

Расходы на обязательные платежи.

1

32

22.05

 

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

Проверочные работы.

33

29.05

 

Проверь себя.

1

34

29.05

 

Проверь себя.

1

        Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

2

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

2

1

1

2

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

4.

Математическая грамотность

1

2

1

1

2

1

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

Творческие работы

1

1

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

Итого

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5

Старинные женские головные уборы.

1

0,5

0,5

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

0,5

0,5

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

0,5

0,5

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

2

1

1

История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

Какие деньги были раньше в России

1

0,5

0,5

Томат.

1

0,5

0,5

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

Картофель.

1

0,5

0,5

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5

Лук.

1

0,5

0,5

Капуста.

1

0,5

0,5

Горох.

1

0,5

0,5

Грибы.

1

0,5

0,5

Творческая работа.

1

0,5

0,5

Потребительская корзина.

2

1

1

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

Инфляция.

1

0,5

0,5

Распродажи, скидки, бонусы.

2

1

1

Благотворительность.

1

0,5

0,5

Страхование.

1

0,5

0,5

В бассейне.

1

0,5

0,5

Делаем ремонт.

2

1

1

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

Поход в кино.

2

1

1

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

Составляем словарик по финансовой грамотности.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный компьютер. Таблицы.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер, экран, проектор.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/511464-rabochaja-programma-po-vneurochnoj-dejatelnos

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Функциональная грамотность 1-4 класс"

Рабочая программа "Функциональная грамотность 1-4 класс" включает читательскую грамотность, математическую, естественно-научную и финансовую грамотность...

Рабочая программа " Функциональная грамотность" 1-4 кл

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Рабочая программа "Функциональная грамотность", 1 класс

Рабочая программа "Функциональная грамотность", 1 класс...

Рабочая программа "Функциональная грамотность", 4 класс

Программа составлена в соответствии с ФОП НОО...

Рабочая программа "Функциональная грамотность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" предназначена для обучающихся 4 кл...

Рабочая программа "Функциональная грамотность" 1-4 класс

Рабочая программа "Функциональная грамотность" для начальной школы...

Рабочая программа "Функциональная грамотность" 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы. Функциональная грамотность-явление метапредметное, и поэтому она ф...