Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе
презентация к уроку (3 класс)
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.Степень владения навыками необходимыми для формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, определяет понятие «Функциональная грамотность». В презентации представлены педагогические технологии, формы и методы, которые способствуют развитию читательской, математической и естественнонаучной функциональной грамотности у младших школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев
Показатели функциональной грамотности младшего школьника: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно- этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умение прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача : развить ребёнка. развить мышление – из наглядно- действенного перевести его в абстрактно-логическое ; развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение; развить пространственное восприятие; развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику; развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Педагогические технологии проблемно- диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Сущность функциональной грамотности младшего школьника Добываю Применяю Оцениваю Готов к саморазвитию
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»: пробно - поисковые ситуации ; беседы - дискуссии ; сам задай вопрос ; личный пример учителя ; приём устного словесного рисования ; словарно - стилистическая работа ; элементы драматизации.
Методы и приемы для формирования читательской грамотности «Чтение с остановками» «Синквейн» «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать» «Мозговой штурм» «Уголки» «Написание творческих работ» «Создание викторины» «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы»
Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет, который связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Математическая грамотность
Примеры заданий на уроках математики способствующие интеллектуальному развитию ребенка: *решение ребусов; *задания типа «Заполнить пустые места», «Продолжить ряд чисел», *использование на уроке интересных фактов из истории математики, *различные формы работы над задачей: 1. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 2. Решение обратных задач. 3. Решение задач различными способами. 4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др. *решение логических задач.
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой. Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Естественнонаучная грамотность
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. 2. Задания, направленные на применение знаний на практике. 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Виды заданий на уроках окружающего мира
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить: Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Учите детей учиться. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно- следственных связей является обязательным условием развивающего образования. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;научить видеть ...

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе "
Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"...

«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмов формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе
В статье описан опыт использования приёмов и методов формирования математической, читательской, компьютерной, информационной и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе....
