Различные способы повышения эффективности работы по развитию речи глухих младших школьников
материал

 Умение полноценно общаться - одна из главных целей развития глухих  школьников. Основная задача развития речи в начальных классах - научить глухих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_1.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Различные способы повышения эффективности работы 

по развитию речи глухих младших школьников.

     Научить младших школьников с нарушением слуха грамматически правильно  говорить, излагать  собственные мысли в устной и письменной форме  и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в  самом широком понимании, его организации и корректировке.

     Исходя из психологического аспекта, у детей, приходящих в школу все еще преобладает  игровая деятельность. Им нравится играть, нравится все яркое, красочное, необычное.  Чтобы у них не пропал интерес, им нужно постоянно преподносить что-то новое; порой  даже одно и то же слово, словосочетание, фразу нужно давать  им по-разному, и наряду с этим требовать  от  них того же.

     Специальные задания, упражнения и дидактический материал, помогающий более эффективному развитию речи глухих младших школьников.

  1. «Живые картинки».

 Это дидактический  материал в виде картинок, на которых все  лица двигаются, то есть могут перемещаться. Причем движения могут и одним и тем же объектом совершаться разные. Например, такая «живая картинка»:  лес, деревья, кусты. Из-за елки выглядывает волк (1-ое действующее лицо). На поляне зайчик (2-ое действующее лицо). Зайчик может сидеть, бежать, прыгать, спрятаться от волка под кустик. На таких картинках возможны различные комбинации  персонажей, действий, движения их могут  увеличиваться и усложняться. Такой дидактический материал помогает детям расширить свой словарный запас.

  1. «Полузакрытая картинка».

Ученикам дается картинка, которая закрыта, но не полностью, отдельные части предмета (вещи, животного и т.д.) они могут видеть. По наводящим вопросам, которые относятся к видимым частям предмета, ученики должны, в конечном счете, ответить «Кто это?» или «Что это?». Например, дана «Полузакрытая картинка», на которой изображена лиса.  Дети видят отдельные фрагменты: нос, лапы, хвост. Даны вопросы: 1. - Нос какой? (- Нос длинный (острый)); 2. – Лапы какие? (- Лапы мягкие (короткие)); 3. Хвост какой? (- хвост рыжий (длинный, большой); 4. – Кто это?  (- Это лиса). Все ответы на вопросы  учитель записывает на доске. Таким образом,  по отдельным (видимым) фрагментам ученикам удалось определить полное содержание картинки. Чтобы усложнить задачу, можно не давать ученикам готовые вопросы, а предложить им самим поставить их и самим же на них ответить. Также можно предложить детям нарисовать то, что, по их мнению, нарисовано на картинке. Цель «полузакрытой картинки» научить обучающихся задавать вопросы и с их помощью выявить содержание картинки. Словарный запас обогащается новыми прилагательными. Использовать дидактический материал «Живая картинка» и «Полузакрытая картинка» можно и для отгадывания загадок (обычно загадки глухим детям даются с трудом). Так, например, загадка:  «Хвост крючком, нос пятачком» (поросенок) будет легче отгадана, если ребятам в помощь будет предложена «полузакрытая картинка». Или загадка: «По лесочку прыг да скок. Под кусток и молчок» (заяц). Здесь может быть использована «живая картинка» с зайчиком, о котором говорилось выше. Но только зайчика закроем квадратом из бумаги, а движения будем выполнять те же (прыгает, прячется).

  1. Задания на карточках.

Сюда входят задания на  формирование обобщающих понятий, систематизацию, дифференциацию предметов и т.д. Также можно использовать различные игры, шарады, ребусы, кроссворды. Все задания, упражнения, разработанные нами для более эффективного развития разговорной речи,  обладают общими особенностями, а именно:

  •   Все их можно использовать на различных уроках, причем одно упражнение можно применить как на уроке чтения, так, к примеру, и на уроке ознакомления с окружающим миром.
  •   Они обладают достаточной наглядностью, красочны и ярки, что способствует большему интересу со стороны обучающихся.
  •   Все они соответствуют программному материалу, предусмотренному для глухих обучающихся.
  •   Все задания и упражнения используются систематически и при этом постепенно модернизируются, усложняются и совершенствуются.
  1.    Работа с деформированным текстом.

    Этот вид работ по развитию речи является очень продуктивным. Организуется эта работа таким образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по развитию речи. Каждое предложение печатается на полоске бумаги разного цвета.  Затем эти полоски (предложения разрезаются на части из слов) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из отдельных слов  предложения (собирать предложение помогает цвет), ученики из этих предложений выстраивают текст.  Полученные тексты читаются вслух. Затем ученики получают дополнительные задания к тексту: озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имен существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д. Например, при изучении темы «Род имен существительных» можно использовать следующий текст: Наступила зима. Пушистый снег укрыл землю. На окне красивый узор.   Слова первого предложения набираются, например, на бумаге голубого цвета: зима, настала;  второго – на бумаге розового цвета: снег, землю, пушистый, укрыл; третьего – на бумаге желтого цвета: узор, окне, на, красивый. Собрав сначала предложения, а потом и текст, ученики получают задание: «Найдите имена существительные, определите их род».                 Эта работа является дифференцированной. Конверты маркируются по степени сложности. Желтым цветом – низкий уровень сложности (текст из трех предложений), синий – средний уровень (четыре предложения) и красным цветом – высокий уровень (пять предложений). Ученики сами выбирают себе конверты. Такая работа  развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку.

        Для повышения эффективности обучения глухих детей связной речи на уроках развития речи необходимо использовать различные виды предметно-практической деятельности (зарисовку, работу с подвижными фигурками, изготовление из деталей аппликаций и макетов). Серии картинок, аппликации, сделанные школьниками, позволяют им определять содержание будущего высказывания, а на этапе составления рассказа становится картинным планом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей рав...

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников...

Рекомендации учителю для эффективной работы по развитию одаренности у младших школьников.

Качества одаренного ребенка. Условия формирования личностных качеств школьника. Условия развития одаренности. Способы стимуляции творческой активности....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье освещается специфика работы по развитию диалогической речи глухих младших школьников. Отмечены трудности и недостатки вербального общения этих детей. Отражены направления работы над диалогом ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи у младших школьников «Работа с деформированным текстом».

Цель: учить восстанавливать текст в логической последовательности, закреплять представление о способах связи между предложениями в тексте; развивать связную речь учащихся, орфографические умения и нав...