Рекомендации учителю для эффективной работы по развитию одаренности у младших школьников.
учебно-методический материал на тему

Шацкая Ольга Алексеевна

Качества одаренного ребенка. Условия формирования личностных качеств школьника. Условия развития одаренности. Способы стимуляции творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_uchitelyu_dlya_effektivnoy_raboty.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителю для эффективной работы  

по развитию одаренности у младших школьников

  1. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

  1. Подлинный творец – это труженик, который не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями.

  1. В деле воспитания, образования понятие «творчество» связано с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности:

  • ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач и пр.;
  • у многих детей – ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций;
  • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
  • хорошая память, развитые познавательные умения;
  • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

  1. Для формирования личностных качеств школьника  ( креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в разных сферах ) необходима система, в которой выделяются два блока:

  • условия, благоприятствующие реализации педагогики творчества, пути создания таких условий;
  • методическое пособие для  учащихся, в котором разработаны конкретные учебные материалы нестандартного типа, рассчитанные на высокую активность школьника и его самостоятельность. Это пособие должно содержать три раздела:

- первый (подготовительный) подготавливает учеников к творческой деятельности («элементы творчества и исполнительской деятельности»);

- второй (исследовательский) – посильное исследовательское творчество, моделирование и конструирование, составление словарей, алгоритмов и пр.;

- третий – это самораскрытие индивидуальности в игре, в искусстве и т.д.

  1. Условия развития одаренности:

  • свободная атмосфера в школе и классе: без авторитарности, возможность выбора вида деятельности – для учеников, методики, учебника – для учителя;
  • доверие и уважение к ученикам: постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности, помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая;
  • высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, решение творческих задач при изучении разных тем и пр.;
  • внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и пр.), к его способностям;
  • атмосфера общей культуры в школе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся. Учитель достигнет желаемого результата лишь в том случае, если сам он, как личность, не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Творчество детей рождается творчеством учителя.

  1. Для творческого развития необходимо гармоничное сочетание интеллекта и эмоций: разум, окрыленный добрыми чувствами. Нравственное чувство облагораживает ребенка и осмысливает его творчество. Дети, достигающие высокого уровня творческого развития, обычно отличаются повышенной ранимостью, обостренным чувством справедливости. Нередко среди них встречаются  дети застенчивые, даже замкнутые, как бы скрывающие в себе нечто ценное, дорогое. Но и открытость, дружелюбие, доброжелательность также свойственны творческой личности.

  1. Креативность – не только результат, но и одно из условий развития одаренных детей.

  1. С одаренными детьми следует проводить специальную работу, учитывающую их возможности: индивидуальное обучение, олимпиады, конкурсы; применять методы интенсивного обучения, исследовательские, проблемные методики, «полное погружение», «мозговые штурмы», а также разнообразные творческие работы.

  1. Творчество следует развивать на различных занятиях, но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

  1. Собственная активность ребенка – гарантия его успехов. Нет активности – замедляется развитие главных психических функций: мышления, речи, произвольного запоминания. Одаренный ребенок без его собственной развивающей активности никаких успехов не достигнет, поэтому задача учителя – развивать активность ребенка в учении и во внеклассных и внешкольных занятиях.

  1. Основное условие развития творческого мышления – создание благоприятной атмосферы для появления новых идей и мнений. Первая ступень на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, учителю следует относиться с уважением. Попытки детей браться за сложные задачи необходимо всячески поощрять, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

  1. Дети не смогут реализовать свои способности, если не подкрепляется в них настойчивость и упорство. Надо всячески поощрять проявление волевых качеств у ребенка. Стремление доводить начатое дело до конца впоследствии может стать его внутренней потребностью.

  1. Оставляя за собой функцию общего контроля за происходящим в классе, учителю следует давать возможность детям строить творческий процесс самостоятельно. 

  1. Общие способы стимуляции творческой активности:

  • доброжелательность со стороны учителя;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

  1. Для завоевания и удержания внимания учащихся надо подбирать интересный иллюстративный материал, обеспечивать наглядность и использовать игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом.

  1. При разработке курса обучения для одаренных детей необходимо учитывать факторы:

  • потребности и интересы детей;
  • планы родителей в отношении своих детей и степень их участия в обучении;
  • основные теоретические принципы и цели обучения;
  • личные качества, позицию и профессиональный уровень учителя;
  • оформление и оборудование помещения для занятий.

  1. Школьник не должен чувствовать себя постоянно исполнителем чужой воли, т.к. это подавляет творчество. Ученик не должен чувствовать себя «ведомым» в процессе познания. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя «ведущим» в познавательном процессе, хотя бы в малом.

  1. Главными качествами учителя в работе с одаренными детьми должны оставаться компетентность, целеустремленность, искренность.

  1. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество» (А.Энштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников

Предметные олимпиады как один из эффективных методов для развития логического мышления младших школьников...

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения.

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...