Отчёт по самообразованию на тему «Разнообразие форм и методов контроля учебного труда первоклассников»
статья (1 класс)

Стикина Ульяна Николаевна

В работе исследуется система контроля учебной деятельности первоклассников в условиях безотметочного обучения. Предложены конкретные инструменты формирующего оценивания: знаковая символика, "Листы индивидуальных достижений" и "Портфолио ученика". Особое внимание уделено созданию психологически комфортной среды и взаимодействию с родителями через консультации и методические материалы. Практическая реализация подходов показала их эффективность в повышении учебной мотивации и формировании адекватной самооценки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему: «Разнообразие форм и методов контроля учебного труда первоклассников»

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 55 Стикиной Ульяны Николаевны

Контроль учебного труда в первом классе является важной составной частью всего процесса обучения, но имеет свою специфику, обусловленную безотметочной системой и необходимостью сохранения психологического комфорта детей. Современный контроль выполняет множество функций: не только проверяет знания, но и развивает, воспитывает, стимулирует познавательную активность учащихся, помогает диагностировать и корректировать процесс обучения. Разнообразие форм и методов контроля особенно важно в первом классе, так как позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, создать ситуацию успеха и сформировать у него адекватную самооценку.

В процессе контроля важно опираться на нормативную базу:

  • Положения о видах контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый, каждый из которых решает свои задачи в процессе обучения.
  • Учитывать классификации форм контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный, а также самоконтроль.
  • Современные подходы к методам контроля, включающие устный и письменный опрос, практические работы, наблюдение, тестовый контроль.
  • Методические рекомендации по организации безотметочного обучения в 1 классе, представленные в работе, в частности, использование «Листов индивидуальных достижений» и знаковой символики для фиксации результатов.

Затем мною была выдвинута цель и определены задачи самообразования.

Цель работы: исследование форм и методов контроля учебной деятельности первоклассников, направленных на создание условий для их успешной адаптации в образовательной среде и формирование оценочной самостоятельности.

Задачи:

  1. Изучить и систематизировать теоретические основы контроля учебной деятельности в условиях безотметочного обучения.
  2. Проанализировать разнообразные формы, виды и методы контроля учебного труда первоклассников.
  3. Предложить инструменты для фиксации индивидуального прогресса учащихся («Листы достижений», «Портфолио ученика»).
  4. Выявить перспективы мероприятий для обеспечения психолого-педагогической поддержки учащихся и их родителей в период адаптации к школе через прозрачную и понятную систему оценивания.

Наиболее эффективными являются методы оценивания:

1. Формирующее оценивание с помощью знаковой символики:

  • Ученики оценивают свою работу, закрашивая кружок на полях тетради: полностью - без ошибок, наполовину - с недочетами, не закрашен - задание не понято или выполнено неверно.
  • Использование смайликов для отражения эмоционального состояния, а также поговорок и фразеологизмов для оценки старания («Терпение и труд - всё перетрут»).
  • «Волшебная линеечка» Г.А. Цукерман.
  • Цветные индикаторы («светофор»).

2. Использование «Листов индивидуальных достижений»:

  • Ведение индивидуальной таблицы по основным предметам, где усвоение материала фиксируется с помощью условных обозначений («+» - знает прочно, «±» - знает недостаточно уверенно, «–» - материал не усвоен) . Это позволило бы наглядно видеть динамику развития каждого ребенка.

3. Ведение «Портфолио ученика»:

  • Создание папок достижения, где собирались бы лучшие творческие и проверочные работы ребенка. Это помогает ученику видеть свой рост и учиться анализировать собственную деятельность.

Были выдвинуты перспективы проведения мероприятий для родителей:

  • Консультации на темы: «Почему в первом классе нет оценок?», «Как читать «Листы достижений»?», «Как помочь ребенку без стресса адаптироваться к школе?».
  • Папка-передвижка «Правила оценочной безопасности», где были бы размещены рекомендации: «Хвали исполнителя, критикуй исполнение», «Ставь перед ребенком конкретные цели» и др.
  • Разработка буклета «Как оценивать успехи первоклассника?», содержащий советы по поддержке ребенка и развитию у него адекватной самооценки.

Для успешной реализации задач по контролю на практическом опыте были применены:

  • Наборы индивидуальных карточек для текущей проверки знаний.
  • Сигнальные карточки (цветные кружки, веера с цифрами, светофоры) для быстрого фронтального опроса.
  • Дидактические игры с элементами самоконтроля для самостоятельной работы учащихся.
  • Шаблоны для «Листов индивидуальных достижений» по основным учебным предметам.

Внедрение разнообразных форм и методов контроля позволило:

  • Создать в классе благоприятный психологический климат, снизить тревожность учащихся, связанную с проверкой знаний.
  • Повысить учебную мотивацию и познавательную активность первоклассников.
  • Сделать контроль результаты контроля понятными для учеников и их родителей.
  • Начать формирование у детей навыков самоконтроля и адекватной самооценки.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. – Москва : Издатель Рассказов, 2012. – 300 с.
  2. Лобченко, А.В. Организация безотметочного обучения на уроках в начальной школе / А.В. Лобченко, С.А. Рубашенко // Студенческий научный форум - 2020 : XII Международная студенческая научная конференция, [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОС НОО"

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....

Разнообразие форм и методов контроля учебного труда первоклассников.

Вашему вниманию предлагается сообщение,в котором подробно расписаны формы и методы контроля первоклассников....

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"...

Обобщение опыта по теме: «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...

Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»

Отчёт по самообразованию на тему «Проблема адаптации первоклассников к образованию в школе»...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование метода моделирования при решении математических задач в начальной школе".

Использование метода моделирования на уроках является одной из главных составляющих обучения, особенно при решении текстовых задач, так как это основной метод усвоения математических знаний и умений, ...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Разнообразие форм и методов контроля учебного труда первоклассников".

В данном документе рассматриваются различные формы и методы контроля учебного процесса у первоклассников, а также их влияние на эффективность обучения и развитие учащихся. Особое внимание уделяется то...