Обобщение опыта «Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся как средство раскрытия их творческого потенциала»
статья

Васякина Светлана Николаевна

    Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных.  В условиях научно-технического прогресса современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Начальная школа является именно той ступенькой, где закладывается и развивается такое качество личности, как познавательная самостоятельность.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx61.88 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Васякиной  Светланы Николаевны   учителя начальных классов

МАОУ «Курманаевская  СОШ»   Курманаевского района

Оренбургской области

«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся как средство раскрытия их творческого потенциала»

«Человек не может быть свободным, 

если он не самостоятелен» 

( М. Монтессори) 

    Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных.  В условиях научно-технического прогресса современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Начальная школа является именно той ступенькой, где закладывается и развивается такое качество личности, как познавательная самостоятельность.   Тема «Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся как средство раскрытия их творческого потенциала» актуальна по нескольким причинам:

  • Потребность современного общества в творческой, самостоятельной, активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами. Такой человек способен, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.
  • Важность развития творческой познавательной активности в начальной школе. В этот период закладывается фундамент знаний и формируется личность ребёнка. 
  • Необходимость формирования умений оперировать приобретёнными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. 
  • Влияние самостоятельной работы на повышение уровня познавательной самостоятельности и раскрытие творческих способностей учащихся. 
  • Влияние внеурочной деятельности на развитие творческой, разносторонней личности. 

Кроме того, актуальность темы связана с тем, что в основе современных стандартов образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает активизацию познавательной деятельности обучающихся. 

  Цель: Создание условий для осуществления самостоятельного развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности.

  Задачи:
1. Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.
2.Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.
3.Находить нестандартные решения любых  возникающих проблем.
4.Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
5. Формировать навыки самостоятельной учебной деятельности.

      Опыт, который я использую в учебно-воспитательной работе  изучается давно. Многолетний опыт преподавания в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний.   Изучая методическую литературу, работу других  педагогов пришла к выводу, что подлинные знания и навыки приобретаются только в процессе активного овладения учебным материалом.  Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировкам правил, выводов, заданий учебника.     К.Д. Ушинский считал внимание и самостоятельность единственной дверью, через которую впечатления входят в душу ребенка.

   Проанализировав методическую литературу, опыты других педагогов, свою работу, пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучаемым предметам можно только, если накапливать систематически, вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание и любознательность каждого ученика.      

     Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные ученики, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Главной целью активизации является формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельность – одно из свойств развивающейся личности.  Представление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которое играет огромную роль в жизни человека.                                                                                               

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Я, как и любой  современный учитель мечтаю о том, чтобы ребята на уроке работали добровольно, творчески познавали предмет на максимальном уровне успешности для каждого.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учится совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Существует 4 типа самостоятельных работ:

· самостоятельная работа по образцу;

· творческая самостоятельная работа;

· вариативная самостоятельная работа;

· конструктивная самостоятельная работа.

Виды самостоятельных работ:

По дидактическим целям: обучающие, тренировочные, закрепляющие, развивающие, творческие, контролирующие.

По уровню самостоятельности: репродуктивные, эвристические, исследовательские, реконструктивно-вариативные.

По степени индивидуальности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

По источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов и рефератов.

По форме выполнения: устные, письменные, тесты.

По месту выполнения: классные, домашние.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

В учебной работе по каждому предмету важна самостоятельность; если ученик не умеет самостоятельно работать, то ему трудно учиться.

Самостоятельная работа на уроках чтения.

Известно, что успехи ученика в чтении оказывают большое  влияние на успехи по всем учебным предметам, в частности и таких, как математика, окружающий мир, русский язык, где чтение - важнейшее средство в достижении специальных знаний, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения, умения работать с текстом произведения.

Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, то перед чтением даю учащимся конкретное задание, использую такие виды работы:

1. Чтение учащимися самостоятельно.

2. Выборочное чтение к иллюстрации в учебнике.

3. Выборочное чтение по вопросам.

4. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.

5. Чтение описания чего- либо (природы).

6. Чтение характеристики героев.

7. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.

8. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.

2. Творческие самостоятельные работы.

1. Составить окончание к тексту.

2. Составить план текста.

3. Разделить текст на части и озаглавить их.

4. Сочинить загадки, скороговорки, сказки (Обобщающие уроки)

Приведенные выше виды самостоятельной работы и задания к их выполнению помогают учащимся лучше читать, понимать прочитанное, выделять в тексте главное, обогащают и развивают речь учащихся. Считаю, что самостоятельная работа с книгой должна быть систематической и постоянной. 

На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы. Вот некоторые виды работ.

Словарные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используются для закрепления и повторения орфограмм.

Выборочные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.

Например, при изучении какой – либо части речи читаю текст, даю задание: выписать только имена существительные, прилагательные, глаголы.

Распределительные диктанты.

Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в две колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с ь как разделительными и ь как показателем мягкости, глаголы I и II спряжения, безударная гласная, не проверяемая ударением и безударная гласная проверяемая ударением и т.д.

Восстановительные диктанты.

Например, даю текст. Дети записывают его под диктовку, восстанавливая по смыслу слова, выраженные прилагательными. Или дописать в предложение с однородными членами слово, выраженное либо существительным, либо прилагательным, либо глаголом.

Объяснительные диктанты – вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Например, выполняя работу по учебнику, дети объясняют устно и письменно (графически) нужную орфограмму.

Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель даёт на доске нужные для данного случая слова или серию картинок. Дети составляют предложения, объединённые одной темой. Например, слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо и. т. д. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубы и шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду.

Картинный диктант

Например, вывешиваю сюжетную картинку, а дети выписывают слова по заданной теме. Можно провести в виде игры «Кто больше запишет слов?»

Предметный диктант

Цель диктанта - «разбудить» умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу в начале урока. На его выполнение около пяти минут. Один пишет «по секрету» (на скрытой части доски), другие на листочках или в тетрадях.

Например, тема «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».

  1. Запишите слово по транскрипции [салав,и]
  2. Разбери по составу слово листья
  3. Подбери однокоренное существительное к слову здоровый
  4. Придумай слово к схеме ¬ъ
  5. Вставь нужную букву с…ел, в…юга

Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего контроля знаний учащихся. Ученик пробует силы в самостоятельном решении какой-то задачи, применяет правила, которые он знает. Учитель видит, что не усвоено классом или отдельными учениками.

Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой компетентной личности ребёнка. Типы текста-повествование, описание, рассуждение. В современной школе наиболее лёгким считается повествование, затем описание и рассуждение, поэтому с повествования начинается обучение сочинению и изложению в начальных классах, со 2 класса вводятся элементы описания, с 3 класса – рассуждения.

Сочинения – описания. Опирается на выделение сходств и различий между предметами. Например, «Зимний вечер», «Весенний лес», «В деревне», «Море».

Карточки позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.

Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.

Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и т. д. Дети часто не любят выполнять эту работу. С 3  класса я провожу работу по памятке. На полях пишу номер орфограммы.

Работа со словарём.

Эта работа повышает уровень самостоятельности, обеспечивает доброкачественным языковым материалом. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг, а также при слушании радио и просмотре телепередач.

В мире интересного. Это могут быть интересные сведения о происхождении имён, заимствованных слов, крылатых выражений.

Здесь же сочинение разных историй и сказок с фразеологизмами. Придумывание картинки к фразеологизмам. Эта работа позволяет мыслить творчески.

Например, «Жил – был мужичок. Он был гол, как сокол, потому что всю жизнь бил баклуши и работал спустя рукава. Было у него семь пятниц на неделе. Жалел он сам себя и лил крокодиловы слёзы, что зарыл он свой талант в землю. Да ещё соседи ему косточки перемывали. Решил он уйти из своей деревни далеко-далеко, хоть к чёрту на кулички. Решился на это с грехом пополам. Ушёл и ни слуху о нём и ни духу. Все забыли про него и имя его кануло в вечность».

Составление ребусов и кроссвордов.

Это задание творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его ребятам для разгадывания.

Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. Используется при обучении техники письма и каллиграфии; при обучении орфографии – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два вида списывания: списывание несложное (с готового текста) и списывание осложнённое, т.е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые орфограммы; списать и вставить пропущенные буквы; списать и изменить текст – изменить время глаголов, число имён существительных и т. д.

Творческое списывание

Обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи.

Например, даётся текст: Кончилась … ночь. Занимается над лесом … заря. Над … полянами стелется … туман. … роса покрыла листву на деревьях.

Таким образом, данные виды работ благотворно влияют на общий уровень культуры учащихся, их коммуникативные компетенции и повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

Виды самостоятельной работы на уроках математики

     Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся

Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его.

   Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ   ученики формулируют условия задач, определяют условия задач, определяют данные и искомое, а затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией.

Работы реконструктивно – вариативного характера требуют от учащихся различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым углубляются, их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний

Введение нового материала может проводиться на разных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса.

Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

Работы реконструктивно – вариативного характера.

Здесь учащиеся должны видеть и применять опорные знания и умения. А для этого необходима система подготовительных знаний. Только система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида.

Например, надо ввести вычислительный прием вида 30-6. Мы будем исходить из той подготовки, которая нами представлена в пункте 1. Тогда вопросы и задания на этапе изучения будут следующие:

Посмотрите внимательно на только что решенные нами примеры. Нет ли среди них тех, которые помогут решить данный?

Детям дается время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно записать пример с подробным объяснением, используя опорные слова памятки, устно проговорить алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера с использованием тех же опорных слов.

Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать уч-ся какой-нибудь вспомогательный материал.

В работе исследовательского характера учащимся надо самим разрешить проблему, составить алгоритмы решения, сделать обобщения. Организовать работу данного вида можно только в сильном классе, где у учащихся сформированы умения, необходимые для исследования. Большую роль здесь играет и система подготовительных упражнений.

Мы рассмотрели 4 вида самостоятельных работ, которые можно проводить с целью изучения новых знаний. Эти работы могут проводиться только в указанной последовательности, так как в содержании происходит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности в мышлении учащихся. Самый высокий уровень познавательной активности проявляется в работах исследовательского характера.

Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся

Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

Например, для работы воспроизводящего характера можно предложить задания:

  1. Реши примеры по образцу.
  2. Реши задачу, подобно той, которую разобрали устно.
  3. Начерти такой же отрезок и т. д.

Для работ конструктивно- вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные связи, и задания творческого характера.

Например:

1.Используя первый пример, составь второй на вычисления:

              (20+10)-6            (40+10)-7

2.Придумай задачу, которая решалась бы так: 30*6.

Самостоятельные работы с целью   проверки знаний и умений учащихся

Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений уч-ся. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

Виды самостоятельной работы на уроках окружающего мира

На уроках окружающего мира я использую следующие виды самостоятельной деятельности:

  • практические работы с природным и другим раздаточным материалом проведение опытов
  • практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой)
  • моделирование (при изучении экологических связей)
  • решение задач
  • выполнение творческих работ учащимися
  • упражнения (практические действия)
  • зарисовки
  • вычерчивание плана
  • составление схем
  • работа с учебником
  • работа на пришкольном участке
  • инсценировки
  • драматизация
  • самонаблюдение
  • создание и решение различных ситуативных задач

Я назвала основные виды самостоятельных работ, которые я использую на уроках. Они могут повышать активность учащихся на различных этапах урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению новыми знаниями.

Все это способствует появлению устойчивого интереса к урокам, тем самым повышая их эффективность. Применение самостоятельной работы, как метода обучения поможет сделать процесс обучения увлекательным и понятным.

Результативность опыта

    Работа по проблеме ««Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся как средство раскрытия их творческого потенциала» дает определенные позитивные результаты.

    В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика:

  В результате работы по развитию познавательных способностей учащихся, можно сделать вывод:

- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку;

- умеют четко и ясно излагать свои мысли;

- стали активнее и самостоятельнее;

- не боятся высказать свою точку зрения;

- лучше обосновывают свои ответы;

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома).

Развитие познавательных и творческих способностей, помогает мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

Познавательность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Таким образом, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться на второй ступени образования.

Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А так же фиксация наблюдений, изучение фактов, жизненных событий, всяческое поощрение и поддержка самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Развитие внимания и мышления учащихся младших классов

Развитие произвольного внимания и логического мышления способствует положительной тенденции изменения познавательных процессов, как одного из факторов, способствующих повышению эффективности учебной д...

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Обобщение опыта развития мыслительных операций у учащихся 2 класса в процессе обучения решению задач по программе Аргинской И.И. (система Занкова Л.В.)

В данной работе отражен практический опыт по решению задач во втором классе по программе Аргинской И.И....

«Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно – ориентированные технологии, арт – технологии и ИКТ»

"Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка через компетентностно - ориентированные технологии, арт - технологии и ИКТ"...

Обобщение опыта работы: "Организация учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ" .

Основная идея опыта связана с организацией учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ. Этому способствуют новые условия образовательной деятельности и оснащение ...

"Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся"

Формирование внутренней мотивации к учению — ключевая задача для педагогов и родителей. Часто дети не хотят учиться не из-за лени, а из-за отсутствия интереса и потребности в знаниях. Этот ...