Учебное занятие "Палиндромы"
методическая разработка (3 класс) по теме

Гетто Светлана Петровна

Предлагаю Вам занятие для учащихся 3-4-х классов. На этом занятии дети развивают свои познавательные интересы, расширяют кругозор, учатся размышлять, исследовать, общаться  друг с другом, делать выводы. Это занятие можно провести в конце четверти, года, как открытое мероприятие для родителей и коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Palindromy.doc44.5 КБ
Package icon Palindromy.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:     Палиндромы

Цели занятия:   - познакомить детей с новым понятием – палиндромы

                           - развивать умения детей общаться друг с другом, работать в парах, в группах

                           - развивать познавательные способности учащихся

     

      1. Орг. момент.

-Не все любят математику, есть такие, у которых нелады с грамотностью. Но фокусы и приключения со словами и числами, думаю, всякому интересны. Сегодня мы с вами будет исследователями, учеными, даже философами.

2. Разминка.

Разгадать слова (слайд с кроссвордом, далее слова – отгадки)

- Из соломы и из веток

  На полянке дом лесной.

  От дождя укроет летом,

  Даст прохладу тебе в зной.        (шалаш)

- Соотнесите две картинки и назовите слово (повар, корабль = кок)

- Доскажите словечко.

  На диете мы сидим,

  Ничего мы не едим.

  Мы три дня совсем не ели

  И плетемся …                    (еле-еле)

- Как называли глаз в древности? (око)

- Получите слово из ребуса (потоп)

Вывод. Обратите внимание на эти слова. Они необычны. Может, вы заметили, чем?

Да, они читаются как слева направо, так и справа налево. Такие слова называются перевёртышами или палиндромами.

Справка из словаря: палиндром (от греческого палиндромео – бегу назад) – слова, фразы или стихи, одинаково читающиеся слева направо и справа налево.

Какие слова – палиндромы вы знаете? (Анна, заказ, Алла…)

3. Практическое занятие.

- Я думаю, многим из вас известно, что существуют целые фразы – палиндромы. Например, одна из таких фраз звучит в известной сказке А. Толстого «Приключения Буратино»:

А роза упала на лапу Азора.

- Может, кто-то знает другие палиндромы?

Я предлагаю вам сейчас составить некоторые из них. Помните правило: вторая часть палиндрома – это прочитанная наоборот первая часть (работа со слайдами)

               Голод       долог.

              Тонет       енот.

             Дорога з   а город.

- Как вы думаете, много ли таких фраз в русском языке?

  На самом деле, очень много. Некоторые из  них вы составите самостоятельно, работая в парах и помогая друг другу (на полосках бумаги написана первая часть палиндрома, дети дописывают вторую часть. Палиндромы вывешиваются на доске, прочитываются, обсуждаются)

           Огонь – лоб           больного.

           Нажал кабан       на баклажан.

          Ася, молоко           около мяса.

         Я не мил, и не ж   енили меня.

         А ремень –            не мера.

4.  Наблюдение за числами.

- А сейчас я вам предлагаю вернуться к нашим словам – палиндромам. Давайте закодируем их с помощью цифр. Гласные – цифрой 1, согласные – цифрой 2.

   21212 (шалаш), 212 (кок), 121121 (еле-еле), 121 (око), 21212 (потоп).

- Прочитайте эти числа. Что вы можете о них сказать?

Вывод: в математике есть тоже палиндромы.

- Приведите примеры чисел-палиндромов.

- Палиндромические числа давно заинтересовали ученых – математиков. Эти числа не просто красивы, но ещё и обладают рядом замечательных свойств.

Вот одно из них.

Например, возьмем число 38. Запишем его в обратном порядке 83. А теперь попробуем их сложить.

38 + 83 = 121 – палиндром.

Случайно ли это? Попробуем еще.

58 + 85 = 143 – не палиндром, продолжим: 143 + 341 = 484 – палиндром.

Вывод: Если к числу прибавлять число, записанное в обратном порядке, то в конце концов получится палиндром. Некоторые числа – палиндромы получаются после нескольких сотен шагов!

5. Практическое задание.

- Получите число – палиндром, и скажите, на каком шагу вы его получили?

   67 + 76 = 143   143 + 341 = 484                       57 + 75 = 132     132  + 231 = 363

   538 + 835 = 1373       1373 + 3731 = 5104      5104 + 4015 = 9119

   48 + 84 = 132    132 + 231 = 363                       92 + 29 = 131                     43 + 34 = 77

6. Физ. минутка. Слайды с животными. Изобразить под музыку.

7. Живые палиндромы.

- Природа слов… Природа чисел… Природа окружающего нас мира… Какие загадки скрывает она от нас?

Царствуют на нашей планете четыре стихии: земля, воздух, огонь и вода. В каких стихиях обитают те животные, которых вы сейчас изображали?

- А что за животное и в какой стихии оно обитает, вы узнаете причитав небольшие тексты (работа в группах. Дети читают тексты, обсуждают, приходят к выводу)

            Это животное обитает в бассейне реки Конго. Длина его тела до 10 см,  покрыто прочной  

            кожей.  Цвет -  от зелёного до кофейного с тёмными разводами. Могут надолго зависать вверх

            брюшком   под листьями.  

           

           Эти животные обитают в тропической Африке. Спокойные, мирные, они любят движение воды.    

          Днём чаще прячутся в  укрытиях, более активными становятся с наступлением сумерек.  

          Плавают почти всегда кверху брюхом.  

     Эти животные населяют тропическую Африку. Их размер достигает  7-10 см. Плавники    

     бесцветные, с коричневыми пятнышками. На спине треугольный плавник. Во многих странах их

     разводят в аквариумах. При ловле корма у поверхности, отдыхе или бегстве плывут брюшком  

           вверх.

          Это рыбка, сомик – синодонтис. Но ещё его называют сомик – перевёртыш. Почему?

          Ученые – биологи в шутку называют его сомик – палиндром. Природный палиндром.

8. Работа с текстом.

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в философов. Прочтите очень поучительные истории – притчи. Найдите в них главную мысль. Обратите внимание на ключевые слова в этих рассказах (самостоятельная работа)

  Один бизнесмен много работал и накопил состояние в три миллиона долларов. Он решил, что возьмет     себе год отдыха от работы и поживет спокойно в кругу своей семьи и родных. Но не успел он принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти.
   Бизнесмен решил любым способом уговорить Ангела Смерти, чтобы тот продал ему немного времени. Но Ангел Смерти не соглашался.
   Тогда богач сделал Ангелу предложение:
   — Дай мне еще три дня жизни, и я отдам тебе один миллион долларов.
   Ангел отказался.
   — Хорошо, оставь мне еще два дня жизни, и я отдам тебе  два миллиона  долларов.
   Ангел снова отказался.
   — Дай мне всего один день, чтобы еще раз полюбоваться красотой этой земли и провести немного времени с семьей, и я отдам тебе всё, что имею. Три миллиона долларов.
   Но Ангел был неумолим.
   Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку.

   Ангел согласился.
   
«Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни, — писал он, - я не смог купить даже часа жизни за три миллиона долларов».

Жил-был один мудрый правитель. Однажды, решив порадовать своих подданных, привез он из дальней страны солнечные часы и установил на главной площади города. Этот подарок изменил жизнь людей в государстве, благодаря солнечным часам её жители научились распределять и ценить свое время, стали точными и аккуратными. Через некоторое время все разбогатели и зажили счастливо.

Когда правитель умер, жители стали думать, как же отблагодарить его за то, что он для них сделал. А поскольку именно солнечные часы были символом успеха, то они решили построить вокруг часов огромный храм с золотыми куполами.

  Но после того, как храм был построен, солнечные лучи не стали попадать на часы, и тень, указывающая время, исчезла. Люди перестали следить за временем, порядок в стране постепенно разрушился, и она распалась.

Поток воды, родившийся далеко в горах, преодолел все преграды на своем пути и достиг, наконец, песков пустыни. Точно так же, как он преодолел пороги и водопады, Поток попытался преодолеть и это препятствие. Но обнаружил, что его воды исчезают, песок молча поглощает их.
   Однако, он был убежден, что его назначение - пересечь пустыню, за которой были видны высокие горы, покрытые снегами. " Что же делать?"
   В этот момент голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: " Ты не сможешь пересечь пустыню.
Песок уничтожит тебя. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото».
«Что же делать? Как преодолеть преграду?» - воскликнул Поток.  «Отдайся на волю ветра, он перенесет тебя!»  « Но в таком случае я потеряю свою свободу! Я прорвусь сквозь пески!» - воскликнул Поток.  
Прошло время. Упрямого водного потока уж нет давно. И только величественные бессмертные барханы, подобно волнам песчаного моря, меняются и движутся под действием ветра.

- Какова главная мысль текста? Чему учит каждая притча? Какие слова повторялись в каждом тексте?

                                  Часы       время        песок        вода         ценность

- Какой предмет – палиндром, сделанный руками человека, содержит в себе эти понятия?

  Песочные часы

9. Итоги урока.

- Наше занятие подходит к концу. Мы увидели сегодня, как гармоничен мир, как всё в мире       взаимосвязано. Человек, изучая мир, становится умным, грамотным и всесторонне развитым. И он сможет сделать этот мир ещё ярче, лучше и гармоничнее.

 



Подписи к слайдам:


0

мир

время

777

100

солнце

545

земля

_

Ш

А

Л

А

Ш

__

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

К

__

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

К

Е

Л

Е

-

Е

Л

Е

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

К

Е

Л

Е

-

Е

Л

Е

О

К

О

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

К

Е

Л

Е

-

Е

Л

Е

О

К

О

П

О

Т

О

П




Палиндром

- (от греческого

palindromeo - бегу назад)

- слово, фраза или стих,

одинаково читающиеся

слева направо и справа

налево.

А роза упала на лапу Азора

Голод _________

Тонет ______




Дорога з_ ______

Голод долог.

Тонет ______




Дорога з_ ______

Голод долог.

Тонет енот.




Дорога з_ ______

Голод долог.

Тонет енот.




Дорога за город.

Ш

А

Л

А

Ш

К

О

К

Е

Л

Е

-

Е

Л

Е

О

К

О

П

О

Т

О

П

989

1001 1221

78087

555 303

340043

СОМИК – СИНОДОНТИС

СОМИК - ПЕРЕВЁРТЫШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...