Использование ИКТ - веление времени
методическая разработка по теме

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon xxi_vek.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ – веление времени

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Активно осваивать и внедрять в образовательный процесс начальной школы ИКТ начала с 2006г. В своей педагогической деятельности выделяю шесть направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий. Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате: составление календарно-тематического планирования по всем  предметам начального обучения, создание методических копилок: «Работа с родителями», «Воспитательная работа», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Разработка педагогического лектория для родителей 1-4 классы»,  «Мониторинг по русскому языку 1-4 классы»,  «Мониторинг по математике 1-4 классы», «Работа с одаренными детьми», «Минутки нравственности на этические темы», «Разработки классных часов для учащихся начальной школы», «Копилка уроков – презентаций по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему     миру».    Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Для улучшения качества образования и результативности обучения  провожу мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся, используя рекомендации авторов программы «Начальная школа XXI века» Мониторинг дает важную информацию учителю, родителям  о месте учащегося в соответствующей возрастной группе с точки зрения уровня его подготовки по  определенной дисциплине. Результаты выполнения учащимися контрольных работ, диагностических обследований, представленные в электронном приложении,  позволяют мне и родителям увидеть наглядно итоги усвоения программного материала по каждому предмету, по каждому ученику в отдельности и по классу в целом, что позволяет проводить системный анализ качества обучения учащихся. Такое представление позволяет сделать обучение открытым и доступным для всех участников образовательного процесса. Это второе направление моей деятельности. Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения электронных наглядных пособий, в частности: диски из серии «Семейный наставник», «Демонстрационный материал по математике, русскому языку», «Детская медиаэнциклопедия Кирилла и Мефодия», «Мир информатики», «Система скорочтения» и др. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным,  помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Включение учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ – является четвертым направлением. В рамках изучения курса информатики Горячева  предусмотрено создание проектов практически к любой теме. Мои ученики создали следующие: «Лента времени моей семьи», «Военные дороги моего прадедушки», «Почему водоемы Кузбасса так называются»,     Все работы представлены на городской научно-практической конференции. Считаю, что проектный метод способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Пятое, и весьма обширное, направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – дистанционное образование учащихся начальных классов. Для себя выделила возможные направления использования дистанционного образования на начальной ступени обучения: работа с одаренными детьми, часто болеющими детьми, а также системы факультативов для всех учащихся.Хочу отметить высокую мотивирующую эффективность проведенной  работы: только за первое полугодие 4 класса определился победитель в математической олимпиаде «Сократ», активное участие в VIII Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудит планеты», Мир конкурсов «Приключение Незнайки»

Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление (шестое) использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности. Представление моего педагогического опыта по использованию ИКТ в областном конкурсе в 2009 году«ИТ-педагог Кузбасса XXI века» отмечено сертификатом участия. Система работы с применением ИКТ нашла свое отражение в городских конкурсах «Учитель года-2007», «5У», аналитической справке Федерального конкурса «100 лучших учителей России» победителем которого я являюсь. Неограниченны возможности внедрения ИКТ в практическую деятельность: ведение электронного классного журнала помогает оптимизировать взаимодействие с родителями через сервисы, предоставляемые этим порталом, создание электронного Портфолио для учителя и ученика. Ведь учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ - веление времени

В статье говорится о необходимости применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий, освещен опыт по шести направлениям использования ИКТ:-ведение...

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть

Конспект урока  математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...

Оптимизация учебного процесса и рационализация использования рабочего времени на уроках русского языка.

Материал содержит рекомендации по планированию и распределению рабочего времени на уроках. Предназначен в помощь начинающему учителю....

Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов

Урок английского языка с использованием ЭИ в дидактической системе деятельностного подхода "Глагол to be в настоящем времени"для 2 классов рассчитан на детей изучающих английский язык со второго класс...