Творческий отчет "Апробация УМК "Перспективная начальная школа"
материал по теме

Просандеева Елена Викторовна

Четыре года работала по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". В своем отчете я рассказа о формах. методах работы по этому УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              «Постоянно искать новое,

 чтобы быть в состоянии учить

                                                                              и воспитывать других…»

А.С. Макаренко

        Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника. Я – счастливый человек, прежде всего потому, что я нашла свое призвание в жизни, признание учителя. Именно со школой я связываю свои честолюбивые мечты. Я считаю, что школа меня ждет, встречает с распростертыми объятиями, у школы есть достоинство – дети. Я считаю школу делом своей жизни.

        В МОУ СОШ № 3 х. Киреевка работаю с 1990 года учителем начальных классов.

        Когда педагог горит, тогда зажигаются и его ученики, поэтому в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным. Поэтому я в поиске новых, эффективных форм и методов обучения.

        Приветствую инновации.  Второй год разрабатываю и апробирую образовательные технологии учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие личностной свободы учащихся, которые предполагают адаптацию и преемственность идей на всех этапах обучения, работая по новому УМК «Перспективная начальная школа».  УМК «Перспективная начальная школа» создан на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребенка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающим.

        Главной особенностью «Перспективной начальной школы» является то, что данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. При разработке учебного материала учитываются такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребенок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами – но комплект помогает решать эту задачу); особенности восприятия школьника.

        В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей  образовательной области  словари; дает каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

        УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.

        Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Маша и Миша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними, а значит, и получать знания.  В оформлении учебников применен принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

        Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. В комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» и клуба «Мы и окружающий мир».

        УМК «Перспективная начальная школа» подготовлен с учетом всех требований к ребенку XXI века. Здесь применен очень интересный подход к подаче материала, более интересны для младшего школьника раскрыты темы занятий. Очень много креативного материала, подталкивающего детей к творчеству. В данном комплекте ставятся задачи раскрытия способностей человека, удовлетворения его разнообразных образовательных способностей, гармонизации отношений личности общества, окружающей среды, а также формирования у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.

        На протяжении двух лет разрабатываю и апробирую образовательные технологии организации учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие личностной свободы учащихся, которые предполагают адаптацию и приемственность основных идей на всех этапах обучения.

        В ходе наблюдений и исследований установила, что полноценное развитие личностной свободы школьника обеспечивается за счет освоения качественно нового типа содержания образования: опыта свободной деятельности учащихся. Организация свободной деятельности решает противоречие, возникающее в системе традиционного обучения: между необходимостью жесткой регламентации деятельности на уроке и необходимостью формировать свободную личность ученика.

        В ходе инновационного поиска установила, что освоение школьниками опыта свободной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух различных организационных форм:

а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются (происходит перераспределение функций между урочной формой и свободной работой);

б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.

        Во время свободной работы учебные предметы выступают не как средства формирования предметных знаний, а как средства личностного развития учащихся. Цель этой работы состоит не в выполнении учебных заданий, а в формировании умений приобретать знания, понимать свои возможности, интересы через осмысление материала, определять цели собственного саморазвития.

        При организации учебной деятельности использую индивидуальные и коллективные формы работы с применением упражнений – комплексов интеллектуального содержания, игровой методики, собственные находки. Люблю нестандартные формы уроков: уроки-викторины, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-практикумы, уроки-сказки, интегрированные уроки. Широко использую разноуровневый, дидактический материал для индивидуальной работы с детьми, развиваю творческие способности учащихся, их самостоятельность.

        Мажорный тон уроков – характерная черта моей работы. Уроки для меня и мох учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема. Буквы С, с. Звуки [c], [с].

Цели урока:

 

  1. Познакомить учеников с согласными звуками [с], [с], буквой С, с.

  1. Формировать умение выделять звук [с];

  1. Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; речь обучающихся; прививать интерес к чтению, расширять их кругозор.

Оборудование:

Учебник «Азбука» (авт. Агаркова Н.Г., Агарков    Ю.А.;

демонстрационная касса букв;

схемы;

картинки, содержащие изображение буквы с;  индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

Назовите и покажите буквы, которые мы изучили. (Дети хором называют буквы, а один ученик их показывает по таблице).

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками из азбуки.

А сейчас я предлагаю вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают … (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) После твердых согласных пишутся гласные …(а, о, у, ы).

3) После мягких согласных пишутся гласные … (е, ё, и, я, ю).

- Как отличить согласный звук от гласного?

                Дети отвечают. Ученик читает стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

        А согласные согласны

        Шелестеть, шептать, скрипеть,

        Даже фыркать и шипеть,

        Но не хочется им петь.

С-с-с…- змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш…- шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж…- шмели в саду жужжат.

Р-р-р…- моторы тарахтят.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Отгадайте загадки:

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

Дети. Санки.

Учитель.          В дом чужого не пущу,

                        Без хозяина грущу.

Дети. Собака.

Учитель.        Спереди – пятачок,

                        Сзади крючок.

Посредине спинка,

                        А на ней щетинка.

Дети. Свинья.

Учитель.        Ну-ка, кто из вас ответит:

                        Не огонь, а больно жжет,

                        Не фонарь, а ярко светит,

                        И не пекарь, а печет?

Дети. Солнце.

Учитель.        Что за птица:

                        Песен не поет.

                        Гнезда не вьет,

                        Людей и груз везет?

Дети. Самолет.

Учитель.  Чем эти слова похожи?

Дети. Они начинаются с одного звука – [c].

Учитель. Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке.

 

  1. Работа над темой.

Учитель. Произнесите еще раз слова-отгадки, выделяя голосом только первый звук.

Дети. С-с-санки, с-с-собака, с-с-свинья, с-с-солнце, с-с-самолет.

Учитель. Какой звук мы выделили?

Дети. Звук [с].

Учитель. Какой он?

Дети. Согласный.

Учитель. Откройте учебник «Азбука» на стр. 56. И рассмотрите картинки.

(Дети рассматривают картинки, выделяют звуки [с], [с] из слов лось и нос.

    [л] [о] [с]       [н] [о] [с]

Звуко-буквенный анализ слов: соты, сито, рысь.

  1. Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Подтянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Руки, ноги разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим, вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идет.

(Дети садятся за парты.) 

 

Учитель.  Дети, а на что похожа буква С?

Полумесяц в небе темном                                Шел конь подковами звеня.

Буквой С повис над домом.                             Как буква С следы коня.

Села мышка в уголок,                                  

Съела бублика кусок.

(Учитель вывешивает рисунки,  содержащие  изображением буквы С.)

Конструирование буквы С: элементы строчной буквы № 20; элементы прописной буквы № 16.

  1. Работа с книгой.

Чтение слогов стр. 56 хором.

- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласного звука: са, со, сы, су.

- Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласного звука: ся, се, сю, си, сё.

Прочитайте слоги с гласными в начале: ас, ос, ус, эс, ыс, ис.

  1. Работа с индивидуальными таблицами.

Учитель.  Игра «Лабиринт».

Закрасьте разными карандашами цепочки найденных слов (сколько слов, столько и цветных дорожек – «выходов» из лабиринта.

НА

СИ

С

О

 

СО

СЫ

НИ

СА

                

НА

СО

НА

     

                                                                                                                                     

 

Слова: Насос, сосна, оса, сани.

СО

О

НА

С

        С        

        

НА

        

СО

        

С

        

СИ

НА

        

Слова: Сосна, насос, осина.

НА

О

СО

СА

СА

АН

НИ

НА

СЫ

НА

С

СИ

        

Слова: Осы, сани, Анна, сосна, насос.

Учитель.   Какие слова повторяются в каждой карточке?

Дети. Сосна, насос.

Учитель. Кто может объяснить значение этих слов?

Дети. Сосна – это хвойное дерево.

           Насос – это помпа, устройство для выкачки воды.

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся помашем

Крылья сложим назад.

  1. Работа с учебником.

  1.  Работа над группой слов со звуком с  стр. 57.

- Чтение «жужжанием».

  1.  Работа над стихотворением стихотворения стр. 57.

- Чтение учителем.

- Чтение хором за «диктором».

- Найдите слова с буквой с в стихотворении.

  1. Работа над текстом «Россия»  стр. 57.

- Чтение текста учителем.

- Беседа по содержанию.

  1. Итог урока.

Учитель. Предлагаю игру «Любопытный»

Ответ  на вопрос должен начинаться с буквы с.

Учитель.  Какие вы знаете имена на букву С ?

Дети. Света, Саша, Сергей, Семен.

Учитель. Какие вы знаете животные на букву с ?

Дети. Собака, слон, суслик, соловей.

Учитель. Что говорит мама, когда ты ложишься спать?

Дети. Спокойной ночи.

Учитель. Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет?

Дети. Соску.

Учитель. Какое волшебное слово на букву с вы знаете?

Дети. Спасибо.

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Поиграем. Лесные новости.

Цели:

  1. познакомить учащихся, как дикие животные готовятся к зиме;

  1. воспитывать интерес и любовь к животным, уважительное и бережное отношение к природе;

  1. способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи.

Оборудование:

предметные картинки (животные), телевизор, видеофильм, таблички (кто как зимует) для игры.

Ход урока.

  1. Организация класса. Психологическая поддержка.

Учащиеся садятся в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

        Учащиеся рассаживаются по местам. Парты расставлены полукругом.

  1. Сообщение темы урока.

Трещала с самого утра:

Пор-р–р–ра! Пор–р–р–ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока).

        

На доске появляется изображение сороки.

_ Что вы знаете об этой птице?

        Сегодня с самого утра сорока трещала о том, что осень заканчивается, наступает зима и пора проверить свои кладовые. Лесные жители услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На нем и мы побываем и узнаем, как жители леса готовятся к зиме.

На доске таблички:

Лесные  новости

 Кто как к зиме готовится?

 

- Итак, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.

Подготовленный ученик читает:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Речевая разминка.

- Угадайте, кто придет на лесное собрание?

Пышный хвост торчит с верхушки.                                                        

Что за странная зверюшка?                                        

Щелкает орехи мелко,                                              

Ну, конечно, это … (белка).

               

                                                Кто зимой холодной

                                       В лесу бродит злой, голодный?  (Волк)

                                                                                                                               

                                                                       

Недотрога, весь в иголках.

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери.   (Ёж)

               

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки.  (Заяц)

     

                                   Хозяин лесной

                                Просыпается весной,

                                А зимой под вьюжный вой

                                 Спит в избушке снеговой.  (Медведь)

 

                                                                     

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый …  ( воробей).

                     

Водяные мастера

                                                Строят дом без топора.  (Бобры)        

                                                                

                                                                

Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой.  (Лиса)

                

На доске вывешиваются картинки с изображением угаданных животных.

- Кажется, почти все собрались, и мы можем идти. Встали, пошли …

Физкультминутка.

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной,

Прыгал зайка озорной, озорной, озорной, так …

Мишка зайку догонял, догонял, догонял.

Он вразвалочку шагал, он шагал, он шагал, так …

И нарядна, хороша, хороша. Хороша,

Шла лисичка не спеша, не спеша, не спеша, так …

Дети изображают действия, движения животных.

Просмотр видеофильма «Кто как к зиме готовится?».

- А теперь мы должны вести себя тихо и осторожно, потому что сейчас увидим, как лесные жители готовятся к зиме.

Ролевая игра «Лесное собрание».

- Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.

Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают приготовленные дома стихи.

- Итак, лесное собрание объявляется открытым!

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

- Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

                - Да, - ответили лисицы, -

                Мы связали рукавицы.

                Рукавицы новые,

                Мягкие, пуховые.

- Ну, а я, - ответил крот, -

Под землей устроил ход.

Там с красавицей женой

Будем чай мы пить зимой.

                Крикнул бобр медведю с речки:

                - Я дрова колю для печки.

                Дай мне, Миша, только срок –

                Из трубы пойдет дымок.

- А у нас есть валенки, -

Отвечали заиньки. –

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь.

                Смотрит белка из дупла:

                - Я орешков припасла.

                Высоко мое дупло.

                В нем и сухо, и тепло.

Вылез ежик из листвы:

- Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах, моя избушка,

А в избе – грибов кадушка.

Обошел медведь весь лес

                И в берлогу спать залез.

                Лапу в пасть засунул он

                И увидел сладкий сон.

III. Итог урока. Игра «Не ошибись!»

        - Проверим, какими внимательными вы были, какие лесные новости узнали. У вас на партах лежат маленькие картинки. По моему сигналу каждый из вас достанет свою картинку, найдет на доске табличку, которая соответствует тому, как это животное готовится к зиме, и встанет около нее.

Впадают в спячку

Улетают на юг

Делают запасы на зиму

Не делают запасы на зиму, не впадают в спячку

Рефлексия.

        - Я хочу похлопать Сергею, потому что мне очень понравилось, как он сегодня работал на уроке. Сережа, а чья работа сегодня  больше всего понравилась тебе?

        Учитель и Сергей подходят и хлопают тому ученику, чья работа понравилась Сергею. И так далее, пока весь класс не будет хлопать последнему ученику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...

Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)

Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...


 

Комментарии

Просандеева Елена Викторовна

Этот материал был подготовлен для конкурса "Учитель года". Я предлагаю свой творчекий отчет и два конспекта урока: обучение грамоте и окружающий мир.