статья 2Современный подход к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся"
статья на тему

По данной теме я выступала на августовской конференции. Выступление было одобрено. В своей работе я изложила немножко другой подход к оцениванию учащихся и тем самым повысила мотивацию у слабых учеников. Данный подход позволяет быстро отследить как формируется тот или иной навык. Как руководитель МО я предложила данную систему своим коллегам. Благодаря её повысилось качество обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_podhod_k_sisteme_ocenivaniya.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,  СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ – РЕЗУЛЬТАТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                Маркова Э.Б.,

учитель начальных классов

1категория

МБОУ «СОШ №28»

  В повседневной жизни часто произносится слово «современное», и не всегда ему придаётся должное значение. Говоря о современном образовании, современной школе, необходимо поставить ударение именно на этом слове, имея в виду не простое обозначение их временной принадлежности, а качественную характеристику формируемой системы как школы, отвечающей потребностям и надеждам сегодняшнего дня.  

  Стране нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни и труду  люди. Таких выпускников и должна готовить школа. А главная ответственность за это ложится на плечи учителей.

  «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных приоритетных задач, одной из которых является достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования». («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

  Что же необходимо понимать под качеством образования? Показатель качества образования – это те его существенные характеристики, которые позволяют дать ему оценку, определяют связь между  развитием способностей ребёнка и его знаниями, умениями и навыками, которые он приобретает в учебном процессе.

  Проверка и оценка достижений младших школьников – существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя, которая должна соответствовать современным достижениям педагогической науки.

  Формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень их усвоения в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения.  В этой связи требуют изменения и существующие подходы к оценке успешности ученика.

  Раньше при оценке достижений учащихся учитель ориентировался только на результат сформированости предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах. Сегодня педагогу необходимо проанализировать сам процесс усвоения знаний и обретения базовых учебных навыков, который нужно тщательно отследить и, при необходимости, вовремя откорректировать. Для этого просто отметки-балла недостаточно.

  Не случайно современной начальной школой взят курс на безотметочное обучение, ориентированное на анализ процесса обучения личности младшего школьника. В нашей школе в первых классах процессуальное оценивание закреплено положением о безотметочном обучении. Во вторых, третьих и четвёртых классах оно не уходит на второй план с введением отметки, так как на его основе строится управление качеством образования со стороны учителя.

  Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признаётся  каждым учителем. Однако не всегда педагогу удаётся правильно его реализовать, так как возникают затруднения при выборе способов и средств процессуального оценивания, в выделении критериальной базы для оценки достижений учеников, во время выстраивания схемы анализа результатов.  

  Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов, регулятором, показателем результативности. Но прежняя система оценивания учебного труда, где отсутствует учёт мнения самих обучаемых, затрудняет процесс обучения.

  Система оценки и контроля в начальной школе не может ограничиваться одной целью—выработкой умений, навыков по отдельному учебному предмету и проверкой усвоения знаний. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников рефлексию, умение проверять и контролировать себя. Находить ошибки и пути их устранения. Поэтому оценка в начальной школе должна соответствовать ряду требований.

  Оценивая качество достигнутых школьником результатов обучения, необходимо учитывать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.  Оценивание деятельности ребёнка ведётся учителем с первых дней обучения. Одним из требований является опора на успех. Очень важно выделять успехи, так как они способствуют эмоциональному благополучию детей. Кроме успехов в учебном труде оцениванию  подлежат правильность, аккуратность, старательность. После усвоения детьми критериев правильности и соответствия требованиям, учитель фиксирует трудности ученика («Здесь тебе нужно ещё поработать»). Опору при этом надо делать на успех. Фиксация трудностей предполагает показ перспектив: что и как необходимо сделать ребёнку.

  Учитель должен создавать определённое мнение в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», как правильно оценить работу и поделиться впечатлением о ней. Так система контроля и оценки становится регулятором отношения школьников и учебной среды. Ученик должен стремиться к проверке своих знаний, уметь констатировать, чего он достиг и что ему предстоит преодолеть.

  Выполнение данных требований к оценочной деятельности побуждает учителя к поиску наиболее действенных способов отслеживания достижений учащихся. Однако оценивание на основе анализа текущих итоговых отметок остаётся наиболее распространённой формой работы многих педагогов школы. Младшие школьники выполняют каждый год большое количество заданий и получают традиционную школьную оценку. По данным статистики 1/3 учащихся благодаря высоким отметкам становятся «привилегированными». Остальные же 2/3 теряют интерес к учёбе, утрачивают положительную мотивацию. Эти «жертвы» оценок так и  привыкают получать свои «3» и «2». Они часто доведены до неврозов, так как оценочный «приговор» лишает их шанса на успех, у них развивается мышление неудачника. Это и является недостатком отметочной системы оценивания, субъективность выставляемых отметок.

  В настоящее время оценочная деятельность ведётся на основе инструктивно-методического письма Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 года №1561/14-15. При оценивании в качестве основных параметров выделены:

1. Качество   усвоения знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям Государственного стандарта начального образования.

2. Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника.

3. Степень развития основных качеств умственной деятельности.

4. Уровень развития познавательной активности, отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания.

  Сегодня существует целый набор форм и способов оценки. Самый простой вариант оценивания - оценочные суждения («Твоя работа может быть образцом», «Ты написал буквы красиво и аккуратно», «Какой сложный пример ты сам решил» и т.д.)

  Педагог отмечает и поощряет любое продвижение ученика. Здесь особая роль отводится поощрению. Применение поощрений идёт от более простых к более сложным и позволяет выделить следующие средства и выражения:

- мимические и пантомимические (аплодисменты, поглаживание по голове и другие)

- словесные («Умница», «Мне приятно было проверять твою работу» и т. п.)

3. деятельностные («Тебе даётся право выполнить трудное задание»).

  Особое место в современном подходе к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядности самооценки. Одним из инструментов самооценки является «линеечка», с помощью которой можно измерить и отметить степень успешности любого учебного действия, не обижая ребёнка. Порядок работы с «волшебной линеечкой» подробно описан Г.А.Цукерман.

  Вот так можно оценить домашнюю работу по русскому языку:

!                                        Х                                      !                                        Х

!                                         !   умение                       Х     написание                 !  пропуск

!                                         !   выделять                    !      разделительного       !  букв и т.п.

Х     почерк                      !   корень                        !      Ь                                  !

  Это означает, что ребёнок выполнил работу неаккуратным почерком, допустил ошибки при написании разделительного Ь, но он был внимателен при списывании, не допустил ошибок. Хорошо овладел умением выделять корень. Данная отметка даёт руководство к действию: повторить правило написания разделительного Ь и поработать над каллиграфией.

 Следующая форма оценивания – это рейтинговая оценка. Ребята после выполнения работы и проверки (учителем или с помощью эталона) выстраиваются в цепочку: начинают дети, у которых не было ни одной ошибки, далее те, у кого одна ошибка, две и более. Такой приём используется обычно в конце урока при оценивании деятельности на уроке.

  Ещё одна форма оценивания – описательная. Здесь имеет место прослеживание уровня достижений ученика по какому-либо направлению на основе чётко заданных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. Степень выраженности критериев характеризует определённый уровень развития изучаемой характеристики. Высокий уровень соответствует 90-100% заданных критериев, уровень выше среднего 71 – 89%, средний уровень означает 60-70%, низкий уровень менее 60%.

  Описательная оценка позволяет не только фиксировать оцениваемый параметр, но и измерить его количественно, что важно для учителя.

 Педагог самостоятельно разрабатывает методику проверки качества усвоения ЗУН, определяет критерии измеряемой характеристики и выстраивает шкалу уровней: высокий, средний, низкий (идеальный, оптимальный, допустимый, недопустимый).

  Далее учитель отбирает набор показателей, который характеризует уровень развития качества оцениваемого параметра, результата.

  Для того чтобы учитель, сам ученик и родители систематически видели продвижение в усвоении программ, оптимальной формой организации оценивания является мониторинг результатов обучения на основе описательной оценки с использованием карты индивидуального развития (индивидуальных достижений) ученика.

  Мониторинг результатов образовательного процесса в начальной школе позволяет анализировать выполнение требований Стандарта общего начального образования, отслеживать формирование предметных  и метапредметных знаний, умений и способов деятельности. Задачи мониторинга выявить:

- соответствие качества образования Стандарту начального образования,

- соответствие знаний учащихся требованиям к уровню подготовки обучающихся в начальной школе;

- степень объективности оценивания знаний (умений) учащихся со стороны учителя,

- уровень сформированности метапредметных и личностных умений с 1 по 4 класс;

- динамику изменения в развитии учащихся;

- пробелы в знаниях детей по разным разделам программного материала.

  Систематическое отслеживание, сравнительный анализ успехов детей по различным предметам позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

  По результатам срезов, самостоятельных и контрольных работ и тестов по предметам учителя нашей школы проводят анализ – составляют матрицу. В неё включены составляющие образовательного стандарта, список класса и результаты работ.

  Пример матрицы /Приложение 1/

При выполнении тестов так же составляется матрица (Приложение 2).

 За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровня ученик получает 1 балл, за неверный ответ – нуль. Далее учитель просчитывает баллы по горизонтали и заносит значение в графу «сумма баллов», по ней определяется отметка. Она выводится из доли выполненных требований стандарта, заложенных в данную работу от общего количества. Так Боровиков Константин набрал 20 баллов из 24. 20 делим на 24, получаем 0,83 – доля правильных ответов, то есть 83 %. Далее смотрим уровень достижений каждого ученика и класса в целом. 100-90% - высокий уровень, 89-71% - средний уровень, 70-60% - низкий, ниже 60% - необходима коррекция, недопустимый уровень.

  Далее подсчитываем по вертикали. Выявляем количество учащихся, усвоивших данное требование стандарта. Например, из 26 человек 23 справились с заданием «умножение на однозначное число», что составляет 88,4% и так далее по каждому элементу.

  Из матрицы можно извлечь:

- сумму баллов каждого учащегося в сопоставлении с нормой;

- определение среднего балла по классу;

- определение наиболее трудных заданий для каждого ученика и класса в целом;

- выявление пробелов в знаниях у каждого учащегося, уровня усвоения материала.

  Результаты входного, промежуточного и итогового среза (тестирования) заносятся в таблицу.

  Далее составляются графики по каждому ученику и классу в целом.

Затем заполняется итоговая таблица  результативности класса, где идёт отслеживание итогов обучения с первого по четвёртый класс.

 

Приложение 3.

Такую таблицу можно составить и по каждому ученику. Родители всегда могут узнать, как идут дела у дочери или сына, каких успехов достиг их ребёнок в обучении. Мы сравниваем результаты деятельности ребёнка только с его собственными первоначальными результатами: каким был и каким стал, чему научился.

  Благодаря такому подходу к оцениванию и анализу учебной деятельности, уровень качества образования не снижается.

  Такой же мониторинг можно вести и по отслеживанию метапредметных и личностных умений,  уровня воспитанности учеников, по развитию познавательных способностей (внимания, памяти, наблюдательности).


Приложение 1

Список учащихся

Задача

Выч.умения

Значение выражения

Решение уравнений

Сумма баллов

Процент

Отметка

ход решения

Вычисления

+

-

*

/

Пор.действий

Вычисления

Ход решения

Вычисления

Ход решения 2

вычисления 2

1. Багров И.

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

10

83,3

4

2. Боровиков  К.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

83,3

4

3. …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справились

23

24

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Процентах (%)

88,4

92,3

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошиблись

3

2

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Процентах (%)

11,6

7,7

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет

1 ч.

2 ч.

3 ч.

год

1 кл.

2 кл

3 кл

4 кл

Рус.яз

0,83

0,82

0,91

0,89

0,85

1

0,92

0,96

математ.

0,86

Окр.мир

 

 

 

 

 

 

 

 

чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.


Матрица результативности тестовых заданий по предметам

Ф.И

1

2

3

4

5

24

сумма

процент

отметка

1. Багров И.

1

1

1

0

1

 

 

 

 

 

24

100

5

2. Боровиков  К.

0

0

1

1

1

 

 

 

 

 

10

41,6

2

3. …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справились

26

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процентах (%)

100

96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ошиблись

0

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процентах (%)

0

3,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

        Приложение 3.

Ф.И.О

Входная

I полугодие

год

Динамика

1.

2.

3.

26.

Среднее:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

(из метод  литературы)  сообщение на родительское собрание Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Самостоятельная читательская деятельность 1   класс Положительное ...

Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся 2 класса.

Здесь вы найдете требования к знаниям учащихся, выпускников 2 класса....

критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по изо

Материал содержит  критерии  знаний,  умений  и  навыков  учащихся по  изо...

критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по физкуьтуре

Матриал  содержит  критерии оценки  знаний, умений  и  навыков  учащихся   по физкуьтуре...

оценка знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению

Материал  содержит  критерии  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  по  литературному  чтению  по  УМК  "Начальная  школа  2...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...