ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ Утилизация мусора
статья по теме

Белова Наталья Владимировна

 

Почему нельзя

смешивать отходы? Они

становятся непригодными

к использованию.

Несмешанный мусор легче

сортировать и пускать

на вторичное использование

или переработку. В основе

борьбы с отходами должен

лежать раздельный сбор

мусора - почти никто

из школьников не знает

об этом. Классный час

об утилизации отходов станет

важным шагом на пути

экологического воспитания

и поможет вашему городу

или поселку стать чище.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_i_mat_terskie.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon sostav_othodov.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия и Mat терские

ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ

Утилизация мусора

Наталья Белова,

Учитель начальной школы-

детского сада

ФГОУВДЦ «Орленок»

Почему нельзя

смешивать отходы? Они

становятся непригодными

к использованию.

Несмешанный мусор легче

сортировать и пускать

на вторичное использование

или переработку. В основе

борьбы с отходами должен

лежать раздельный сбор

мусора - почти никто

из школьников не знает

об этом. Классный час

об утилизации отходов станет

важным шагом на пути

экологического воспитания

и поможет вашему городу

или поселку стать чище.

О

 JmJLj'A изучения на классном часе проблемы утилизации мусора же лательно отобрать знакомые, часто используемые школьниками груп пы отходов. Обсуждение начинает ся с пищевых отходов как наиболее близких к природному круговоро ту веществ.

Изучение свойств бумаги можно связать с практической работой, а за одно напомнить ребятам о важно сти сбора макулатуры в школе. Для школьников среднего звена доста точно обсудить только эти три груп пы отходов. Старшеклассники могут рассмотреть также металлы и опас ные отходы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Перед проведением классного часа стоит провести практическую ра боту. Она рассчитана на несколько дней и посвящена исследованию вопроса: «Что утилизируется бы стрее всего?». Для нее потребуют ся банка с крышкой, образцы мусо ра (овощные очистки, листья, ветка, кусок газеты, пластик), почва, пер чатки, совок.

Ребята получают следующие по шаговые задания:

  1. Различные образцы отходов нужно поместить в отдельные бан ки с почвой, перемешать и закрутить крышки.
  2. Надо подписать банки, оста вить их на виду в надежном месте и проверять регулярно (один-два раза в неделю).
  3. Составьте прогноз, какой мусор разложится быстрее.
  4. Опишите признаки разложения. Запишите свои наблюдения, сделав вывод о том, какой мусор разлагает ся быстрее.

 РАБОТА ПО ГРУППАМ

Школьники делятся на команды. Каж дая команда вытаскивает карточку с на званием определенной группы отхо дов. Кто-то один (по договоренности) чертит таблицу в тетради. (Таблица 1) Задача для всех - отобрать из об щей кучи мусора те предметы и из делия, которые относятся к нужной группе. Ребятам необходимо запол нить графы таблицы, обсудив мате риал в группе. На работу уделяется 10-15 минут. Затем каждая группа сообщает о результатах своей рабо ты всему классу. Приведем пример заполнения таблицы.

АУКЦИОН ИДЕЙ

Педагог спрашивает школьников: «Что можно сделать с пластиковым стаканчиком?».

Далее учащиеся предлагают раз личные варианты:

  1. использовать заново;
  2. переработать;
  3. выбросить и т.д.

Задача - собрать как можно больше разных предложений и обсудить их.

ИНФОРМАЦИОННАЯ

ЧАСТЬ На этом этапе занятия учитель рас сказывает ребятам, какие способы борьбы с отходами считаются наи более успешными.

Принцип «Ничто не исчезает бес следно» означает, что мусор и другие загрязнители в действительности ни куда не исчезают. Мусор, который мы выбрасываем, может превратиться во что-нибудь др\тое или измениться, но он никогда не исчезнет.

Существует общепризнанная в мире система по борьбе с отхода ми, которая называется по-английски RRR:



Предварительный просмотр:

Состав отходов

 Таблица 1

Группа отходов                             Проблемы и упущенные возможности                                            Пути решения

Пищевые отходы

Гниющие пищевые отходы - рассадник микробов. При гниении выделя ются дурно пахнущие и ядовитые вещества

Компостирование

При сжигании могут образоваться диоксины

Отдать на корм скоту

Пищевые отходы составляют около 10% от всех отходов

Компост - ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, орга нические вещества улучшают ее состав и плодородие

Бумага

На изготовление бумаги для нужд одного человека расходуется 300 де ревьев

Экономить, особенно цветную бу магу

Бумажные отходы занимают около 35% мусорного ведра

Сдавать макулатуру

Производство и отбеливание бумаги энергоемко и сопровождается вы бросом загрязняющих веществ

Пластмассы

Неразлагаемые (срок разложения - до 500-1000 лет)

При возможности не покупать то вары в пластиковой упаковке

При сжигании выделяют яды

Отходы пластмасс занимают 10% по массе и до 40% по объему

Предпочитать товары и тару мно горазового использования

Препятствуют газообмену в почве и водоемах

Запасы природного газа и нефти на планете истощаются

Опасные отходы

При разложении или сжигании выделяют яды

Ограничить  использование при боров на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками

Производство ртути, кадмия и других веществ очень энергоемко

Металлы

Производство алюминия очень энергоемко

Сдавать алюминиевые банки

Комментарий. Под упущенными возможностями понимают потерю ценных ресурсов (энергии и сырья) при выбрасывании таких групп отходов, как металлы, бумага, стекло и т.д. Опасные отходы - это отходы, содержащие ядовитые, инфекционные, взрывчатые, пожароопасные вещества.

Способы борьбы с отходами

Виды отходов       2ЕЕК5&        исиГГание          Переработка

Бумага

Пластмасса

Стекло

Металлы

Опасные отходы

Пищевые отходы

  1. reduce (предотвращение появ ления отходов);
  2. reuse (вторичное использова ние вещей);
  3. recycling (переработка).

Основу борьбы с отходами долж на представлять система раздель ного сбора мусора. Желательно эти знания зафиксировать в таблице. (Таблица 2)

Таблица 2 Пути решения проблемы отходов

Предотвращение появления отхо дов

Повторное ис пользование ве щей

Заменить на стеклян ную   банку,   которую можно сдать Ставить    карандаши, посадить цветок и т.д.

Переплавить    в фальтную массу

Переработка (воз вращение отходов в оборот в каче стве вторсырья)

Наиболее перспективным путем является предотвращение появления отходов. Важную роль играет созна тельный выбор покупателем това ров. Чем меньше мы покупаем вы сокоотходных товаров, тем меньше

 будет производиться отходов и тем реже будет возникать необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования. Одним из путей предотвращения появления от ходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы приро де, такой подход позволяет семье эко номить средства. Еще один перспек тивный путь решения проблемы на региональном уровне - это введе ние раздельной платы за отходы в зависимости от их объема и степе ни опасности (принцип «Сколько намусорил - столько и заплати»). Экономические стимулы являют ся самыми действенными.

 В этой же части возможен про смотр видеофильма «Экологический след». Затем стоит попросить ребят перечислить пути решения пробле мы отходов, которые они запомни ли из фильма.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП

Подростки снова работают в груп пах, но желательно изменить их со став. Педагог предлагает ребятам рассмотреть разные виды отходов, с которыми они познакомились, в контексте системы RRR борьбы с отходами.

Каждая группа должна заполнить таблицу (Таблица 3), а затем обсудить результаты в классе. •

Таблица 3

классное руководство   \   -,п11   I  .,   1 . )спитание школьников    j   ZUII   :  PJ-   I  I

 a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мусора

Исследовательская работа по проблеме мусора...

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"

Творческие РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на  тему "Меньше мусора- меньше проблем"...

Проект "Охота за мусором"

Цель проекта: воспитывать бережное отношение к окружающей природеЗадачи проекта: 1. Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;2. Вовлечь каждого ребенка в активный позн...

урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

«Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…»

Занятие по экологии для младшего школьного возраста....

Тест 1 класс по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор?"

Тест 1 класс по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор?"...