Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.
статья по теме

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения от проделанной работы.
Что же изменить? Где найти ответы на многие вопросы?
А не пора ли задуматься о психологическом настрое на урок?  Многолетний опыт работы дал мне ответы на многие вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Психологические особенности работы на уроке как основа  

 развития творческого потенциала ребенка.

                                                               

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения от проделанной работы.

Что же изменить? Где найти ответы на многие вопросы?

А не пора ли задуматься о психологическом настрое на урок?  Многолетний опыт работы дал мне ответы на многие вопросы.

Я стараюсь провести  урок так, чтобы меня  услышал каждый ученик, чтобы он хотел меня слышать каждую секунду? Стараюсь не огорчаться из-за  неудач, не превращать свою  работу в унылую скуку. Вспомним своё детство. Каких учителей мы любили, а каких скажем честно, недолюбливали? Каждый ребёнок пришёл в класс с чем-то своим наболевшим и очень личным. Умение  найти подход к его самому сокровенному - ключ к решению многих проблем.

С чего начинается наш день?

С резкого замечания, с равнодушного «здравствуйте», или с нежной улыбки. Я спешу улыбнуться детям, согреть их маленькие души своим теплом, настроить на радость сегодняшнего дня. Ведь улыбка ничего не стоит, но очень дорого ценится. Она обогащает тех, кто её получает, но не обедняет тех, кто её дарит. Она настраивает на доброе дело, ей сопутствует успех. Каждый ребёнок, каким бы он ни был, мечтает о том, что его в школе ждут, в него верят, у него всё обязательно получится.

Школа - одна из первых общественных организаций, с которой сталкивается ребёнок, главный институт его социализации. Школа помогает детям стать инициативными тружениками и законопослушными гражданами. Та система властных отношений, которая существует в школе, усваивается учеником и программирует его дальнейшее действие.

Способствовать развитию личности ребёнка - главная задача любого работника образовательной сферы. Однако стили руководства учебной группой существенно отличаются у разных учителей. Некоторые учителя ориентированы «дать знания» любой ценой. Другие учителя считают необходимым встать в позицию помощника ученика, человека, способствующего достижению поставленных целей. Но цель урока не имеет смысла, пока она не станет целью ученика. Для того чтобы ученик захотел и сумел взять на себя ответственность за учёбу, мне надо очень много сделать. Надо разделить «зоны ответственности», сделать ситуацию взаимодействия предсказуемой и понятной для ученика, такой, чтобы он сам мог делать выбор, принимать самостоятельные решения.

Способность брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность различна на разных возрастных этапах развития. Учить ставить цели, планировать действия, оценивать итоги собственной деятельности - моя главная задача на уроке при работе с младшими школьниками.

Развивать стремление к успеху, надежду на успех, чувство ответственности я стремлюсь на каждом уроке.

Успех моей работы во многом зависит от умения управлять классом. Управление классом процесс поддерживания деловой учебной атмосферы, вызывающей желание учеников активно работать без нарушения дисциплины.

Если я  правильно управляю классом, на моих уроках:

-ученики основное время уделяют учёбе и я не отвлекаюсь на замечания ученикам, у меня не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей.

Управление используется для развития самоуправления — управляя правильно, я учу детей брать на себя ответственность в самоуправлении.

Как правило, успех моей работы во многом зависит от знания незначительной информации. Выполнение несложных правил приносят удовлетворение от работы.

Наиболее продуктивными в уроке считаются первые 10 минут.

При планировании урока я учитываю, что младший школьник может активно и полноценно работать не более 15-и минут, после чего обязательна смена деятельности.

Наивысшая активность у детей наблюдается от 10 до 12 часов, затем следует спад, особенно в 14 часов, и некоторый подъём в 16-18 часов. На протяжении недели также закономерно изменяется состояние ребёнка. В понедельник ребёнок трудно входит в рабочий ритм. Вторник и среда наиболее благоприятные дни для работы.

Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Динамическую паузу я провожу при максимальном использовании свежего воздуха. Отдых на свежем воздухе оказывают закаливание, оздоровительное влияние на организм ребёнка. Я стараюсь видеть состояние детей и при необходимости корректирую его. Например, чрезмерный уровень возбудимости скажем, после урока физкультуры помогает снять стояние на одной ноге. Часто я иду на «педагогические хитрости». Можно постоять около ребёнка, положив ему руку на плечо, пошептаться с ним.

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Моя задача- помочь раскрыть ему свои таланты. Ученик должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха! Если наши дети работают с увлечением, удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня – не это ли показатель успешности моего учительского труда!

Если проследить историю человеческой цивилизации, то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди часто, с какой – то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там, вспышками, группами. Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью, в общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга. Это ли не повод задуматься над развитием творческих способностей детей сегодня.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей моей работы.

                                            Литература.

Труд  и талант учителя.  А.Е.Кондратьева.

Основы педагогического мастерства.   И.П. Андриати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

XV юбилейные  областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...

развиваем творческий потенциал ребенка

«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький. Учитель должен стать таким   смычком – чутким, тонким, одержимым....

Психологические особенности работы с гиперактивными детьми

Материал представляет собой консультацию с элементами тренинга для педагогов, в процессе которой они обучаются приёмам работы с гиперактивными детьми...

Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...

Формы и методы работы с учащимися по развитию творческого потенциала

Преподавательские игрыНаблюдательность Учитель читает текст учебника, в который намеренно включены ошибки. Обучающиеся следят за рассказом преподавателя по учебнику и записывают неточности и нюансы, к...