Творческий потенциал ребенка, как составляющая воспитательной программы в кружке «Азбука общения»
статья

Перепечина Екатерина Валерьевна

Система дополнительного образования помимо обучения оказывает положительное влияние на развитие, помогает выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, способствует развитию взаимопонимания и снятию поведенческих проблем. Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_potentsial_rebenka_perepechina.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий потенциал ребенка, как составляющая воспитательной программы в кружке «Азбука общения»

 «Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог.

 Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, мать,

он будет лучше того педагога, который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный педагог».

Л.Н. Толстой

Дополнительное образование детей представляет собой уникальную социально-педагогическую систему, деятельность которой взаимосвязана с различными сферами жизнедеятельности человека. 

Система дополнительного образования действительно помимо обучения оказывает положительное влияние на развитие, помогает выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, способствует развитию взаимопонимания и снятию поведенческих проблем. Все это в совокупности помогает раскрыть и развивать творческий потенциал детей, так как ориентировано на удовлетворение их интеллектуальных потребностей и решения задач их творческого становления за пределами школьного учебного времени.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачки социально важные, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет еще больше возможностей достичь в зрелом возрасте огромных результатов, сделать безошибочный выбор.

Для меня дополнительное образование ‒ это когда изо дня в день педагог может подарить частичку себя, своего творчества, своих умений и душевного тепла детям, раскрыть и развить их творческий потенциал.

Дополнительное образование более гибкое и мобильное, и именно оно позволяет создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка.

Естественнонаучная направленность предоставляет большие возможности для совместного творчества педагога и учащихся.

В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.

Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Обобщенное понятие "творческий потенциал личности" - это способность к творчеству находит свою реализацию в работе, результатом которой есть конкретные общественно значимые оригинальные продукты.

Итак, творческий потенциал личности включает компоненты 

- мотивационно-целевой;

- содержательный;

- операционно-деятельностный;

- рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах.

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в преподавании. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить учащихся искать их, и осваивать самостоятельно.

Применение информационных технологий на занятиях в объединении необходимо и мотивировано тем, что они позволяют:

- эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на занятии;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков обучающихся;  

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к занятиям в объединении;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал обучающихся.

Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся в:

- целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

- свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

- творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

- особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

Для раскрытия творческих способностей детей в кружке «Азбука общения» мной применяются активные формы и методы: 

- беседы;

- дискуссии;

- игры, игры-этюды, ролевые игры;

-мини-тренинги;

- состязания;

- конкурсы;

- турниры, викторины;

- олимпиады;

- индивидуальные занятия;

- художественно-эстетическая деятельность.

За счет внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий постоянно повышается уровень и качество обучения.

Например, обучающиеся кружка «Азбука общения» Дома детского творчества активно принимают участие во всех акциях и конкурсах, предлагаемых Творческой Республикой Крылатых, отделом образования Администрации г. Гуково и др.

Педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в учреждении дополнительного образования была интересной, радостной, полной творческого труда. Этой цели способствуют современные образовательные технологии:

- информационно-коммуникативная;

-  проектно-исследовательская;

- технология развития критического мышления;

- личностно-ориентированная;

- игровая.

В завершении своего выступления хотелось бы отметить, что самые приятные минуты – это когда детские глаза горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Это необыкновенное и прекрасное зрелище, которое стоит такой постоянной кропотливой работы.

На мой взгляд, показатель успешности и состоятельности педагога – это любовь детей, их доверие, их раскрытый творческий потенциал.

Труд педагога – сфера духовная. Труд человека, отдающего сердце детям.

Педагог дополнительного образования: Перепечина Е.В.

МБУ ДО ДДТ, г. Гуково 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.

Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...

программа кружка "Азбука общения"

Программа  кружка  «Азбука общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»

XV юбилейные  областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...

развиваем творческий потенциал ребенка

«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький. Учитель должен стать таким   смычком – чутким, тонким, одержимым....

Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по программе «Бисероплетение»

эта статья будет полезна педагогам дополнительного образования, которые ведут напрвление "Бисероплетение"...

Рабочая программа кружка "Азбука общения"

Рабочая программа для 3 классов "Азбука общения" (социальное направление)...