Рабочая программа кружка "Азбука общения"
рабочая программа (3 класс)

Филиппова Мария Вячеславовна

Рабочая программа для 3 классов "Азбука общения" (социальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_obshcheniya_filippova_m.v.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано на заседании                                                  УТВЕРЖДАЮ  

методического совета школы                                                         Директор школы

Зам. директора по УВР                                                                    __________Е. В. Галкин

_________М. М. Милицкая                                                             Приказ № ____________

Протокол №_____                                                                             от «____» ________2022 г.

От «____» ________2022 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 3 классов

основного (общего) образования

«Азбука общения»

(социальное направление)

                                                                          Составитель: Филиппова Мария Вячеславовна

                                                                                                      Учитель начальных классов

Пояснительная записка

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Цель программы:

развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни,  понимающего необходимость беречь  здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.

Задачи:

•        развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;

•        формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;

•        развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;

•        воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

•        научить детей действовать в соответствии со своими  правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;

•        сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Азбука общения»

Программа рассчитана для реализации в3  классах и включает в себя следующие  направления:

        Гражданско-патриотическое воспитание

        Нравственное и духовное воспитание

        Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

        Интеллектуальное воспитание

        Здоровьесберегающее воспитание

        Социокультурное и медиакультурное воспитание

        Правовое воспитание и культура безопасности

        Формирование коммуникативной культуры

        Экологическое воспитание

        Культуротворческое и эстетическое воспитание

Программа воспитательной работы «Азбука общения» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как  компетентности:

•        отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

•        представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;

•        характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;

•        дают минимальный опыт предметной деятельности;

•        многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;

•        формируются средствами содержания образования;

•        позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;

•        обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям

Принципы воспитательной работы:

•        Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

•        Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.

•        Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

•        Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

•        Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

•        Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

•        Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

Основные формы воспитательной работы:

•        Социальные проекты.

•        Коллективные творческие дела.

•        Групповые дискуссии.

•        Тренинги общения.

•        Групповая проблемная работа.

•        Интеллектуальные игры.

•        Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.

Личностные и метапредметные результаты к концу 3 класса

   В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

        формирование познавательной и информационной культуры;

        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

        формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

        умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

        формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

        умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

        умение извлекать информацию из различных источников.

        умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

     Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Конечная цель работы вижу в становлении личности ребёнка, обладающей следующими качествами:

•        умею взаимодействовать с другими людьми

•        способен к познанию мира

•        умею управлять своими эмоциями

•        веду здоровый образ жизни

•        обладаю гражданской позицией согласно возрасту

•        чувствую сопричастность с судьбой страны

•        испытываю гордость за свою страну

•        понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.

Содержание тем курса 3 класса (34 часа)

Тема 1: Моя малая Родина

          Час беседы о Родине. Выполняют творческое задание, участвуют в анкетировании «Знаю ли я свою малую родину?»

Тема 2: Улица полна неожиданностей

        Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.

Тема 3: Быть воспитанным – что это значит?

Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.

Тема 4: Дорогие мои старики

        День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. Рассказы ко дню Пожилого человека.

Тема 5: Мои таланты и увлечения

        Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев.  Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»

Тема 6: Символика в истории России

        Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».

Тема 7: Эстафета здоровья.

        Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.

Тема 8: Быстрая реакция

        Причины возникновения пожаров.  Памятка: «Чтобы не было пожара».

Тема 9: Единством славится Россия

        История праздника. Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?

Тема 10: Наши права — счастливое детство

        Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей?  

Тема 11: Учимся быть культурными.

Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.

Тема 12: Пусть всегда будет мама

        День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза»  - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).

.Тема 13: Экология человека в городской среде

        Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Вторая жизнь мусора.

Тема 14: Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств

        Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).

. Тема 15: Книга или компьютер?

        Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».

Тема 16: Новый год у ворот

        Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.

Тема 17: О дружбе и друзьях

Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».

Тема 18: «Нет» вредным привычкам.

Беседа о вредных привычках. Работают в командах, рисуют стенгазету.

Тема 19: Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии.

        Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах      

Тема 20: Волонтерство.

         Беседа  том, что такое волонтерство. Кто такие волонтеры и чем они занимаются.

Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

        История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.

Тема 22: Сыны Отечества!

          Подготовка поздравлений для пап, дедушек, мальчиков.

Тема 23: О чем рассказывают улицы моего города

              Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего города.

           Чьи имена носят улицы города.

Тема 24: Жизнь прекрасна, потому что….

              Составляем веер добра

Тема 25: Международный женский день 8 марта

            Поздравление мам, бабушек, девочек.

Тема 26: Роскошь и нищета общения

        В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.

Тема 27: Удивительный мир птиц (1 апреля – День птиц)

        Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»

Тема 28: Наш космос (познавательная игра)

Викторина, посвященная Дню космонавтики

Тема 29: Моя семья – мое богатство.

Классный час, посвященный Дню семьи.

Тема 30: Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля): «Загадки природы»

Тема 31: Строки, опаленные войной.

Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ.

Тема 32:Военно – историческая викторина

.Тема 33: Год прошел, мы повзрослели

Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году.

Тема 34: Защита проектов

Тематическое планирование для 3 классов

Тема

Количество часов

1

Моя малая Родина

1 час

2

Улица полна неожиданностей

1 час

3

Быть воспитанным, что это значит!

1 час

4

Дорогие мои старики. Ко дню пожилого человека.

1 час

5

Мои таланты и увлечения

1 час

6

Символика в истории России

1 час

7

Эстафета здоровья

1 час

8

Быстрая реакция. Пожарная безопасность

1 час

9

Единством славится Россия

1 час

10

Наши права – счастливое детство

1 час

11

Учимся быть культурными

1 час

12

Пусть всегда будет мама.

1 час

13

Экология человека в городской среде

1 час

14

Доброта – прекраснейшее из человеческих чувств

1 час

15

Книга или компьютер?

1 час

16

Новый год у ворот

1 час

17

О дружбе и друзьях

1 час

18

«Нет» вредным привычкам

1 час

19

Беседа «5 минут искусства» - зимняя тематика в живописи и поэзии.

1 час

20

Волонтерство

1 час

21

Встречаем Масленицу

1 час

22

Сыны Отечества!

1 час

23

О чем рассказывают улицы моего города.

1 час

24

Международный женский день 8 марта!

1 час

25

Жизнь прекрасна, потому что….

1 час

26

Роскошь и нищета общения

1 час

27

Удивительный мир птиц (1 апреля)

1 час

28

Наш космос (познавательная игра)

1 час

29

Моя семья – мое богатство

1 час

30

Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля)

1 час

31

Строки, опаленные войной.

1 час

32

Военно –историческая викторина .

1 час

33

Год прошел, мы повзрослели!

1 час

34

Защита проектов

1 час

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс

Речевое развитие учащихся начальных классов  - одно  из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Рабочая программа часов общения "Этические беседы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Азбука общения"

Внеурочная деятельность...

Рабочая программа "Гармония общения"

Программа предназначена для проведения часов общения с воспитанниками 13-14 лет в системе педагогической помощи детям с трудностями в общении. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении ...

Рабочая программа " Час общения"

Рабочая программа " Час общения"...