Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 86.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №164»
Обсуждено Принято:
На заседании МО Педагогическим советом
учителей начальных классов Протокол № __ от ___2011г.
Протокол № __ от ___2011г. Директор МОУ « ООШ №164»
__________ Н.Н.Хлыновская ___________ Ю.И.Ващенко
«___»_______2011г. «___»_______2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Автор –составитель:
Хлыновская Н.Н., учитель начальных
классов МОУ «ООШ № 164»
п.Амзас 2011г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Структура занятий
3.Планируемые результаты
4.Тематическое планирование
5.Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» Москва,2003.-253с.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы МОУ «ООШ №164».
Программа рассчитана на 136 часов(1 час в неделю)
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как « Окружающий мир» А.А.Плешаков, «Детская риторика» Ладыженская, «Введение в народоведение» Ю.Новицкая.
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Основные разделы программы:
«Воспитания умения жить вместе»
«Воспитание самостоятельности»
Программа рассчитана на 34 часа в год (1ч в неделю)
Формы организации внеурочной деятельности:
- Классные часы;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Ролевые игры
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи, регулярная фиксация школьника своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что…»Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем,
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.Разминка
Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство».
2. Повторение и объяснение нового материала
Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА ДЕТЕЙ СО СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.
3. Домашнее задание
На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание НЕТРАДИЦИОННО: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази,приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно.
4.Итог,оценка
Использование технологии цветописи. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определённое настроение связывается на подсознательном уровне с определённым же цветом. Регулярная фиксация школьником своего настроения с помощью цвета наглядно показывает педагогу, какое настроение преобладает в классе, есть ли дети, чьё настроение не совпадает с общим, кто из детей требует особого внимания, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. В то же время регулярное фиксирование своего настроения важно и для ребёнка. Оно может стать для него стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Для этого можно на стене класса вывесить цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом им сообщается, что например, Жёлтый кружочек обозначает «мне интересно», зелёный – «мне неинтересно», Красный – «мне хорошо», синий – «мне плохо».
Возможен и другой вариант. В классе вывешивается изображения двух лиц: хмурого и весёлого. Перед уходом из школы каждый ребёнок приклеивает рядом с одним из этих лиц кружочек любого цвета. В этом случае школьник свободен в своих цветовых ассоциациях, но его настроение всё равно оказывается зафиксированным.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1.Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Задачи занятий | ||||||||
теория | практич. занятия | ||||||||||
1 класс Курс «Воспитание умения жить вместе»- 34ч. | |||||||||||
1. | Учимся жить вместе | 1ч. | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями | ||||||||
2. | Кто я | 1ч. | Осознание ребёнком своих социальных ролей | ||||||||
3. | Как я выгляжу | 2ч. | 2ч | Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. | |||||||
4. | Расскажу о себе | 1ч. | Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни | ||||||||
5. | Моё поведение | 1ч. | Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. | ||||||||
6. | Чем богат человек | 1ч. | Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. | ||||||||
7. | Мои чувства | 2ч. | Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. | ||||||||
8. | Моё настроение | 1ч. | Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. | ||||||||
9. | Этика – наука о морали | 1ч. | Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. | ||||||||
10. | Школьный этикет | 1ч. | 1ч. | Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». | |||||||
11. | Зачем быть вежливым | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. | |||||||
12. | Сказка о вежливости | 2ч. | Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». | ||||||||
13. | Добро и зло в сказках | 1ч. | Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве ри, люди. | ||||||||
14. | Твои поступки и твои родители | 1ч. | Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. | ||||||||
15. | Обязанности ученика в школе и дома | 1ч. | 1ч. | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите лям, к школе, классу. | |||||||
16. | Ты и твоё здоровье | 1ч. | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп ление здоровья человека. Советы доктора Айболита. | ||||||||
17. | Праздничный этикет
| 1ч. | Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцар ский турнир вежливости. | ||||||||
18. | День рождение. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да рение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения». | |||||||
19. | Наш класс | 2ч. | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об щения и взаимопомощи в классе. | ||||||||
20. | Моя мама – самая лучшая. | 1ч. | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. | ||||||||
21. | Учимся общаться | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. | |||||||
22. | Сказка о нашей жизни. | 1ч. | Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти кет в сказках и отношения между людьми. | ||||||||
23. | Повторительно – обобщающий урок | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая игра. | ||||||||
Теория-25 ч. Практические занятия- 9 ч.
| |||||||||||
2 класс Курс «Воспитание умения жить вместе» -34ч. | |||||||||||
1. | Я среди людей. | 1ч. | 1ч. | Что такое человек. Формирование человека и окружающая сре да. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих поняти ях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | |||||||
2. | Кто я и как выгляжу. | 1ч. | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жес ты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение челове ка к себе. Личная гигиена. | ||||||||
3. | Я – личность | 1ч. | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. | ||||||||
4. | Я и мои роли. | 1ч. | 1ч. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. | |||||||
5. | Добро и зло в сказках | 1ч. | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фан тазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отно шениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. | ||||||||
6. | Что за прелесть эти сказки! | 1ч. | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение геро ев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. | ||||||||
7. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1ч. | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказ ках всегда есть правда и она побеждает. | ||||||||
8. | Сказка ложь – да в ней намёк. | 1ч. | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Побе да правды над кривдой в сказках. | ||||||||
9. | Кто сочиняет сказки? | 1ч. | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? | ||||||||
10. | Русские народные сказки. | 1ч. | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, на дежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовно стью и умением постоять за добро против зла. | ||||||||
11. | Праздники в жизни человека. | 1ч. | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета празд ничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их зна чение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их прове дения. Как вести себя в храме. | ||||||||
12. | Отношение к старшим | 1ч. | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, забо ты, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать стар шее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | ||||||||
13. | Отношение к учителю. | 1ч. | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться уче ники к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Националь ные традиции России в общении учителя и ученика. | ||||||||
14. | Плохо одному. | 1ч. | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важней шим средством общения. | ||||||||
15. | Речевой этикет | 1ч. | 1ч. | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение чело века к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение ха рактера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. | |||||||
16. | Вежливость и этикет | 1ч. | 1ч. | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны лю дям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | |||||||
17. | Товарищи и друзья | 1ч. | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их ис пользования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. | ||||||||
18. | Удовольствие – в игре. | 1ч. | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Иг рай, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. | ||||||||
19. | Что в имени твоём? | 1ч. | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | ||||||||
20. | Ты – это я | 1ч. | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. | ||||||||
21. | Другой человек. | 1ч | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. | ||||||||
22. | Настроение другого человека | 1ч. | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. | ||||||||
23. | Моя мама | 1ч. | Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. | ||||||||
24. | Наша семья. | 1ч. | Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. | ||||||||
25. | Наш класс. | 1ч. | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» | ||||||||
26. | Мы договариваемся. | 1ч. | 1ч. | Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» | |||||||
27. | Я-ТЫ-МЫ. | 1ч. | 1ч. | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). | |||||||
28. | Повторительно – обобщающий урок | 1ч. | Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. | ||||||||
Теория – 27 ч. Практические занятия- 7 ч.
| |||||||||||
3 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. | |||||||||||
1. | Мы учились жить вместе. Зачем? | 1ч. | Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе. | ||||||||
2. | Чем мы будем заниматься в этом году? | 1ч. | Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. | ||||||||
3. | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1ч. | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако мить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. | ||||||||
4. | Как я выгляжу. | 1ч. | 1ч. | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. | |||||||
5. | Я – личность. Мои роли | 1ч. | 1ч. | Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. | |||||||
6. | Нравственные сказки | 2ч. | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
| ||||||||
7. | Устав – основной закон школы. | 1ч. | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанно сти». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. | ||||||||
8. | Человек и его имя. | 1ч. | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. | ||||||||
9. | Я и мои друзья. | 1ч. | 1ч. | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра | |||||||
10. | Верность слову. | 2ч. | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан ному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) | ||||||||
11. | Речевой этикет | 1ч. | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить поня тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). | ||||||||
12. | Умение общаться. | 1ч. | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | ||||||||
13. | Этикет в общественных местах. | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». | |||||||
14. | Библиотека – хранительница знаний. | 1ч. | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользова ния и поведения в библиотеке. | ||||||||
15. | Отзывчивость и доброта. | 2ч. | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | ||||||||
16. | Я познаю себя и других. | 1ч. | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо ральная оценка поступков людей. | ||||||||
17. | Формы моральной оценки и самооценки. | 2ч. | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо ральная оценка поступков людей. | ||||||||
18. | Культура поведения человека. | 1ч. | 1ч. | Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили чия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». | |||||||
19. | Как человек принимает решение. | 1ч. | Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция. | ||||||||
20. | Принимать решение нелегко. | 1ч. | Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. | ||||||||
21. | Ограничения и самоограничение. | 1ч. | Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки. | ||||||||
22. | Каждый выбирает по себе. | 1ч. | Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. | ||||||||
23. | Я учусь быть самостоятельным. | 1ч. | Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. | ||||||||
24. | Праздничный этикет. | 1ч. | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила эти кета на празднике. | ||||||||
25. | Повторительно-обобщающий урок. | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. | ||||||||
Теория- 27 ч. Практические занятия – 7 ч.
| |||||||||||
4 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. | |||||||||||
1. | Азбука этики. Культура поведения и такт. | 1ч. | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» | ||||||||
2. | Культура общения. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. | |||||||
3. | Человек и его имя. | 2ч. | Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские име на и православные», «значение имен», что означает «уважать имя че ловека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. | ||||||||
4. | Моя малая Родина. | 2ч. | Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - провер ка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. | ||||||||
5. | Устав – основной закон школы. | 1ч. | Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека оп ределенные обязанности. | ||||||||
6. | Речевой этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении глав ным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, кото рые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. | |||||||
7. | Чувство, настроение и характер. | 1ч. | Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. | ||||||||
8. | Школьный этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столо вой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». | |||||||
9. | Праздники в жизни человека. | 1ч. | Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». | ||||||||
10. | Цветы в жизни человека. | 1ч. | Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила да рения цветов. | ||||||||
11. | Поступки человека и его характер. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха рактера. | |||||||
12. | Нравственные отношения в коллективе. | 1ч. | Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. | ||||||||
13. | Мода и школьная одежда. | 1ч. | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. | ||||||||
14. | Приветствие и знакомства. | 1ч. | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброже лательно. | ||||||||
15. | Поведение в общественных местах. | 1ч. | Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. | ||||||||
16. | Человек в природе и его здоровье. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана при роды». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. | |||||||
17. | Нравственное отношение в семье. | 2ч. | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | ||||||||
18. | Я отвечаю за свои поступки. | 1ч. | Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. | ||||||||
19. | Как решить конфликт. | 1ч. | Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. | ||||||||
20. | Сильный человек. | 1ч. | Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. | ||||||||
21. | Оценка решения. | 1ч. | Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения. | ||||||||
22. | Как влиять на поведение другого человека. | 1ч. | Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения. | ||||||||
23. | Решительное поведение. | 2ч. | Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. | ||||||||
24. | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1ч. | Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения. | ||||||||
25. | Обобщающий урок по курсу «Воспитание самостоятельности» | 1ч. | Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности» | ||||||||
Теория – 26 ч. Практические занятия – 8ч. | |||||||||||
Литература 1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с. 2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125 3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142 4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131 5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука общения»
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формировани...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная. Планеты общения.»
Программа внеурочной деятельности «Маленькая Вселенная» на практике представляет собой систему работы по формированию коммуникативных ценностей у младших школьников средствами чтения.Главн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука общения»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно у...