РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

             Речевое развитие учащихся начальных классов  - одно  из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В  процессе  умственного и эстетического  развития дети приобщаются  к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekom.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

                                                                                 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

МОУ «ООШ№22»

От «____» __________20__г.

Протокол №_________

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

МОУ «ООШ№22»

От «_____» __________20__г.

Протокол № _________

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МОУ «ООШ№22»


_____________ Е.И.Боева


«_____» __________20__г.

                         

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мастерская общения»

Черепковой Дианы Александровны,

учителя-логопеда

1 класс

                                       

        

                                                   г. Старый Оскол

2010г.

                                              Пояснительная записка.

Рабочая программа «Мастерская  общения» составлена на основе  программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000г. Рассчитана на 66 часов (2 ч в неделю)

 Цели программы:

- развитие  уникального человеческого дара -  дара слова, совершенствование устной речи, её выразительности и связности;

- развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д);

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

           

 Задачи программы:  

  1. Познакомить с нормами литературного языка.
  2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения.
  3. Формировать основы  рефлексии.
  4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику,  и влиять с его помощью на собеседника (положительно).
  5. Преодоление барьеров в общении, снятие психологического напряжения, т.е. обеспечение положительного эмоционального благополучия.  

 

 Актуальность программы:

             Речевое развитие учащихся начальных классов  - одно  из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В  процессе  умственного и эстетического  развития дети приобщаются  к культуре своего народа.

           Актуальность работы обусловлена  также огромной ролью языка и речи в психическом развитии детей.

          Данный курс рассчитан на учащихся начальных классов и  направлен на развитие коммуникативной компетенции детей, их способность налаживать общение  с окружающими  (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

           Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и  художественно-творческой деятельности.

                   

МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ.

                 Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.

              Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.

              Важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных ситуаций, заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал  речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально.

             Речевая разминка проводится в начале занятия, иногда можно менять её место, если это необходимо. Она включает ряд упражнений:

- дыхательные;

-артикуляционные;

-фонетические;

-дикционные.

             Их цели: подготовка речевого аппарата к говорению; развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом.

            Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении. Вдох - короткий, выдох - длинный. Воздух набираем через нос, а на выдохе считаем (хором), увеличивая счёт постепенно до десяти. Время проведения 3-5 минут. Их лучше проводить в начале занятия.

            Фонетические  упражнения - цель: следить за  правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определённых звуков.

            Артикуляционные упражнения - цель:  контроль над правильным звукопроизношением.

            Дикционные упражнения – комплексно решает все вышеназванные задачи: произнося фразу, дети должны правильно дышать, верно артикулировать, чётко произносить звуки.

            Речевая разминка состоит из 1-2 упражнений в течение 3 – 4 минут.

            Основные средства обучения

  1.  игры словесно-логические;
  2. упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  3. этюды;
  4. импровизации;
  5. моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
  6. анализ заданных ситуаций;
  7. свободное и тематическое рисование;
  8. чтение художественных произведений;
  9. беседы;
  10. упражнения по развитию выразительности исполнения(вербальной и невербальной).

            Использование средств наглядности поможет сделать занятие более эффективным и оживлённым:

- различные модели;

- раздаточный изобразительный материал;

- аудиокассеты и др.

 Дают возможность предоставить речевое поведение персонажей в динамике.

 Оценка успехов поддерживает желание заниматься.

 Целью завершающей части  является создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки членов группы.

                Ожидаемые результаты:

    Речевой этикет: слова приветствия, прощания просьбы, благодарности, пожелания. Интонационная выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения).

    Культура взаимоотношения: считаться  с мнениями и интересами других, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, сотрудничать во всех видах деятельности, уважать взрослых, внимание и терпимость к детям. Обосновывать своё мнение.         

       Умения:

       Использовать в речи слова: будьте здоровы, счастливого пути, мы рады встрече, будьте добры, будьте любезны, мне бы хотелось, всего вам доброго.

Считаться с мнением сверстников. Сотрудничать в различных видах деятельности. Обосновывать своё мнение.

                                          УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№п/п

Название  раздела

Теория

Практика

Количество часов

1

Мир взрослых

8

2

10

2

Давайте играть вместе

7

1

8

3

Секреты твоего успеха

5

3

8

4

Речевой этикет

5

5

5

Искусство спора и диалога

3

2

5

Всего                                                                                                                                         36 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        Программа  включает  шесть разделов.

Раздел 1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения с взрослыми)

        Правила поведения и общения с взрослыми. Знакомство с разными людьми помогает  узнать о том, как они живут, о чём думают, что знают. Знать правила знакомства.  Для создания  доброжелательных отношений следует обращаться друг к другу по имени. У каждого народа свои имена, которые звучат по-разному, человек получает фамилию, имя  при рождении; отчество от отца. Значение семьи в нашей жизни. Что может сделать  ребёнок для семьи. У каждой семьи есть своя история. Наши друзья – животные, живущие в доме и др.

 

Раздел 2. Давайте играть вместе!  (развитие потребности в общении со сверстниками).    

           Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу.  Человеку без друзей  плохо. В основе дружбы лежат  добрые отношения. Добрые  и волшебные слова. Мои друзья  в  школе. Ссоры  и споры. Играем вместе. Играем в слова. Сочинение диалогов в парах и др.

Раздел 3. Секреты твоего успеха (языки общения; навыки общения с внешним миром).            

            Происхождение языка. Первые звуки, слова, язык жестов. Древние языки. О богатстве и разнообразии  в языке: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, чистоговорки).  Выражение одной мысли различными структурами предложений. Что такое общение? Для чего общаются люди? Общение  с книгой, природой,  людьми. Устное и письменное общение. Правила общения. Цели общения. Понимание друг друга и др.  Мастерская успешного общения. Давай дружить  с тобой, волшебница природа!

Раздел 4. Речевой этикет  (формы обращения – благодарность, приветствие, прощание, обращение – просьба, извинения).          

            Зачем нужна вежливость.  Правила  ведения диалога. Диалоги  на нравственно – этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога.  Практические умения, навыки, культура  поведения в процессе диалога. Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.) Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать.  Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление), составление писем, конца к сюжету по картинам и др.

Раздел 5. Искусство спора и диалога (мини – диалоги, речевые формулы общения).

              Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре.

             - Я принимаю гостей. Я в гостях (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом).

             Композиционное построение рассказа. Составление описательных рассказов. Сочинение небылиц, рассказов по памяти и др.  Обучение рассказыванию в парах. Как развить смелость, уверенность в себе и др.

       

Раздел 6. Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и др. текстов).

              Композиционное построение сказки (зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, конец);

              Пересказ рассказов и сказок, сочинение  детьми сказок: волшебных, бытовых и о животных (а также по моделям);

        Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре);

        Сочинение детьми рассказов: по памяти (на основе личного  или коллективного опыта),  по воображению (небылиц, реалистических или фантастических повествований);

              Составление писем, придумывание начала или конца  к сюжету по картине, сочинение рассказов на нравственно-этические темы, составление текстов-рассуждений, текстов-доказательств.

                                     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

рабочей программы

МАСТЕРСКАЯ ОБЩЕНИЯ


заня

тия

Содержание обучения, разделы, темы

Цели занятия

Формы и

 методы

обучения

                        Обеспечение

Сроки

Мир  взрослых людей

(развитие потребности общения с взрослыми)

1.1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

Ввести детей  в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета, развитие артикуляционной моторики…

Речевая ситуация, упражнения на интонационную выразительность.

Сказочный персонаж

1.2

Моё любимое имя!

Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм.

Речевая ситуация.

Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка,

1.3

Что в имени моём?

Знакомить детей с историей возникновения имён и фамилий, их значением, развивать умение строить диалог, навык координации совместных действий в группе.

Логические упражнения, схемы описательных  рассказов.

Предметные картинки.

1.4

Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка и я – это вся моя семья!

Учиться понимать проявление  тёплых отношений в семье. Постижение ребёнком своей уникальности, единственности в своём роде. Обогащение и уточнение словаря: название членов семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии.

Речевая ситуация. Чтение и обсуждение стихотворения  и пословиц.

Рисунки родословного дерева, карандаши, вырезки из журналов, открытки для составления картины-аппликации «Моя семья».

1.5

Есть ли семья у ….?

Учить рассуждать, объяснять и доказывать. Развитие артикуляционного аппарата.

Речевая ситуация, игра «Кто у кого?»

Предметные картинки,  панно зелёного луга, силуэты животных.

1.6

Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой  моей!

Развивать понимание детей о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Воспитание доброжелательности, уважительного  отношения к собеседнику.

Речевая разминка, Беседа по теме. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра  –драматизация «Всё в порядке».

Пиктограммы

1.7

Я с бабушкой своей дружу…

Совершенствовать диалогическую и монологическую связную  речь. Учить детей осознавать, что слушатель должен  быть внимательным, вежливым. Воспитывать уважение к старшим.

Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?», задание «Расшифруй пословицу», игровая ситуация.

Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи»

1.8

Дом, в котором я живу.

Воспитывать  у детей потребность радовать своих близких добрыми делами. Развивать невербальные средства общения у детей.

Речевая ситуация. Игра «покажи, не называя», «кто скорее соберёт».

Игра « кто, где живёт».

Письмо от марсиан, предметные картинки мебели, план-схема.

1.9

Моё любимое животное

Учить детей  интонационной выразительности речи, развивать пантомимические навыки, воображение, инициативу. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, партнёрские качества.

Игровая ситуация, игра-инсценировка, беседа.

Дид. игра «Весёлые загадки», подвижная игра «Кошачьи повадки».

Рассказы в картинках, изобразительн. материал, тонированные листья.

1.11.

Собака в жизни человека

Учить составлять рассказы (описание, повествование, рассуждение) используя разнообразные  средства связи между  частями высказывания

Чтение стихотворения, беседа по теме. Дид игра «Чей хвост?»

Картинки (открытки) с изображением собак разных пород, фото собственных  домашних  животных.

Давай играть вместе

 (развитие потребности в общении со сверстниками)

2.1.

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

Знакомство  с тем, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Развивать чувство красоты поэтического слова.

Дикционное упражнение, беседа,  разыгрывание речевой ситуации, игра «слово-творчество»,  дид. игра «мы разные»,  упражнение: «что не так».

Предметные картинки, муз сопровождение.

2.2

Это - ты,  а это – я, а это – все мои друзья.

Развивать речевое внимание, регулировать речевое дыхание, закреплять умение составлять рассказы с опорой на иллюстрации.

Дыхательное и  дикционное упражнения, беседа, составление рассказа, дид. игра.

Схемы, карандаши, бумага.

2.3.

Винтики – конфеточки -  мальчики и девочки.

Прививать культуру общения, развивать навыки социального поведения, развивать речевую память  и произносительные навыки.

Артик. гимнаст, дид. игры.,  этюд, игровая ситуация.

Предметные картинки.

2.4.

Ссоры и споры

Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность

Дикционные упражнения. Речевая ситуация. Игра-головоломка. Этюд.

Ширма для пальчикового театра,  персонажи пальчикового театра.

2.5.

«Если весело живётся».

Учить составлять описание, рассуждение, повествование. Совершенствовать диалогическую  и развивать монологическую речь. Развивать навыки импровизации и пантомимики. Воспитывать доброжелательность, коммуникативность.

Речевая разминка, речевая ситуация,  худ. слово, игровая ситуация, дид. игра.

Колпачок для петрушки, серия картинок.

2.6.

Весёлая хохотальница-перепутаница.

Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Развивать творческое воображение, память, внимание.

Речевая разминка, речевая ситуация.

Худ. слово, беседа по теме.

Предметные картинки.

2.7.

Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем

Уточнить понятие «скороговорка».

Развивать дикцию.

Упражнять  в придумывании рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Речевая разминка, речевая ситуация,  словесные игры, игра   «пиктограммы»

2.8.

В мире звуков.

Показать роль звучащего слова, сформировать у детей представление о звуках речи, опираясь на представление детей о значении этого слова. Развитие фонематического слуха

Речевая разминка, речевая ситуация.

Предметные картинки

Секреты твоего успеха 

(язык общения, навык общения с внешним миром)

3.1.

Мои умные помощники

Познакомить  учащихся  с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учит воспринимать несловесную информацию.  Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха.  Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Речевая разминка, ситуация, лексико-грамматические игры и упражнения, словесные игры.

Предметные картинки, Изобразительный материал. Пиктограммы эмоций

3.2.

Язык жестов и движений

Развитие коммуникативных способностей.  Формировать умение согласовывать  свои действия с действием партнёра.

Развивать творческую инициативу. Отрабатывать навыки четкого произношения.

Дикционное упражнение, речевая ситуация, этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра.

3.3.

Общение на расстоянии

Познакомить учащихся с целями и средствами   общения. Активизация мыслительной деятельности.

Речевая разминка, речевая ситуация, игровая ситуация.

Предметные картинки

3.4.

Напишите мне письмо

Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм.

Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово.

Предметы и их картинки.

3.5.

Самое удивительное чудо на свете

Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней.

Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесные игры

Книги.

3.6.

Зрители и актёры

Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развитие творческой инициативы.

Речевая разминка,  театральная речевая ситуация, беседа по  теме.

3.7.

Умеет ли разговаривать природа

Закрепить правила поведения, общения  с природой. Развитие воображения, пантомических навыков. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса.

Речевая разминка, речевая ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

3.8.

Путешествие в лес

Формировать речевые умения: словесно описывать животных, их поведение, действия. Развитие наблюдательности. Воспитание гуманного отношения к животным

Речевая разминка,  игра-инсценировка, речевая ситуация, беседа по теме

Маски-шапочки

Речевой этикет

 формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение.

4.1.

Всё начинается со слова «Здравствуй-

те»

Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрыть значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи. Учить, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску.

Речевая разминка, речевая ситуация. Худ.  слово. Словесные игры

4.2.

Это слово говорят, если вас благодарят

Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Продолжать работу над интонационной выразительностью. Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого общения.

Речевая разминка, речевая ситуация.

4.3.

Как обратится с просьбой к  вам?    (к тебе?)

Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Учить, интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования, пантомимические навыки.

Речевая гимнастика, речевая ситуация, игровая ситуация.

4.4.

Когда без извинения не обойтись?

Познакомить  с правилами общения, которые используются при извинении. Учить находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре.

Речевая разминка, речевая ситуация, беседа, словесная  игра, обыгрывание ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость»

4.5.

Вежливая азбука.  (Зачем  нужна вежливость?)

Знакомить  детей с правилами речевого общения, побуждать  к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли.

Побуждать детей к импровизации, творчеству, развивать коммуникативные навыки.

Речевая разминка, речевая ситуация. Художественное слово.

Предметные картинки.

Искусство спора и диалога

(мини-диалоги, речевые формулы общения)

5.1.

Слово  - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).

Расширять  понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.

Речевая разминка, игровая ситуация, худ. слово.

Мяч,  предметные картинки,

5.2

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону.)

Познакомить детей, что телефон это важное  средство короткого общения. Закрепить правила общения по телефону.

Речевая разминка, речевая игровая ситуация,  словесная игра «Испорченный телефон».

Телефонный аппарат, предметные картинки

5.3.

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

Развивать речевое внимание и речевое дыхание, интонационную выразительность, обогащать словарный запас. Учить описывать предмет, закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации.

Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра  «Назови одним словом», худ. слово.

Предметные картинки по теме.

5.4.

К нам гости пришли!

Обучать правилам гостевого этикета. Воспитывать навыки  доброжелательного общения, уверенность в себе. Развивать интонационную выразительность, творчество и инициативу.

Речевая разминка, речевая ситуация, худ. слово, лексико-грамматическая игра.

Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

5.5.

Угощения в День рождения

Познакомить детей с правилами столового этикета. Развивать навыки соблюдения чистоты и аккуратности за столом. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги, речевые формы общения.

Речевая разминка, речевая ситуация,  словесная  игра.

 Предметные картинки.

Всего:

66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.

Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.

Быстрова Т.А.,  Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические  игры и задания. – СПб.. 2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,  и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.

Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.

Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.

КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам  русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические  рекомендации.- М.. 1995.

Лисина М.И.  Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.

Шипицина Л.М., Защиринская  О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Мастерская поделок"

Эта программа поможет  детям 5-6 лет  с помощью игр и сказочных героев освоить курс ручного труда за 1-2 класс...

Программа мастерской "Умелые руки"

Программа разработана для 1 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю....

Рабочая программа мастерской "Тайна"

Рабочая программа театральной мастерской "Тайна" для 1 класса...

Рабочая программа часов общения "Этические беседы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа Мастерская Самоделкина

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению «Мастерская Самоделкина» для 2 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной про...

Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса

Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения  в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...

Рабочая программа Мастерская творчества «Радуга успеха» для 2 класса

Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения  в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...