Образовательная программа "Мастерская поделок"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Эта программа поможет  детям 5-6 лет  с помощью игр и сказочных героев освоить курс ручного труда за 1-2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_podelok_-_slivina_t.v..doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                                            ст.ТЕМИРГОЕВСКАЯ

                                                                                     

                          УТВЕРЖДАЮ

                                                         Директор    МОУ ДОД ЦДТ

                                                             И. Н. Стеценко_____________

                                                                                        (Ф.И.О., подпись)

                                             протокол педагогического совета

                                                            от   «     »                  20    г.    №   .  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__Студии «Светлячок»

 объединения «Мастерская поделок»_

(наименование объединения)

_______ручной труд__________

 (наименование учебной дисциплины, курса)

___1 год_____

(срок  реализации  программы)

__________модифицированная_________

(вид программы)

__________________6 лет____________________

(возраст обучающихся)

________Крупнова  Татьяна Андреевна_______________

 (Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

ст. Темиргоевская

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Настоящая программа составлена на основе типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, книги М.И.Нагибиной «Природные дары для поделок и игры», и предусматривает дополнительное развитие детей младшего дошкольного возраста в области социально-педагогической направленности.                                                                                              

     Новизна  программы заключается в том, что материал занятия излагается в игровой форме. Особенно активно в образовательном процессе используются возможности информационных технологий. 

        Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которых в  реалиях сельской местности имеются только на базе  Центра детского творчества. 

  Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия ручным трудом развивают мелкую моторику рук, улучшают развитие и эмоциональное состояние детей, развивают силу воли, быстроту и координацию движений.

  Цель программы – формирование начальных трудовых умений, развитие творческих способностей детей через  театрально-игровую деятельность.

Задачи программы:

  1. воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость;
  2. воспитывать уважительное отношение к труду людей, результату их трудовой деятельности.
  3. развивать чувство композиции, фантазию, воображение;
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. формировать практические умения в процессе обучения;
  6. формировать творческое начало в личности  ребенка.

          В отличие от существующих данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы; конструировать оптимальный учебно-методический комплекс программы дополнительного образования детей. 

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6 лет. Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие. В группе занимается 10 – 12 человек.

Программа «Мастерская поделок» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа, и предусматривает 2 занятия в неделю по 1 учебному часу. Форма организации деятельности детей на занятии - групповая. Форма проведения занятий: сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, игра-путешествие, выставка, галерея, конкурс, беседа, экскурсия.

 

К концу  обучения:

  1. у ребёнка будут воспитаны художественный вкус, трудолюбие, терпение, усидчивость;
  2. у ребенка будут развиты чувство композиции, фантазия, воображение.
  3. ребёнок будет знать названия и назначение материалов и ручных инструментов (бумага, пластилин, ножницы, кисточка и т.д.);
  4. у ребёнка будет воспитано уважительное отношение к труду людей, результату их трудовой деятельности.
  5. ребёнок будет уметь лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции;
  6. ребёнок будет выполнять простейшие приемы бисероплетения.
  7. ребёнок будет обучен правилам техники безопасности.

Формы и виды контроля

п/п

Наименование темы

Вид контроля

Форма контроля

Сроки проведения

1.

2.

3.

4.

Вводное занятие.

Чудеса из бумаги.

Игрушки своими руками.

Закрепление и  обобщение пройденного материала.

Вводный

Итоговый

Итоговый

Итоговый

Собеседов., диагностика

Занятие– сказка

Занятие–игра диагностика

Занятие – путешествие

диагностика

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Май

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

Выезд., индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вводное занятие.

Чудеса из бумаги.

Игрушки своими руками (пластилин, природный материал).

Бисеринка (работа с бисером).

Материалы по региональному компоненту «Кубановедение».

Итоговые занятия.

Занимательный материал.

Итого:

1

35

12

8

4

4

8

72

0,5

12

2

2

1

2

19,5

0,5

23

9

6

2

4

6

50,5

1

1

2

ПРОГРАММА

  1. Вводное занятие.

Выявление знаний и умений детей.

  1. Чудеса из бумаги.

Теория:

Бумага, её виды. Природные свойства бумаги.

Техника работы с бумагой: аппликация, оригами.

Вырезание, сгибание, склеивание.

Шаблоны, их назначение.

Знакомство с чудо – помощниками: ножницами, клеем, линейкой, карандашом.

Практика:

Условия безопасной работы. Отработка экономной, аккуратной работы.

Примерный перечень изделий:

Аппликация: закладка для книг, коврик, домик, цыплята, елочка, зонтик, павлин, яблочки, ракета, весенние цветы, поздравительная открытка.

Сюжетная аппликация: «Осень», «Весна».

Оригами: самолет, стакан, кораблик, лягушка, лодочка, вертушка, коробочка – сюрприз, пилотка, рыбка.

  1. Игрушки своими руками (пластилин, природный материал) .

Теория:

Знакомство с пластилином, видами природных материалов, их основными свойствами.

Условия безопасной работы.

Знакомство с материалами и инструментами.

Техника лепки.

Практика:

Примерный перечень изделий:

Пластилин: геометрические фигуры (шар, куб, прямоугольник).

Объемные игрушки: овощи и фрукты, снеговик, поросенок, петушок.

Лепка по памяти и представлению: грибы, утка и утята.

Пластилин, природный материал: ежик, черепаха, вертолет лесная полянка.

Экскурсия в парк: «Сбор природного материала для поделок».

  1. Бисеринка.

Теория:

Бисер, бусины, стеклярус, их виды.

Беседа: «Где родилась бусинка».

Материалы и инструменты.

Правила безопасной и аккуратной работы.

Практика:

Приемы плетения плоских бисерных изделий.

Зарисовка схем.

Примерный перечень изделий:

Цепочка, браслеты, гусеница, рыбка.

  1. Материалы по региональному компоненту «Кубановедение».

Теория:

Беседа: «Предметы русского (кубанского) обихода (кувшин, чугунок, деревянные ложки, рогач, макитра и другие).

Практика:

Примерный перечень изделий:

Пластилин: кувшин, чугунок.

Аппликация: «Кубанский орнамент».

Экскурсия в музей боевой и трудовой славы станицы.

  1. Итоговые занятия.

Путешествие в страну сказок.

В гостях у Знайки.

Мастерская Деда Мороза.

Прогулка по стране мастеров.

  1. Занимательный материал.

Практика:

Занятия – игры: «Пластилиновая сказка», «Оригамские» сказки», «Мастерская Деда Мороза».

Игры: «Перевези с поля урожай», «Кот в мешке», «Летние посиделки», «Официанты».

Конкурс загадок: «Из чего же хлеб да каша?», «Что растет на грядке?»

Мимический мини-спектакль «Профессии моих родителей».

Методические рекомендации

Чтобы трудовая деятельность стала действительно эффективным средством всестороннего развития детей, необходима система работы, основанная на обязательном учете возрастных  и психофизических особенностей каждого ребенка. Для детей шестилетнего возраста характерны ограниченные возможности самостоятельной деятельности.

 

  Занятия проходят в форме:

  1. Игры.
  2. Выставки
  3. Галереи
  4. Конкурса
  5. Игры-путешествия
  6. Сюжетно-ролевой игры.
  7. Беседы.
  8. Экскурсий.

  Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса:

  1. Наглядный.
  2. Практический.
  3. Обьяснительно-иллюстрированный.
  4. Репродуктивный.

   Используется следующий дидактический материал:

  1. Плакаты.
  2. Дидактические карточки.
  3. Раздаточный материал.
  4. Фотографии.

     Техническое оснащение занятий:

  1. Мультимедийный проэктор.
  2. СD-проигрыватель.

     Перечень оборудования и материалов:

  1. ТСО.
  2. Ручные инструменты(Ножницы, карандаш..)
  3. Материалы (бумага, пластелин, картон, бисер…)
  4. Демонстрационный материал.

Форма подведения итогов занятия:

  1. Опрос.
  2. Презентация творческих работ.
  3. Открытое занятие.

Занятие должно проводиться в хорошо освещенном, проветриваемом помещении.

Регулярно проводится диагностика, отражающая динамику индивидуального развития ребенка по предмету.

Список литературы, рекомендуемой для педагога:

  1. Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Зимина М. Учимся лепить и рисовать. – Санкт–Петербург: Кристалл Валери СПБ, 1997.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

Список  литературы, рекомендуемой  для обучающихся.

1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Карапуз, 2010.

2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Сфера,     2010.

3. Буре Р.С. Совместный труд детей и взрослых. – М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Конспект урока по технологии. Изготовление поделок из различных материалов

Конспект урока по технологии.Тема: Изготовление поделок из различных материалов....

Картотека поделок по технологии из различных материалов.

Картотека изделий по технологии. Может быть использован как справочник для учителя 1 - 4 классов....

Грамота за участие в осеннем конкурсе поделок

Грамота за участие в осеннем конкурсе поделок....

Сертификат участника дистанционного международного творческого конкурса коллективных поделок из бумаги "ДРАКОНЫ НАСТУПАЮТ"

Сертификат участника дистанционного международного творческого конкурса коллективных поделок из бумаги "ДРАКОНЫ НАСТУПАЮТ" 2011-2012 г....

Выставка поделок из природного материала

Данное мероприятие помогает развивать детскую фантазию и воображение, так как мир  флоры и фауны таит в себе много интересного и сколько полезного мы можем от нее получить....

Осенний диплом за участие в конкурсе осенних поделок

Красочные дипломы и грамоты для награждения учащихся за участие в конкурсе осенних поделок....