Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по программе «Бисероплетение»
статья

Юрина Людмила Юрьевна

эта статья будет полезна педагогам дополнительного образования, которые ведут напрвление "Бисероплетение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yurina_l.yu_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по программе «Бисероплетение» (Юрина Л.Ю.)

История изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.

Свое название бисер получил от арабов — «бусра» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». Появление его непосредственным образом связано со стеклоделием.

В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимодействии педагога и учащихся. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач педагога является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность ребёнка, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к творческой деятельности.

Под обучением творчеству понимают реализацию потребности учащихся в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Поэтому педагог должен учитывать такие факторы как индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами бисероплетения позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.

В целом бисероплетение как нельзя лучше способствует формированию творческого начала у воспитанников. В их работах встречаются те же закономерности, что и в произведениях народного искусства: чёткость форм, локальность цветов, яркость и насыщенность красок, цельность изображения. Ещё одной особенностью бисероплетения, которая делает занятия интересными и притягательными для детей, является разнообразие техник видов плетения и вышивания бисером.

Чтобы достичь поставленной цели, то есть развить творческие способности учащихся, необходимо совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами.

Методы обучения – это один из важнейших компонентов учебного процесса. С их помощью педагоги решают образовательные и воспитательные задачи, помогают детям усвоить и закрепить учебный материал, сформировать базовую культуру личности школьника. В педагогической науке существует множество разнообразных методов, которые, сочетаясь в акте учебной деятельности, способствуют развитию творческих способностей детей. Методы тесно связаны между собой и переплетаются друг с другом в учебно-воспитательном процессе.

Можно выделить методы, которые в большей степени способствуют развитию у детей творческих способностей:

  • метод убеждения. С его помощью педагог формирует у учащихся творческие качества посредством разностороннего воздействия на их чувства и мысли;
  • упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения задач творческого характера. В его ходе у детей вырабатываются привычки в труде, происходит закрепление полученных умений и навыков, вырабатываются навыки культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, основывается на побуждении детей к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию используется в педагогическом процессе для формирования эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире;
  • методы стимулирования применяются с целью усиления эффективности деятельности и получения качественных результатов работы. Они направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность к предмету деятельности, ведь наличие сильной мотивации ведёт к желанию действовать энергично, достигать поставленной цели;
  • методы эмоционального стимулирования;
  • методы развития познавательного интереса;
  • методы формирования ответственности и обязательности;
  • методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Многими учёными-педагогами было замечено, что монотонный труд препятствует креативной деятельности и сковывает познавательную свободу, поэтому творческая активность ребят находится в прямо пропорциональной зависимости от методов, средств и форм, которые предлагает педагог. Для этого необходимо внести коррективы в многообразие средств подачи материала и включать в практику обучения наиболее действенные методы.

Бисер – это очень интересный материал для рукоделия, поскольку в нём кроется множество идей для творчества. У детей, с удовольствием выполняющих задания, формируются творческие навыки и креативное мышление. Но занятия бисером – это тонкая, кропотливая работа, которая требует терпения и аккуратности. При освоении этого вида декоративно-прикладного искусства, школьники воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, тонкое восприятие красоты, развивают фантазию и чувство ритма.

Бисероплетение - это удивительное занятие, которое несёт в себе много пользы, и поэтому в структуру занятий включаются наиболее эффективные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые могут стать полезными не только в творчестве. Деятельность подобного рода благотворно сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.

Работа в технике бисероплетения, которая проводится на занятиях, позволяет успешно справляться с задачами по развитию творческого начала, свободы детей, потому что в процессе изготовления различных изделий из бисера ребята постоянно сталкиваются с технологическими трудностями, требующие творческого подхода и нестандартных решений.

Начиная с самых азов знакомства с бисером, прослеживается, какое влияние он оказывает на развитие детей. Например, работая в технике параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, ребята развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует с воображением, координацией, двигательной памятью и речью.

При разглядывании мелких деталей и сопоставлении цветов в изделии ребёнок тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память.

Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от педагога, ребенок при выполнении задания старается привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у него творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание, стимулирует у школьников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности.

В процессе работы, когда ребенок уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде изделия. Посредством этого комплекса действий у ребенка развивается пространственное и логическое мышление.

Формирование художественного воображения происходит тогда, когда учащийся знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны. Также в процессе обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией.

По мере развития творческих способностей учащихся с помощью средств бисероплетения дети переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой повышение творческой активности.

Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени повторять одинаковые движения.

Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
  2. Аполозова Л. М. Украшение из бисера. – Издательство «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ», 1999
  3. Базулина Л.В., Новикова И.В.. Бисер – Ярославль, 2004
  4. Бондарева Н.И. Цветы из бисера – Ростов н/Д: «Феникс», 2005
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Книга делового учителя- 3 издание- М: Просвещение, 2002
  6. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001
  7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Гуревич П.С. – М., 2004
  8. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004
  9. Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. Цветы. Бонсай, 2005
  10. Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М, 1996.
  11. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».

Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. П...