Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по программе «Бисероплетение»
статья
эта статья будет полезна педагогам дополнительного образования, которые ведут напрвление "Бисероплетение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях по программе «Бисероплетение» (Юрина Л.Ю.)
История изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства.
Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.
Изделия из мелких бус и бисера были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии этот вид народного творчества является неотъемлемой частью культуры.
Свое название бисер получил от арабов — «бусра» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг». Появление его непосредственным образом связано со стеклоделием.
В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимодействии педагога и учащихся. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач педагога является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность ребёнка, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к творческой деятельности.
Под обучением творчеству понимают реализацию потребности учащихся в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Поэтому педагог должен учитывать такие факторы как индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки и т.д. Развитие способностей средствами бисероплетения позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к культурному наследию, к окружающей действительности, научить видеть и понимать прекрасное.
В целом бисероплетение как нельзя лучше способствует формированию творческого начала у воспитанников. В их работах встречаются те же закономерности, что и в произведениях народного искусства: чёткость форм, локальность цветов, яркость и насыщенность красок, цельность изображения. Ещё одной особенностью бисероплетения, которая делает занятия интересными и притягательными для детей, является разнообразие техник видов плетения и вышивания бисером.
Чтобы достичь поставленной цели, то есть развить творческие способности учащихся, необходимо совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами.
Методы обучения – это один из важнейших компонентов учебного процесса. С их помощью педагоги решают образовательные и воспитательные задачи, помогают детям усвоить и закрепить учебный материал, сформировать базовую культуру личности школьника. В педагогической науке существует множество разнообразных методов, которые, сочетаясь в акте учебной деятельности, способствуют развитию творческих способностей детей. Методы тесно связаны между собой и переплетаются друг с другом в учебно-воспитательном процессе.
Можно выделить методы, которые в большей степени способствуют развитию у детей творческих способностей:
- метод убеждения. С его помощью педагог формирует у учащихся творческие качества посредством разностороннего воздействия на их чувства и мысли;
- упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения задач творческого характера. В его ходе у детей вырабатываются привычки в труде, происходит закрепление полученных умений и навыков, вырабатываются навыки культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, основывается на побуждении детей к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию используется в педагогическом процессе для формирования эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире;
- методы стимулирования применяются с целью усиления эффективности деятельности и получения качественных результатов работы. Они направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность к предмету деятельности, ведь наличие сильной мотивации ведёт к желанию действовать энергично, достигать поставленной цели;
- методы эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательности;
- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Многими учёными-педагогами было замечено, что монотонный труд препятствует креативной деятельности и сковывает познавательную свободу, поэтому творческая активность ребят находится в прямо пропорциональной зависимости от методов, средств и форм, которые предлагает педагог. Для этого необходимо внести коррективы в многообразие средств подачи материала и включать в практику обучения наиболее действенные методы.
Бисер – это очень интересный материал для рукоделия, поскольку в нём кроется множество идей для творчества. У детей, с удовольствием выполняющих задания, формируются творческие навыки и креативное мышление. Но занятия бисером – это тонкая, кропотливая работа, которая требует терпения и аккуратности. При освоении этого вида декоративно-прикладного искусства, школьники воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, тонкое восприятие красоты, развивают фантазию и чувство ритма.
Бисероплетение - это удивительное занятие, которое несёт в себе много пользы, и поэтому в структуру занятий включаются наиболее эффективные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые могут стать полезными не только в творчестве. Деятельность подобного рода благотворно сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.
Работа в технике бисероплетения, которая проводится на занятиях, позволяет успешно справляться с задачами по развитию творческого начала, свободы детей, потому что в процессе изготовления различных изделий из бисера ребята постоянно сталкиваются с технологическими трудностями, требующие творческого подхода и нестандартных решений.
Начиная с самых азов знакомства с бисером, прослеживается, какое влияние он оказывает на развитие детей. Например, работая в технике параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, ребята развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует с воображением, координацией, двигательной памятью и речью.
При разглядывании мелких деталей и сопоставлении цветов в изделии ребёнок тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память.
Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от педагога, ребенок при выполнении задания старается привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у него творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.
Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание, стимулирует у школьников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности.
В процессе работы, когда ребенок уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде изделия. Посредством этого комплекса действий у ребенка развивается пространственное и логическое мышление.
Формирование художественного воображения происходит тогда, когда учащийся знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны. Также в процессе обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией.
По мере развития творческих способностей учащихся с помощью средств бисероплетения дети переоценивают уровень имеющихся знаний, у них повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой повышение творческой активности.
Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени повторять одинаковые движения.
Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
- Аполозова Л. М. Украшение из бисера. – Издательство «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ», 1999
- Базулина Л.В., Новикова И.В.. Бисер – Ярославль, 2004
- Бондарева Н.И. Цветы из бисера – Ростов н/Д: «Феникс», 2005
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Книга делового учителя- 3 издание- М: Просвещение, 2002
- Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001
- Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Гуревич П.С. – М., 2004
- Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004
- Донателла Чиотти. Фантазии из бисера. Цветы. Бонсай, 2005
- Евладова Е. Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М, 1996.
- Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20806.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-8799-1387030867.jpg)
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».
Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-384281-1556437508.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435682-1397306847.jpg)
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. П...