Развитие творческого потенциала учащихся на уроках внеклассного чтения
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Розанова Наталия Михайловна

  В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. Приобщить младших  школьников к художественному слову, научить различать доступные для них,  полезные, интересные книги, сформировать читательский кругозор, обогатить нравственный опыт, развивать творческие и познавательные способности, получать эстетическое наслаждение от художественных произведений,  дать понять учащимся, что книга – это духовная пища каждого воспитанного человека, сделать их постепенно настоящими читателями помогают уроки внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение – лучшее учение

             Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

                                                                                                  Карлейль Т.   

                                                     

              Вопрос развития интереса к чтению меня всегда волновал. Я думаю, вы согласитесь со мной, что современные школьники не особенно любят читать, читают мало и с неохотой. Общение с книгой сегодня им заменяют телевидение и компьютер.

                В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. Приобщить младших  школьников к художественному слову, научить различать доступные для них,  полезные, интересные книги, сформировать читательский кругозор, обогатить нравственный опыт, развивать творческие и познавательные способности, получать эстетическое наслаждение от художественных произведений,  дать понять учащимся, что книга – это духовная пища каждого воспитанного человека, сделать их постепенно настоящими читателями помогают уроки внеклассного чтения.

                  Истинное чтение – это чтение,  которое,  по словам М. Цветаевой,  есть «соучастие в творчестве». Именно такое чтение способствует развитию личности. Вся система уроков внеклассного чтения направлена на пробуждение творческой активности.  Как известно литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Поэтому для внеклассного чтения выбираю произведения  близкие и понятные детям по смысловому содержанию, а также позволяющие легко и интересно инсценировать и иллюстрировать отдельные части повествования. Даю детям право выбора при выполнении творческого домашнего задания. С удовольствием ребята составляют кроссворды, ребусы, придумывают игры, викторины, тесты, загадки, инсценируют отрывки. Чем нравятся творческие работы?  Возможностью ученику проявить себя. В этих работах нет безликости, каждый ребенок неповторим. А как им нравится быть на уроке в роли учителя.  Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети себя чувствуют хозяевами и творцами.

           Совместное обсуждение книг сближает меня с детьми. Постепенно наблюдаю за тем, как меняются рассуждения, становятся более продуманными и серьёзными.

Отзыв о книге Туве Янссон «Опасное лето» (Ревин  Виталий)

«..Я бы с удовольствием спросил автора: « Кто такие  муми-тролли?»  Наверное,  это маленькие  бегемотики.  А ещё я бы поговорил с автором о том, как могучие скалы смогли раскрошиться на небольшие каменные островки? Но мне  приходиться придумывать самому на них ответы. Дети учатся оценивать поступки героев, делают свой первый нравственный выбор.

        Отрывок из сочинения «Моя любимая книга»  (Рухлина Дарья 10лет)

«…Эта книга заставила меня не только посмеяться, над проделками Дракоши и его друзей. После прочтения этой книги я задумалась о своих отношениях с родителями и друзьями. О том, что жить в дружбе с ними совсем несложно.  Главное – любить друг друга и доверять».

        Уроки внеклассного чтения помогают пробудить интерес к собственной литературно-творческой деятельности.

           Басня. Автор:  Хван Тимур  9лет

        При помощи басни ребенок рассказал о своих чувствах и  переживаниях.  Обидчик понял   свою ошибку. Таким необычным способом был  разрешил детский конфликт.

        Сотрудничество с родителями учащихся, проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором  в  организации  учебно-воспитательного процесса, в том числе  и читательской деятельности. Побуждая к совместному чтению и обсуждению книг, я хвалю детей за отзывы, составленные вместе с мамами и папами. Творческие домашние задания увлекают не только детей, но и их родителей. Вместе с детьми они изготавливают  костюмы к  инсценировкам, выполняют прекрасные иллюстрации,  придумывают  занимательные  игры,  конкурсы,  фокусы, делают  презентации. Участие родителей  в подготовке уроков внеклассного чтения обязательно поощряю.

         Уроки внеклассного чтения увлекательны, они стали  праздниками книги. Дети и я ждем их с нетерпением.

В моем классе работа по  внеклассному чтению переросла в два интересных  исследовательских проекта

Работа над книгой А.П.Гайдара «Тимур и его команда»  переросла в исследовательский проект « Я теперь вспоминаю, как песню, пионерский свой  первый отряд …»  Ребята из воспоминаний родителей, бабушек и дедушек, учителей нашей школы узнали: кто такие пионеры и как принимали в пионеры, по каким законам они жили,  какие  добрые дела вершили, и как проходил отдых в  пионерских лагерях..

Знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» стало основой

в работе над коллективным проектом «Недаром помнит вся Россия…»

        Содружество учителя и ученика – залог эффективного обучения и воспитания. Творческий союз – это умение зажечь искорку  творчества в детях и даже их родителях.

Я надеюсь, что  творческие искорки, зажженные в этих детских сердцах,  не угаснут  и в последующих классах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что...

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...