Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
статья (2 класс) на тему

Некрасова Жанна Николаевна

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasova_zhn_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                               КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Название работы: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»

Краткая аннотация работы:

  1. Введение (эпиграф).
  2. Описание ситуации, в которой возникла проблема.
  3. Формулирование проблемы и анализ причин её существования.
  4. Тема, цель работы - создание условий для решения проблемы.
  5. Обоснование способов решения проблемы.
  6. Описание и использование методов и приёмов для решения проблемы в образовательном процессе.
  7. Описание полученных образовательных результатов.
  8. Выводы.
  9. Достижения учащихся и анализ результативности работы по данной проблеме.
  10. Заключение.

Цели, на решение которых направлена работа:

  1. Создание оптимальных (эффективных) условий для раскрытия творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения с целью развития личности каждого ребёнка.
  2. Системность и логическая структурность образовательного (педагогического) процесса, направленная на раскрытие потенциала личности учащихся.

     Задачи, на решение которых направлена работа

  1. Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся, раскрытие  потенциала личности учащихся – важнейшая задача современного образования.
  2. Выявление и развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.
  3. Влияние технологии развивающего обучения Л.В. Занкова и методов, используемых в образовательном процессе, на   развитие творческих способностей детей.  
  4. Показать результативность деятельности учащихся начальных классов посредством развития их творческих способностей в образовательном процессе на раскрытие их потенциала.

Содержание работы, предоставляемой на конкурс  (представлено ниже)

Результаты (представлены в самой работе)

                                                Содержание работы                                            

                                                                  Можно полагать, что если раньше больше

                                                                  всего превозносился «человек разумный»,

                                                                  то сейчас жизнь продолжается под знаком

                                                                 «человека творческого».    

                                                                                                                            Ф. Беррон

      Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Человечество вступило в XXI век. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Новое время требует человека способного решать проблемы, человека – творца, исследователя, а не исполнителя. «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» (Плутарх). Значит миссия каждого учителя – помогать ребенку постигать жизнь, раскрывая перед ним её содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития.

    Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является личностная ориентация, предполагающая опору на субъективный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. Именно личностно-ориентированная направленность лежит в основе технологии развивающего обучения Л. В. Занкова. Данная технология является концепцией (фундаментом) моего повседневного труда, которая на протяжении пятнадцати лет стала смыслом моей деятельности, жизни, отношения к детям, так как она направлена на общее, целостное развитие личности ребёнка, т. е. на развитие ума, воли, чувств. Обучение в системе Л. В. Занкова выступает той развивающей средой, где происходит формирование и раскрытие творческого потенциала ребёнка.

     Развитие ребенка - задача сложная, многогранная, актуальная. Как правило, проблема формирования учебных навыков стоит не так остро, как проблема развития творческого потенциала младших школьников. Именно этот вопрос стал для меня предметом серьёзного изучения по причине значимости и актуальности для общего развития ребёнка.

     Проведённая мною диагностика (по методике Е. Е. Туник) показала, что в конце I полугодия 1 класса только 23 % учащихся могли успешно справляться с заданиями на развитие творческого мышления. 77% учащихся не воспринимали задания творческого характера. Данные показатели были для меня «шокирующими»  и  помогли мне ещё раз убедиться в том, что нужно вести целенаправленную систематическую работу по раскрытию творческих способностей  младших школьников. Предметом моей педагогической деятельности является «Развитие  творческих способностей учащихся».

     Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что подчас они не реализуются или реализуются не полностью,   виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все, кто окружает ребенка.

                            Что же такое творческая деятельность?

По мнению Л.С. Выготского - «Творческая деятельность – это деятельность, которая создает нечто новое». Передо мной встал ряд вопросов:

  • Как способствовать накоплению творческого опыта учащихся?
  • Как «построить» свою работу, чтобы не только вооружить учащихся общеобразовательными знаниями, но и развить  их умственные силы и раскрыть творческое мышление?                                          
  •  Какие средства развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников можно использовать в своей работе?

      Изучив литературу  по этому вопросу, я пришла к выводу, что необходимо с первых же дней обучения ребёнка в школе развивать и раскрывать его творческие способности, верить в него, уважать как личность, стремиться помочь каждому в достижении успеха.

           В работах отечественных психологов и педагогов  Г. А. Балла, Т. М. Давыденко, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, М. И. Махмутова, Т. П. Шамовой, Д. Б. Богоявленской и других рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся, акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся. Однако учёные отмечают недостаточную разработанность педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.

                      Принципы решения проблемы я вижу  в следующем:

1. Создание оптимальных условий для раскрытия творческих способностей на уроках  

    с целью развития личности каждого ребенка.

2. Системность и логическая структурность педагогического(образовательного)

    процесса.

         Я считаю, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании эффективной образовательной среды, благоприятствующей их формированию и раскрытию.  Такими условиями являются:

  1. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  2. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  3. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности.
  4. Умная доброжелательная помощь, (а не подсказка) взрослых.
  5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.

       Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с   высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию и раскрытию творческого потенциала у детей. Я думаю, творчество следует развивать на различных уроках: технологии, русского языка, математики, окружающего мира. Но убеждена, что именно литературное чтение всегда остаётся таким учебным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. На мой взгляд, этот предмет – инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения. Я представлю свой опыт работы по теме «Развитие  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения».   

        Особенностью развития  творческих способностей младших школьников является то, что их творчество проявляется хотя бы в минимальном отступлении от образца. Я  пришла к выводу, что поначалу ребенок постоянно нуждается в руководстве старших, лишь постепенно он может стать более самостоятельным и свободным. В процессе творческой деятельности прежде всего должны развиться творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.     

Для себя я определила основные этапы проявления творческих способностей:        

  • Репродуктивный – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
  • Конструктивный – ребята могут самостоятельно выполнить часть работы, находят некоторые способы ее осуществления.
  •  Творческий – выполняют работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности.

Ученики последовательно проходят все этапы. Остановлюсь на каждом этапе подробнее.

I этап (репродуктивный) включает подготовительную работу по формированию творческих способностей, которую я начинаю в период обучения грамоте. Ребята составляют предложения, тексты и диалоги по сюжетным картинкам, описывают предметы. В работе с учащимися преобладают занимательные, подчас игровые задания:

  • Игры по развитию наблюдательности

 «Что на что похоже»: «Это похоже на…» - учитель начинает: «То, что я задумала, похоже на цветок, на бабочку, на винт вертолета, на восьмерку, которая лежит на боку». Ответ – бант.

  • Игры и упражнения, направленные на развитие памяти

 «Слова» - цель: развитие логической памяти. Описание работы.

Учитель читает вслух несколько строк (постепенно строки добавляются):

Весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песни – веселье

Мост – река – вода

Пчела – улей – мед

Дуб – желудь – свинья

Ученикам предлагается карточка, на которой написаны лишь первые слова (два, затем одно) из трёх, остальные – дописать.

  • Игры, направленные на развитие воображения и фантазии

 «Изобрази самолет», «Полет бабочки» и т.д.

  • Обучение умению рифмовать

игры  «Доскажи словечко», «Найди рифму», «Поймай рифму», «Исправь ошибку» др.

Например: «На столе сидела киска и смотрела на сосиску…», дети продолжают дальше, придумывая рифму, например: «Очень вкусная сосиска, облизнулась наша киска».

В этих заданиях детям также предлагается попытаться передать характер героя и его повадки.

  • Работа с чистоговорками; со скороговорками с использованием игр: «Поезд набирает (замедляет) ход».

Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания: умение работать в коллективе, соблюдая правила диалога (умение слушать, считаться с мнением товарища, приходить к единому мнению), создавать свои пробные творческие работы.

  • Речевые разминки которые решают следующие задачи:
  • устраняют разного рода неточности в произношении;
  • вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
  • учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.

В речевых разминках использую игры: «Медвежата», «Как на горке, на пригорке», «Лифт», «Мама пересушила бельё», «В цветочном магазине», «Игра голосом», «Работа над ударением» и др.  Методическая цель таких упражнений – создание условий для проявления творческой познавательной активности ученика.

       На следующем этапе (конструктивный) в уроки литературного чтения я включаю такие задания:

  • Игры и задания для развития творческого мышления:

- «Узнавание предмета по заданным признакам» - назови предмет, про который можно сказать:

        - белый, сладкий, твердый;

        - продолговатый, зеленый, твердый, съедобный;

        - желтый, продолговатый, кислый.

- «Составление предложений» - цель: развитие умения творчески мыслить, создавать целостные образы. Детям предлагаются три слова не связанные между собой по смыслу:

        - озеро, карандаш, медведь.

Составьте как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (начинают с одного предложения).

- «Знакомые с детства сказки»

Приведу пример одного из уроков: Сказка «Репка». Сначала проверила: все ли её хорошо знают. Для этого попросила всех по очереди говорить только одну фразу из сказки. Уже это вызывало большое оживление.

Потом задала вопрос: о чем эта сказка? И… начинался пересказ содержания. Я обратила внимание детей на разницу между пересказом содержания сказки и ее пониманием. После долгих хождений вокруг да около, наконец,  появились следующие высказывания:

  • сообща можно сделать работу, непосильную даже для самого сильного;
  • помощь самого слабого может оказаться решающей.

В конце урока попросила сочинить новое окончание сказки, предложив вопрос: неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, а собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? Все ребята с удовольствием включились в работу, и через некоторое время получились новые окончания сказок. Вот одно из них: «Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой…» Таким образом, дети непроизвольно, с большим интересом и удовольствием включились в творческую деятельность.

Разыгрываю небольшие диалоги по определенной теме: «Летит листок и думает».

–– О чем может думать листок?

Расскажите от его имени. Дети принимают творческую задачу, решают ее самостоятельно и оригинально.

Даю еще такое задание: показываю предмет (рваную книгу, сломанную игрушку).

- О чем думает эта книга?     - Задайте свои вопросы.   

       Чтобы  дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности, задания направить на пробуждение творческой активности.  На уроках литературного чтения присутствуют элементы театра, изобразительного искусства, музыки; игра, связь с другими предметами (с окружающим миром, русским языком, математикой). Особое место отвожу беседе. Беседа – это самый трудный момент урока и в подготовке к нему нельзя руководствоваться только вопросами из учебника. Беседа – всегда «диалог на равных». Это возможно лишь при условии, что дети чувствуют себя уверенно, равноправными участниками обучения.

     Например, тема урока: Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» (2 класс)

     Я начала урок с вопроса «Без чего человек не может прожить как человек?» Ответы детей были разнообразные: они спорили, доказывали и вот последний ответ:

«Без любви. Ведь у человека есть сердце, а именно им мы любим своих родных, близких».     Этот ответ не оставил детей безразличными, все согласились.

      При подготовке  к урокам литературного чтения, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы для беседы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать, делать выводы. Например:

  • Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?
  •  Как бы ты поступил, если  бы оказался на его месте?
  •  Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил именно так, а не иначе?
  • Что бы ты мог посоветовать герою?
  • Хотел бы ты включиться в события, развертывающиеся в произведении? и т. д.   Такого рода вопросы активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребенка, учат оценивать характер, перенося переживания на себя. Такие вопросы переключают ребенка от книги на его жизненные впечатления, побуждают к их оценке.

 А вот еще одно направление: вопросы, которые нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать «присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Все это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения.

Постановка вопросов определяется конкретной ситуацией, задачами данной беседы. Ценны, например, и вопросы, развивающие навыки сравнения различных произведений.       Опыт показал, что не обилие хороших вопросов, а иногда 1-2 стержневых вопроса, вызывают у детей заинтересованное обсуждение, включают их в творческий поиск. Чтобы организовать живую беседу по произведению, я использую следующие подходы к её проведению:

  • правильно сформулировать цель беседы (т.е. найти в произведении то, что может пробудить в ребенке духовность);
  • в основе должна лежать нравственная доминанта;
  • синтез прочитанного возможен на любом этапе урока в зависимости от яркости и глубины его восприятия;
  • включать в беседу всех детей, выслушивать каждое мнение;

     Я считаю, что беседа по прочитанному или перед знакомством с художественным произведением, в которой дети свободно говорят о своих чувствах, делятся мыслями, является основным фактором в развитии творческой личности ребенка.

    Особое место на уроках отвожу пословицам и поговоркам. Работа с данными жанрами развивает речь учащихся, память, мышление, творческую деятельность.                                                                                      К пословицам даю следующие задания:

 - Что объединяет данные пословицы?

От человека утаишь, а от совести не утаишь;

Совесть без зубов, а грызет;

Хотя на мне платье черно, а моя совесть бела;

Без совести и при большом уме не проживешь.

 - Придумай или расскажи случай из собственной жизни, которому соответствует одна из пословиц.

 - Объясни смысл особенно понравившейся пословицы. Как поступил бы ты?

 - Какое из произведений помогает понять смысл следующих пословиц, докажи.  

Например, даны пословицы и названия произведений:

Слово не воробей, вылетит –  не поймаешь.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Слово – не стрела, а сердце насквозь ранит.

       С. Магилевская «День рожденья».

       А. Гайдар «Чук и Гек».

       А. Барто «Друг».

Дети сопоставляют произведения и пословицу, доказывают, спорят, делают выводы.

  С большим увлечением ребята выполняют такие задания:

  • Выполнить рисунок к пословице;
  • Инсценировать пословицу;
  • Пословицы «шутят» (Например: два сапога – тара,  лось человека не красит); терпенье и пруд всех перетрут;
  • Отгадывание пословиц (Например: дело – потеха);
  • Составление рассказа по картинке с обязательным использованием данной пословицы.        

Эти задания дети могут выполнять в парах, группах, что им очень нравится, повышает творческую активность.  

Очень интересными у ребят получаются рассказы и тогда, когда картинка одна, а пословицы разные. В 1, 2 классах мы выполняли такие задания устно, а  в 3, 4  классах пробуем письменно.  Я считаю, что именно фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку стать творческой личностью. М. Горький писал: «В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

         Немаловажную роль отвожу на уроках работе с фразеологизмами.  При работе с ними дети побуждаются к активной мыслительной деятельности, это их увлекает, развивает познавательные интересы, воображение, эмоции, что служит предпосылками творчества. А главным стимулом такого творчества  является огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю. С этой целью использую следующие задания:

  • подбор фразеологизмов определённой тематики, соответствующих основной мысли текста;
  • подбор фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.

        По мере увеличения самостоятельности на первый план выходит исследовательский метод, когда перед учеником ставятся проблемы текста, которые он должен решить, глубоко анализируя произведение. На уроках литературного чтения использую моменты исследования, посильного конструирования:

  •  конструирование схематического плана (например: нарисуйте «цепочку» (диафильм) к сказке (рассказу), чтобы она передала (передал) события данной сказки (рассказа));
  • нахождение изобразительно - выразительных средств в произведении;
  • обнаружение многозначных слов на основе анализа текста 

      Одним из приемов используемых мною является «построчное рисование». Данный прием использую на первых уроках по изучению лирических произведений, чтобы учащиеся наглядно могли увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения.

 Приведу пример работы над стихотворением А. Толстого «Осень» (2 класс). После прочтения стихотворения учащиеся выделяют ключевые слова-образы: “Осень, сад, листья, кисти рябин”. При повторном чтении учащиеся обращают внимание на эпитеты, подобранные автором, объясняют, почему автор остановился именно на этом эпитете, и зарисовывают образы, которые выделили. Рассматривая получившуюся картину, выходят на идею: «Грусть, одиночество, но яркие краски осени вносят оживление и радость».

       Для того чтобы ученики могли увидеть «движение чувств» в стихотворении: либо нарастание эмоциональной волны, либо эмоциональных колебаний, перепадов настроения автора я использую схему – “картинный план – партитура (совокупность) чувств”. Покажу схему на примере стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” (3 класс)

“мороз и солнце”

бодрость

“вечор, ты помнишь”

тоска, грусть, печаль

“а нынче”

радость

“лес один”

одиночество

“вся комната”

восторг

“утренний снег”

новизна

“поля пустые, леса недавно столь густые”

легкая грусть

 Наблюдение за движением настроения автора помогает понять идею стихотворения, которая состоит в следующем: «гармония в природе и в жизни, радость и печаль, они приходят к человеку чередой, и вчерашняя грусть сменяется радостью, а радость может снова сменить печаль».  

        Для того, чтобы обучить  детей (собственному творчеству) – перейти к III этапу, на уроках литературного чтения систематически предлагаю учащимся следующие виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества. Использую особый вид чтения – чтение-сопереживание героям – это полное погружение в мир героев книг, когда юный читатель сам воображает себя одним из персонажей, верит всему, что происходит в произведении. Применяю и прямо противоположный подход к «читаемому»: дети вводят новые эпизоды или представляют их, распоряжаясь судьбами героев. Например, прочитав русскую народную сказку «Снегурочка», дети загрустили. Предлагаю следующее творческое задание: «Если вам жалко Снегурочку, придумайте своё продолжение сказки». Ребята распорядились судьбой несчастных героев гуманнее, нежели народная сказка.

Таким образом, предпосылки детей к творчеству постепенно могут перерастать в подлинное творчество.  Ведь у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

      Во 2 классе впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д. Затем «проба пера»: на основании собственных наблюдений и чтения  текстов сочинить «осенние (зимние) этюды», сочинить рассказ по пословице, о своем любимом домашнем животном и др.

    Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Дети с большим удовольствием выполняют эту работу: составляют синквейны к литературным произведениям, на других предметах и  на отвлечённые темы.

Примеры синквейнов:

Мама

                  Каникулы                              

Добрая, ласковая.

                  Солнечные, весёлые.

Заботится, учит, переживает.

                  Играем, читаем, отдыхаем.

Мама дала мне жизнь.

                  Я люблю школьные каникулы.

Любовь.

                  Отдых.

     

      В 3-4 классах продолжаю работу по развитию и совершенствованию навыков написания творческих работ учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие формы письменных работ, как сочинение-рассуждение, сказка, сочиненная «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв  и др. Накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности позволяет усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов, пробуют писать аннотации на прочитанные произведения.

Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения:

  • Иллюстрирование:
  • графическое;
  •  словесное;
  • музыкальное;
  • ниткопись.
  • Рассказывание:
  • рассказ от лица одного героя;
  •  творческое продолжение;
  •  дополнение одной из частей произведения;
  •  рассказ с изменением лица рассказчика: я – он;
  • рассказ с изменением сюжета по типу: «А что было бы, если…»;
  • рассказ с изменением позиции героев;
  •  перенесение места действия в необычную обстановку;
  •  рассказывание по аналогии с прочитанным с опорой на жизненный опыт;
  • рассказывание по диафильму.
  • Драматургия чтение по ролям с опорой на интонацию;
  • чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз;
  • инсценировка.

     Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.         Большинство ребят класса уже сейчас  могут выполнять довольно сложные задания:

  • Допиши четверостишие, «Я начну, а ты продолжи…»
  • Подбери строчки из стихотворения к картине художника
  • Сочинение по картине художника
  • Завершение сюжета произведения
  • Сказка на новый лад
  • Сочинение-проза по стихотворению
  • Сочинение истории с веселым концом и т.д.  

Эти задания дети выполняют самостоятельно без вмешательства учителя, т. к.  вмешательство в процесс творчества нарушает индивидуальность и оригинальность создаваемого произведения. 

          На уроках литературного чтения веду работу с кластерами.  (Кластер (гроздья)– это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями).  Учащимся предлагается записать в центре слово, вокруг которого они фиксируют слова или предложения, связанные с темой, обозначенной этим словом. Детям нравится работать с кластерами, ведь кластер предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией, что очень важно в наш век информатизации. Затем  включаю работу с  кластерами и на других предметах.                    Для того чтобы учащиеся захотели создать собственное произведение использую в работе методы стимулирования:

  • Эмоциональные:
  • поощрение;
  • создание ситуации успеха;
  • выставки детских сочинений;
  • отбор лучших сочинений.
  • Познавательные:
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативного решения;
  • выполнение творческого задания.       

      Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне    сделать следующие выводы:  

  • у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;
  • дети постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать,  делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;
  • у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;
  • более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

      А значит, задания творческого характера способствовали развитию творческого потенциала младших школьников.

        Интерес к творчеству растет постепенно (многие творческие задания заложены авторами учебников развивающего обучения Л. В. Занкова  и предлагаются детям), но, попробовав раз создать свое новое, ребята с энтузиазмом берутся за следующее творческое задание. Это подтверждает анализ диагностики: если в первом классе интерес к творчеству был невелик – 23%, во втором классе – 46%, а в третьем классе составил уже 68%, а в четвёртом – 80%.

     Результатом моей работы являются показатели позитивной динамики учебных достижений обучающихся (М. Зверева, Н. Нечаева):  если в конце 1 класса 32%  учащихся с первого раза (без анализа текста) могли выделить главную мысль из услышанного или прочитанного текста, во 2 классе 47%,  в 3 классе – уже 64% детей, то в 4 классе – 76%.

      37 % учащихся 1 класса, 46% учащихся 2 класса владели выразительным чтением при первом прочтении текста (умели использовать паузы,  ставить логическое и психологическое ударение, находили нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читали чётко и внятно),  в 3 классе этот процент учащихся составил уже – 64%, в 4 классе – 84%.

      64% учащихся могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст. 72% учащихся владеют выборочным пересказом, умеют точно отвечать на вопрос.  84%  учащихся владеют алгоритмом составления плана применяют эти знания на практике.

     Знания, полученные на уроках литературы, ребята применяют и на других предметах. Улучшилось качество творческих работ по русскому языку. Дети умеют письменно воспроизводить текст повествовательного характера; умеют устно и письменно составлять рассказ по серии картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.

          Как показывает практика, ребята широко используют знания и умения, приобретенные на уроках литературы, и на математике. 76% учащихся могут полно и последовательно составить текст задачи по выражению, а, умея выделять основные смысловые компоненты, 64% ребят  составляют схемы к задачам и используют их в решении.  

         На мой взгляд, методы и приёмы, которые я использую на уроках литературного чтения, и сама технология развивающего обучения Л. В. Занкова, по которой я работаю, направлены на раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребёнка. Ведь, формируя творческие способности детей, я помогаю детям развивать скрытые задатки и даю возможность раскрываться их таланту. 

           Таким образом, развитие и стимулирование творческих способностей учащихся являются не только важнейшей задачей образования, но и создают эффективную образовательную среду для раскрытия их личностного потенциала.  

      Хочется так же отметить, что мною изучена «Рабочая концепция одарённости» президентской программы «Одарённые дети», теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора А. И. Савенкова, что позволяет мне  творчески подходить к решению педагогических задач, успешно развивать и раскрывать личность ребёнка во всех его аспектах.

           Кроме того, я веду целенаправленную работу над развитием познавательных способностей учащихся через реализацию программы Н. А. Криволаповой «Умники и умницы», что также помогает развивать и выявлять способности детей. Они принимают активное участие во Всероссийских конкурсах: «Русский Медвежонок», «Золотое Руно», «Кенгуру», в Международном конкурсе «ЭМУ», в дистанционном конкурсе «Эврика», занимают призовые места по городу и по школе.  Ребята пробуют свои силы в творческих конкурсах, вот их результаты:

  • Победители городской олимпиады по русскому языку -   Косова Валерия (диплом II степени), Карнаухова Арина (диплом II степени) и Ларичева Полина (диплом III степени),  2009 г.
  • Победитель городской олимпиады по математике – Ларичева Полина (диплом II степени), 2009 г.
  •  Победитель городского тура интеллектуального марафона учеников-занковцев - Ларичева Полина,  I место, 2009 г.
  • I место в Международном конкурсе «ЭМУ» по литературному чтению – Вастикова Екатерина, 2010 г.
  • I место в Международном конкурсе «ЭМУ» по окружающему миру – Головань Никита, 2010 г.
  • II место в городской интеллектуально-развивающей игре «Эврика», 2010 г.
  • III место в дистанционном конкурсе «Эврика» - Макеева Елизавета, 2010 г.
  • II место в городском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев – Смирнова Мария, 2011 г.
  • I место и диплом I степени в городской олимпиаде по математике – Шевнин Артём, 2011 г.
  • III место и диплом I степени в городской олимпиаде по математике – Смирнова Мария, 2011  г.
  • Диплом I степени в городской олимпиаде по математике –  Пироговская Елизавета, 2011  г.
  • Диплом II степени в городской олимпиаде по математике –  Кулагина Мария, 2011  г.
  • II место в городской интеллектуально-развивающей игре «Эврика» I возрастная категория, 2011 г.
  • II место в городской интеллектуально-развивающей игре «Эврика» III возрастная категория, 2011 г.
  • Дипломы победителей городского литературного конкурса сочинений «Мой город – моя полиция», посвящённому 30-летию ОМВД России – Павлечко Александра, Ваганова Анастасия, Горчакова Екатерина, Орлова Галина, Пицко Кристина, 2012 г.
  • Победитель городского тура интеллектуального марафона учеников-занковцев – Вастикова Екатерина, 2013 г.
  • Призёры городского тура интеллектуального марафона учеников-занковцев – Пицко Кристина (II место), Орлова Галина (II место), Горчакова Екатерина (III место), 2013 г.
  • Победители городской олимпиады по русскому языку -   Вастикова Екатерина (I место), Горчакова Екатерина (I место), Перьков Семён (диплом I степени), 2013 г.
  • III место и диплом I степени в городской олимпиаде по математике – Чекунов Игорь, 2013  г.
  • Диплом II степени в городской олимпиаде по математике – Горчакова Екатерина, 2013 г.
  • II место в городской интеллектуально-развивающей игре «Эврика» I возрастная категория, 2013 г.
  • III место в личном зачёте в городской интеллектуально-развивающей игре «Эврика» I возрастная категория, Орлова Галина, 2013 г.
  • Дипломы победителей, призёров и дипломантов всероссийского заочного конкурса «Интеллект-экспресс» по русскому языку, математике, литературе и окружающему миру, 2012- 2013 учебный год (16 чел. класса)

Это и есть главный результат моей работы по созданию эффективной образовательной среды для раскрытия потенциала личности учащихся. А  деятельность своих учеников я могу назвать творческой.

 Результаты моей работы следующие:

  • Участие в практической части городского семинара – открытый урок по литературному чтению Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», 2008 г.
  • Диплом участника Всероссийского заочного конкурса «Мастерская учителя» (серия А № 00673/2010) - «Разработки 3 уроков литературного чтения по системе Л. В. Занкова»
  • Представление опыта работы на Всероссийском фестивале «Открытый урок», 2008 г.           -     «Карточки-задания по математике для учащихся 1 классов. Система Л. В. Занкова»
  • Представление опыта работы на заседании городского методического объединения учителей начальных классов «Речевая деятельность и работа с информацией» по теме: «Построение монологического высказывания, участие в диалоге, элементарное обоснование высказанного суждения» (ноябрь, 2009 г.)
  • Публикация во Всероссийском электронном издании ЗАВУЧ.ИНФО – конспекта урока русского языка, 1 класс, система Л. В. Занкова (февраль, 2010 г.)
  • Публикация урока «Урок письма – урок сотрудничества»  в журнале «Начальная школа: до и после» №8, 2010 г. (с. 40 – 45)
  • Публикация во Всероссийском заочном открытом конкурсе «Мастерская учителя» педагогического исследования по теме: «Технология совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л. В. Занкова» (апрель, 2010 г.)
  • Публикация урока литературного чтения по теме «Отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», 3 класс, система Л. В. Занкова в журнале «Начальная школа»,       № 12, 2011 г.  (с. 40 – 43)
  • Разработка в электронном журнале ЗАВУЧ. ИНФО урока литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г. Х. Андерсена «Чайник»,             (март 2013 г.)
  • Публикация в электронном ежеквартальном информационно-методическом журнале «Образование Ямала» урока литературного чтения, 4 класс, система Л. В. Занкова,     (апрель 2013 г.)
  • Сертификат по присвоению звания «Лучший педагог года» (по итогам 2012 - 2013 учебного года) в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», (сентябрь 2013 г.)

    В заключении хотелось бы сказать: есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». На мой взгляд, это и есть путь раскрытия потенциала личности учащихся и становления их творческих способностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

02. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaВ статье рассматривается важность развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальных класса...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

1,2,3,4 классы Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна.Развивать творческие способности надо с раннего возраста и продолжать в течении жизни. Д...